Нецелевое использование бюджетных средств по заработной плате
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование бюджетных средств по заработной плате (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субвенции
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что управлением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета... направленных на оплату труда работников, не осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными образовательными стандартами... занимающих должности заведующего хозяйством и лаборанта...
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что управлением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета... направленных на оплату труда работников, не осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными образовательными стандартами... занимающих должности заведующего хозяйством и лаборанта...
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области финансов, налогов, сборов и страхования: Организация оспаривает привлечение к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано, что Организация допустила нецелевое использование бюджетных средств (не признаны нецелевыми расходы на оплату труда работников образовательного учреждения, даже если они не принимают непосредственного участия в образовательном процессе, и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)не доказано, что Организация допустила нецелевое использование бюджетных средств (не признаны нецелевыми расходы на оплату труда работников образовательного учреждения, даже если они не принимают непосредственного участия в образовательном процессе, и др.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Минфин о нецелевом использовании КУ средств бюджета на оплату труда
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)МИНФИН О НЕЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КУ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 5)МИНФИН О НЕЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КУ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)1. Если содержание принципа эффективности использования бюджетных средств раскрывается в ст. 34 БК РФ оценочными выражениями в виде экономности (достижение требуемого (заданного) результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств) и результативности (достижение наилучшего (высокого) результата с использованием предусмотренных (выделенных) бюджетных средств, то в ст. 37 БК РФ содержание принципа адресности и целевого характера бюджетных средств раскрывается как доведение бюджетных средств до конкретных получателей с указанием цели их использования. В этой связи органы финансового контроля при определении нецелевого использования исходят из соответствия использованных средств кодам бюджетной квалификации, т.е. "из привязанности целей использования бюджетных средств к кодам бюджетной квалификации". При отсутствии ограничения использования бюджетных средств по кодам бюджетной классификации средства, как справедливо замечено Д.Л. Комягиным, предусмотренные, например, на оплату коммунальных услуг, в случае направления их на выплату заработной платы невозможно расценивать как нецелевое их использование <4>. Аналогичной точки зрения, с учетом позиций судов, придерживается и Я.Ю. Королева, отмечая, что каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов носят строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат <5>. Поэтому ясность, определенность формулирования цели выделения бюджетных средств является первейшим и важнейшим условием надлежащего соблюдения принципа целевого использования бюджетных средств.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)1. Если содержание принципа эффективности использования бюджетных средств раскрывается в ст. 34 БК РФ оценочными выражениями в виде экономности (достижение требуемого (заданного) результата с использованием наименьшего объема бюджетных средств) и результативности (достижение наилучшего (высокого) результата с использованием предусмотренных (выделенных) бюджетных средств, то в ст. 37 БК РФ содержание принципа адресности и целевого характера бюджетных средств раскрывается как доведение бюджетных средств до конкретных получателей с указанием цели их использования. В этой связи органы финансового контроля при определении нецелевого использования исходят из соответствия использованных средств кодам бюджетной квалификации, т.е. "из привязанности целей использования бюджетных средств к кодам бюджетной квалификации". При отсутствии ограничения использования бюджетных средств по кодам бюджетной классификации средства, как справедливо замечено Д.Л. Комягиным, предусмотренные, например, на оплату коммунальных услуг, в случае направления их на выплату заработной платы невозможно расценивать как нецелевое их использование <4>. Аналогичной точки зрения, с учетом позиций судов, придерживается и Я.Ю. Королева, отмечая, что каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов носят строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат <5>. Поэтому ясность, определенность формулирования цели выделения бюджетных средств является первейшим и важнейшим условием надлежащего соблюдения принципа целевого использования бюджетных средств.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая кассационную жалобу территориального фонда, обратил внимание, что спорные средства ОМС были использованы медицинской организацией не по целевому назначению в период 2018 - 2020 гг., в то время как медицинская организация восстановила эти средства на собственном счете ОМС только 27 октября 2022 г., то есть после проведения фондом проверки, выявления допущенного медицинской организацией нарушения и составления соответствующего акта, что свидетельствует о недобросовестности поведения медицинской организации и влечет ее обязанность по возврату в бюджет фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая кассационную жалобу территориального фонда, обратил внимание, что спорные средства ОМС были использованы медицинской организацией не по целевому назначению в период 2018 - 2020 гг., в то время как медицинская организация восстановила эти средства на собственном счете ОМС только 27 октября 2022 г., то есть после проведения фондом проверки, выявления допущенного медицинской организацией нарушения и составления соответствующего акта, что свидетельствует о недобросовестности поведения медицинской организации и влечет ее обязанность по возврату в бюджет фонда средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Исключение: если организация получает финансирование из средств бюджета, то "нестандартные" действия, направленные на повышение среднего заработка, могут рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Исключение: если организация получает финансирование из средств бюджета, то "нестандартные" действия, направленные на повышение среднего заработка, могут рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Статья: Нецелевое расходование бюджетных средств муниципальным учреждением спорта
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат. При расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в составе базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, учитываются в том числе группа затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании муниципальной услуги.
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)- объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат. При расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в составе базового норматива затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, учитываются в том числе группа затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании муниципальной услуги.
Статья: Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Однако при этом руководством учреждений нередко допускается использование бюджетных средств вразрез с заявленной при их предоставлении целью. Так, например, при проведении проверки Минфином Республики Саха (Якутия) образовательного учреждения "Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина" контрольным органом было установлено нецелевое использование средств субсидии на государственное задание, выразившееся в направлении данных средств на оплату труда, премирование работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 февраля 2021 г. N Ф02-7011/2020 по делу N А58-1764/2020 пришел к выводу, что образовательное учреждение не вправе производить оплату труда работников столовой за счет полученной субсидии из бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях не является обязанностью субъекта РФ, а должно осуществляться за счет иных средств (собственных и выделенных).
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Однако при этом руководством учреждений нередко допускается использование бюджетных средств вразрез с заявленной при их предоставлении целью. Так, например, при проведении проверки Минфином Республики Саха (Якутия) образовательного учреждения "Якутский промышленный техникум им. Т.Г. Десяткина" контрольным органом было установлено нецелевое использование средств субсидии на государственное задание, выразившееся в направлении данных средств на оплату труда, премирование работников столовой, не связанных с оказанием государственных услуг и выполняющих функции, не относящиеся к основным видам деятельности учреждения. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 февраля 2021 г. N Ф02-7011/2020 по делу N А58-1764/2020 пришел к выводу, что образовательное учреждение не вправе производить оплату труда работников столовой за счет полученной субсидии из бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в образовательных учреждениях не является обязанностью субъекта РФ, а должно осуществляться за счет иных средств (собственных и выделенных).
Готовое решение: Какими подстатьями детализируется и какие расходы отражаются по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в случае поступления денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, администратор отражает эти поступления по подстатье 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ. Указанные поступления не должны быть отнесены на подстатьи 141 - 144 КОСГУ (п. 9.4.5 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в случае поступления денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, администратор отражает эти поступления по подстатье 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ. Указанные поступления не должны быть отнесены на подстатьи 141 - 144 КОСГУ (п. 9.4.5 Порядка N 209н).
Статья: Конструирование санкций за квалифицированные составы нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов
(Карагина Д.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<12> См.: Иванчин А.В. О необходимости реконструкции основного и квалифицированного составов нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств (ст. 285.1, 285.2 УК РФ) // Вестник Академии экономический безопасности МВД России. 2009. N 6. С. 81 - 82.
(Карагина Д.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)<12> См.: Иванчин А.В. О необходимости реконструкции основного и квалифицированного составов нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств (ст. 285.1, 285.2 УК РФ) // Вестник Академии экономический безопасности МВД России. 2009. N 6. С. 81 - 82.
Статья: Нецелевое использование средств субсидий в образовательных учреждениях
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)В деле N А32-27571/2022 рассматривался спор колледжа и краевого департамента финансово-бюджетного надзора. Проверяющие посчитали, что колледж допустил нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в оплате труда работников общежития и столовой, не связанных с оказанием государственных услуг. Учреждение не согласилось с этим в части зарплаты работников общежития и обратилось в суд.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)В деле N А32-27571/2022 рассматривался спор колледжа и краевого департамента финансово-бюджетного надзора. Проверяющие посчитали, что колледж допустил нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в оплате труда работников общежития и столовой, не связанных с оказанием государственных услуг. Учреждение не согласилось с этим в части зарплаты работников общежития и обратилось в суд.
Готовое решение: Какие операции отражаются по статье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ и по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение здравоохранения использовало не по целевому назначению средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. Указанные средства подлежат возврату в бюджет ТФОМС. Операции по возврату следует отражать по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (Письмо Минфина России от 13.08.2021 N 02-08-10/65560).
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение здравоохранения использовало не по целевому назначению средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. Указанные средства подлежат возврату в бюджет ТФОМС. Операции по возврату следует отражать по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (Письмо Минфина России от 13.08.2021 N 02-08-10/65560).
Статья: Нецелевое использование бюджетных средств: доплаты работникам
(Казанцева Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)Как установлено судом, по итогам внеплановой выездной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в учреждении был выявлен факт нецелевого использования средств субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за 2021 год и истекший период 2022 года. По итогам проверки был составлен акт от 08.12.2022.
(Казанцева Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)Как установлено судом, по итогам внеплановой выездной проверки правильности начисления и выплаты заработной платы из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в учреждении был выявлен факт нецелевого использования средств субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за 2021 год и истекший период 2022 года. По итогам проверки был составлен акт от 08.12.2022.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)усложнился контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями кредитов, существовала возможность нецелевого использования и злоупотреблений;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)усложнился контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями кредитов, существовала возможность нецелевого использования и злоупотреблений;
Статья: Когда расходы на оплату труда являются "нецелевкой"?
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)КОГДА РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА ЯВЛЯЮТСЯ "НЕЦЕЛЕВКОЙ"?
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)КОГДА РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА ЯВЛЯЮТСЯ "НЕЦЕЛЕВКОЙ"?