Нецелевое использование бюджетных средств автономным учреждением
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование бюджетных средств автономным учреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ"Довод жалобы, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств, также отклонен как основанный на неверном толковании п. 1 ст. 306.4 БК РФ, ст. 15.14 КоАП РФ, по смыслу которых использование автономным учреждением средств субсидии из бюджета бюджетной системы Российской Федерации (предоставленной на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания) на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, является нецелевым использованием бюджетных средств."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор оказания услуг по сертификации
(КонсультантПлюс, 2025)"...Государственное областное автономное учреждение здравоохранения... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением... о признании недействительным акта комплексной проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования... в части обязания Учреждения возвратить в бюджет Фонда... средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованные не по целевому назначению.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Государственное областное автономное учреждение здравоохранения... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением... о признании недействительным акта комплексной проверки территориального фонда обязательного медицинского страхования... в части обязания Учреждения возвратить в бюджет Фонда... средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованные не по целевому назначению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы нормативного регулирования, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора в сфере реализации национального проекта "Здравоохранение"
(Пересыпкин А.В.)
("Медицинское право", 2021, N 4)<19> Шихов А.Ю. Ответственность за нецелевое использование средств // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2017. N 5. С. 23 - 27; Гусев А. Нецелевое использование средств бюджетными учреждениями // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 11. С. 32 - 41; Ловидова А.Г. Нецелевое использование бюджетных средств бюджетными и автономными учреждениями // Руководитель автономного учреждения. 2014. N 8. С. 20 - 23; и т.п.
(Пересыпкин А.В.)
("Медицинское право", 2021, N 4)<19> Шихов А.Ю. Ответственность за нецелевое использование средств // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2017. N 5. С. 23 - 27; Гусев А. Нецелевое использование средств бюджетными учреждениями // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 11. С. 32 - 41; Ловидова А.Г. Нецелевое использование бюджетных средств бюджетными и автономными учреждениями // Руководитель автономного учреждения. 2014. N 8. С. 20 - 23; и т.п.
Статья: Дезорганизация публичных финансов как угроза финансовой безопасности
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Сформировавшийся финансово-правовой механизм взаимосвязи между централизованными и децентрализованными фондами привел к появлению отдельной группы рисков, возникающих при использовании и предоставлении бюджетных средств, например в форме субсидии, являющихся самыми "жизнеспособными" рисками в современных условиях. Так, дезорганизация проявляется в закреплении правового режима субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, которые не относятся к получателям бюджетных средств (ст. 152 БК РФ), а субсидии, поступившие бюджетному учреждению, не являются средствами бюджета (Письмо Минфина России N 02-13-07/3919, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-545 от 26 сентября 2012 г.). Поскольку бюджетные средства в форме субсидии переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, что не позволяет привлечь к ответственности нарушителей бюджетного законодательства. Кроме того, подсудность по подобным делам не определена законодательством, в чем также проявляется дезорганизация механизма соблюдения бюджетного законодательства <2>.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Сформировавшийся финансово-правовой механизм взаимосвязи между централизованными и децентрализованными фондами привел к появлению отдельной группы рисков, возникающих при использовании и предоставлении бюджетных средств, например в форме субсидии, являющихся самыми "жизнеспособными" рисками в современных условиях. Так, дезорганизация проявляется в закреплении правового режима субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям, которые не относятся к получателям бюджетных средств (ст. 152 БК РФ), а субсидии, поступившие бюджетному учреждению, не являются средствами бюджета (Письмо Минфина России N 02-13-07/3919, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-545 от 26 сентября 2012 г.). Поскольку бюджетные средства в форме субсидии переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, что не позволяет привлечь к ответственности нарушителей бюджетного законодательства. Кроме того, подсудность по подобным делам не определена законодательством, в чем также проявляется дезорганизация механизма соблюдения бюджетного законодательства <2>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 30.11.2023 N 532
"Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий"12. При формировании суждения о наличии (отсутствии) признаков нецелевого использования бюджетных средств на основе результатов контрольных действий по изучению использования средств субсидии, предоставленных юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, или физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг рекомендуется обратить внимание на наличие фактов несоответствия закупленных товаров, работ и услуг, имущества, иных выплат вне зависимости от наличия (отсутствия) фактов несоблюдения условий контрактов, договоров целям (направлениям) использования средств субсидии, установленным (обусловленным) правовыми актами и соглашениями о предоставлении указанной субсидии, или полного фактического отсутствия оплаченных товаров, работ, услуг, осуществления отдельных выплат за счет средств субсидии на основании документов, содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения.
"Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий"12. При формировании суждения о наличии (отсутствии) признаков нецелевого использования бюджетных средств на основе результатов контрольных действий по изучению использования средств субсидии, предоставленных юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, или физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг рекомендуется обратить внимание на наличие фактов несоответствия закупленных товаров, работ и услуг, имущества, иных выплат вне зависимости от наличия (отсутствия) фактов несоблюдения условий контрактов, договоров целям (направлениям) использования средств субсидии, установленным (обусловленным) правовыми актами и соглашениями о предоставлении указанной субсидии, или полного фактического отсутствия оплаченных товаров, работ, услуг, осуществления отдельных выплат за счет средств субсидии на основании документов, содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения.
Статья: Ремонтные работы: причины споров с проверяющими
(Семенов С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Казенные, бюджетные и автономные учреждения должны расходовать средства, получаемые из бюджетов бюджетной системы РФ, на цели, для которых они выделяются. В противном случае выявленные проверяющими факты отклонения фактического использования средств от целей их предоставления могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств. В этом материале приведем несколько судебных решений, касающихся нецелевого расходования средств при ремонте имущества. Забегая вперед, отметим, что суды не всегда встают на сторону проверяющих.
(Семенов С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 3)Казенные, бюджетные и автономные учреждения должны расходовать средства, получаемые из бюджетов бюджетной системы РФ, на цели, для которых они выделяются. В противном случае выявленные проверяющими факты отклонения фактического использования средств от целей их предоставления могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств. В этом материале приведем несколько судебных решений, касающихся нецелевого расходования средств при ремонте имущества. Забегая вперед, отметим, что суды не всегда встают на сторону проверяющих.
Готовое решение: На какие цели казенные, бюджетные и автономные учреждения могут расходовать предоставленные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы направите бюджетные средства на цели, которые противоречат целям их получения, то контролирующий орган признает ваши расходы нецелевым использованием бюджетных средств. Поэтому проверьте, соответствуют ли ваши расходы тем целям (направлениям) использования средств, которые указаны в документах - основаниях их предоставления.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы направите бюджетные средства на цели, которые противоречат целям их получения, то контролирующий орган признает ваши расходы нецелевым использованием бюджетных средств. Поэтому проверьте, соответствуют ли ваши расходы тем целям (направлениям) использования средств, которые указаны в документах - основаниях их предоставления.
Статья: Применение статьи 15.14 КоАП РФ: нецелевое использование средств субсидии
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)Ясно, что понятие "нецелевое использование бюджетных средств", используемое в ст. 306.4 БК РФ, может рассматриваться исключительно в контексте применения бюджетных мер принуждения и распространяется на участников бюджетного процесса.
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)Ясно, что понятие "нецелевое использование бюджетных средств", используемое в ст. 306.4 БК РФ, может рассматриваться исключительно в контексте применения бюджетных мер принуждения и распространяется на участников бюджетного процесса.
Статья: Нецелевое использование бюджетных средств: доплаты работникам
(Казанцева Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)Как следует из дела N А58-608/2023, проанализированного в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023, автономное учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, а именно в нецелевом использовании средств субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Нарушение выражалось в начислении и осуществлении в 2021 и 2022 годах персональных доплат четырем сотрудникам, принятым на работу после введения новой структуры фонда оплаты труда. Было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 400 руб.
(Казанцева Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)Как следует из дела N А58-608/2023, проанализированного в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023, автономное учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, а именно в нецелевом использовании средств субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Нарушение выражалось в начислении и осуществлении в 2021 и 2022 годах персональных доплат четырем сотрудникам, принятым на работу после введения новой структуры фонда оплаты труда. Было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 400 руб.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Как отмечает В.А. Полтарыхин, несмотря на большой оборот бюджетных средств в сфере закупок, привлечение к уголовной ответственности в рамках нецелевого использования бюджетных средств минимально, о чем свидетельствует судебная статистика за последние годы: в 2018 г. - 1 обвинительный приговор, в 2019 г. - 3 обвинительных приговора, в 2020 г. - 1 обвинительный приговор <368>. Небольшое количество приговоров по данной статье обосновывается еще и тем, что может быть осуществлено приобретение товаров (работ, услуг) по государственному или муниципальному контракту ненадлежащего качества. Однако подобные деяния можно квалифицировать по иным нормам уголовного законодательства. Например, должностное лицо не совершило надлежащую проверку качества и объема выполненной по муниципальному контракту работы и подписало акты приемки, в результате бюджетные средства были перечислены контрагенту, а нарушения контракта не были выявлены. Лицо было привлечено к ответственности за халатность <369>. Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что к уголовной ответственности не могут быть привлечены руководители бюджетных и автономных учреждений, в силу того что их не относят к получателям бюджетных средств. Но именно они, как правило, являются субъектами нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств <370>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Как отмечает В.А. Полтарыхин, несмотря на большой оборот бюджетных средств в сфере закупок, привлечение к уголовной ответственности в рамках нецелевого использования бюджетных средств минимально, о чем свидетельствует судебная статистика за последние годы: в 2018 г. - 1 обвинительный приговор, в 2019 г. - 3 обвинительных приговора, в 2020 г. - 1 обвинительный приговор <368>. Небольшое количество приговоров по данной статье обосновывается еще и тем, что может быть осуществлено приобретение товаров (работ, услуг) по государственному или муниципальному контракту ненадлежащего качества. Однако подобные деяния можно квалифицировать по иным нормам уголовного законодательства. Например, должностное лицо не совершило надлежащую проверку качества и объема выполненной по муниципальному контракту работы и подписало акты приемки, в результате бюджетные средства были перечислены контрагенту, а нарушения контракта не были выявлены. Лицо было привлечено к ответственности за халатность <369>. Кроме того, следует учитывать и то обстоятельство, что к уголовной ответственности не могут быть привлечены руководители бюджетных и автономных учреждений, в силу того что их не относят к получателям бюджетных средств. Но именно они, как правило, являются субъектами нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств <370>.
Статья: Кого привлекут к административной ответственности за "нецелевку"?
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)За нецелевое использование бюджетных средств к административной (уголовной) ответственности привлекаются руководители государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий, иных юридических и физических лиц - получателей субсидий, бюджетных инвестиций из бюджета бюджетной системы РФ.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)За нецелевое использование бюджетных средств к административной (уголовной) ответственности привлекаются руководители государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий, иных юридических и физических лиц - получателей субсидий, бюджетных инвестиций из бюджета бюджетной системы РФ.
Статья: Методичка Минфина по оценке действий объекта контроля в целях выявления нарушений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)При формировании суждения о наличии (отсутствии) признаков нецелевого использования бюджетных средств на основе результатов контрольных действий по изучению использования средств субсидии, предоставленных юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, или физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, рекомендуется обратить внимание на наличие фактов несоответствия закупленных товаров, работ и услуг, имущества, иных выплат вне зависимости от наличия (отсутствия) фактов несоблюдения условий контрактов, договоров целям (направлениям) использования средств субсидии, установленным (обусловленным) правовыми актами и соглашениями о предоставлении указанной субсидии, или полного фактического отсутствия оплаченных товаров, работ, услуг, осуществления отдельных выплат за счет средств субсидии на основании документов, содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения (п. 12 Методических рекомендаций).
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)При формировании суждения о наличии (отсутствии) признаков нецелевого использования бюджетных средств на основе результатов контрольных действий по изучению использования средств субсидии, предоставленных юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, или физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, рекомендуется обратить внимание на наличие фактов несоответствия закупленных товаров, работ и услуг, имущества, иных выплат вне зависимости от наличия (отсутствия) фактов несоблюдения условий контрактов, договоров целям (направлениям) использования средств субсидии, установленным (обусловленным) правовыми актами и соглашениями о предоставлении указанной субсидии, или полного фактического отсутствия оплаченных товаров, работ, услуг, осуществления отдельных выплат за счет средств субсидии на основании документов, содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения (п. 12 Методических рекомендаций).
Статья: Условия предоставления или использования субсидии: есть ли разница?
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)Нецелевое расходование средств. При проверке автономного учреждения (физкультурно-оздоровительного комплекса) орган Федерального казначейства выявил неправомерное использование средств субсидии, выделенной на создание (модернизацию) объекта спортивной инфраструктуры. Контролеры посчитали, что вместо работ по оснащению объекта спортивно-технологическим оборудованием ФОК фактически произвел целый комплекс общестроительных работ по созданию нового спортивного сооружения. Это свидетельствует о нарушении учреждением условий предоставления субсидии, определенных соглашением, и нецелевом использовании бюджетных средств. Орган Казначейства предписал вернуть неправомерно потраченные 10,3 млн руб., но ФОК не согласился.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 4)Нецелевое расходование средств. При проверке автономного учреждения (физкультурно-оздоровительного комплекса) орган Федерального казначейства выявил неправомерное использование средств субсидии, выделенной на создание (модернизацию) объекта спортивной инфраструктуры. Контролеры посчитали, что вместо работ по оснащению объекта спортивно-технологическим оборудованием ФОК фактически произвел целый комплекс общестроительных работ по созданию нового спортивного сооружения. Это свидетельствует о нарушении учреждением условий предоставления субсидии, определенных соглашением, и нецелевом использовании бюджетных средств. Орган Казначейства предписал вернуть неправомерно потраченные 10,3 млн руб., но ФОК не согласился.
Готовое решение: Какие операции отражаются по статье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ и по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение здравоохранения использовало не по целевому назначению средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. Указанные средства подлежат возврату в бюджет ТФОМС. Операции по возврату следует отражать по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (Письмо Минфина России от 13.08.2021 N 02-08-10/65560).
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение здравоохранения использовало не по целевому назначению средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала. Указанные средства подлежат возврату в бюджет ТФОМС. Операции по возврату следует отражать по статье 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (Письмо Минфина России от 13.08.2021 N 02-08-10/65560).
Статья: Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)В настоящее время в условиях циклических глобальных экономических кризисов, а также вызовов времени в виде международных санкций все большую актуальность приобретают вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств. Казенные и бюджетные (автономные) учреждения, являясь, по сути, непосредственными пользователями государственных финансовых ресурсов, выступают главными субъектами ответственности за нецелевое использование (расходование) бюджетных средств. Нецелевое использование (расходование) средств бюджета подразумевает преступные деяния, в ходе которых субъект, обладающий специальной компетенцией, расходует денежные средства на цели, не предусмотренные изначально данным бюджетом. Отмечается, что все нарушения бюджетного законодательства выявляются в ходе осуществления государственного финансового контроля. Сегодня перед органами государственного (муниципального) контроля поставлена задача проведения регулярных и результативных контрольных мероприятий. В статье анализируется судебная практика по вопросам нецелевого использования казенными и бюджетными образовательными учреждениями бюджетных средств, поскольку деятельность указанных субъектов напрямую способствует развитию российского государства. Недопустимость нецелевого расходования бюджетных средств рассматриваемыми субъектами следует признать основополагающим принципом деятельности бюджетных и казенных учреждений, поскольку от ее результатов напрямую зависит развитие государства в экономической сфере, а также обеспечение его национальной безопасности.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)В настоящее время в условиях циклических глобальных экономических кризисов, а также вызовов времени в виде международных санкций все большую актуальность приобретают вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств. Казенные и бюджетные (автономные) учреждения, являясь, по сути, непосредственными пользователями государственных финансовых ресурсов, выступают главными субъектами ответственности за нецелевое использование (расходование) бюджетных средств. Нецелевое использование (расходование) средств бюджета подразумевает преступные деяния, в ходе которых субъект, обладающий специальной компетенцией, расходует денежные средства на цели, не предусмотренные изначально данным бюджетом. Отмечается, что все нарушения бюджетного законодательства выявляются в ходе осуществления государственного финансового контроля. Сегодня перед органами государственного (муниципального) контроля поставлена задача проведения регулярных и результативных контрольных мероприятий. В статье анализируется судебная практика по вопросам нецелевого использования казенными и бюджетными образовательными учреждениями бюджетных средств, поскольку деятельность указанных субъектов напрямую способствует развитию российского государства. Недопустимость нецелевого расходования бюджетных средств рассматриваемыми субъектами следует признать основополагающим принципом деятельности бюджетных и казенных учреждений, поскольку от ее результатов напрямую зависит развитие государства в экономической сфере, а также обеспечение его национальной безопасности.