НДФЛ при продаже земельного участка в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу НДФЛ при продаже земельного участка в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 14.08.2023 N 33а-4361/2023 (УИД 72RS0013-01-2022-010187-28)
Категория спора: НДФЛ.
Требования налогоплательщика: 1) О признании незаконным решения о доначислении НДФЛ; 2) О признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
Обстоятельства: Ошибочный расчет НДФЛ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговым органом правомерно рассчитан налог на доходы физических лиц за 2020 год с дохода, полученного С. от продажи земельного участка, который составил 613 176 рублей.
Категория спора: НДФЛ.
Требования налогоплательщика: 1) О признании незаконным решения о доначислении НДФЛ; 2) О признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности.
Обстоятельства: Ошибочный расчет НДФЛ.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговым органом правомерно рассчитан налог на доходы физических лиц за 2020 год с дохода, полученного С. от продажи земельного участка, который составил 613 176 рублей.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 214.10 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик получил в собственность по договору дарения в 2020 году земельный участок и здания и в том же году продал 1/2 долю в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости. Налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком суммы полученного дохода и доначислил НДФЛ исходя из кадастровой стоимости участка и зданий на 1 января 2020 года. Налогоплательщик оспорил доначисление. Суд установил, что сведения о кадастровой стоимости зданий по состоянию на 1 января 2020 года в ЕГРН внесены не были, поэтому исчислять НДФЛ исходя из кадастровой стоимости этих объектов за 2020 год оснований не имелось. Суд отклонил довод налогового органа о том, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была определена распоряжением уполномоченного органа в октябре 2019 года, опубликованном в СМИ, с которым налогоплательщик мог ознакомиться. Суд указал, что в силу п. 6 ст. 214.10 НК РФ определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости при исчислении налога на доход физического лица от продажи недвижимого имущества или получения его в дар возможно только при условии наличия сведений об их кадастровой стоимости в ЕГРН на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности. Отсутствие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН является препятствием для ее применения в целях налогообложения. Поскольку сведения о кадастровой стоимости зданий были внесены в ЕГРН в июне 2021 года, они не могли использоваться для определения налоговой базы по НДФЛ в 2020 году. При отсутствии сведений о кадастровой стоимости зданий налоговому органу следовало при определении размера НДФЛ, подлежащего уплате, исходить из их инвентаризационной стоимости.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик получил в собственность по договору дарения в 2020 году земельный участок и здания и в том же году продал 1/2 долю в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости. Налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком суммы полученного дохода и доначислил НДФЛ исходя из кадастровой стоимости участка и зданий на 1 января 2020 года. Налогоплательщик оспорил доначисление. Суд установил, что сведения о кадастровой стоимости зданий по состоянию на 1 января 2020 года в ЕГРН внесены не были, поэтому исчислять НДФЛ исходя из кадастровой стоимости этих объектов за 2020 год оснований не имелось. Суд отклонил довод налогового органа о том, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости была определена распоряжением уполномоченного органа в октябре 2019 года, опубликованном в СМИ, с которым налогоплательщик мог ознакомиться. Суд указал, что в силу п. 6 ст. 214.10 НК РФ определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости при исчислении налога на доход физического лица от продажи недвижимого имущества или получения его в дар возможно только при условии наличия сведений об их кадастровой стоимости в ЕГРН на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности. Отсутствие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН является препятствием для ее применения в целях налогообложения. Поскольку сведения о кадастровой стоимости зданий были внесены в ЕГРН в июне 2021 года, они не могли использоваться для определения налоговой базы по НДФЛ в 2020 году. При отсутствии сведений о кадастровой стоимости зданий налоговому органу следовало при определении размера НДФЛ, подлежащего уплате, исходить из их инвентаризационной стоимости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Каким образом граждане пытаются уйти от уплаты НДФЛ при продаже квартиры и к чему это приводит
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)В другом споре, в котором объектом налогообложения послужил доход, полученный от продажи земельных участков, дата приобретения земельных участков также имела значение, но для определения налоговой базы. Ф.И.О.1 за налоговую базу взяла договорную стоимость земельных участков, так как считала, что налоговая база должна определяться в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения первоначального земельного участка (2015 г.). Налоговый орган применил законодательство, которое действовало в 2016 г. на момент разделения земельного участка на два земельных участка, сведения о которых внесены в ЕГРН в 2016 г. В 2017 г. данные земельные участки были проданы. Девятый кассационный суд общей юрисдикции в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам от 18 марта 2020 года N 88а-2463/2020 согласился с налоговым органом, так как стоимость земельных участков, определенная договорами купли продажи, была меньше величины кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января года, в котором Ф.И.О.1 продала земельные участки, соответственно, размер НДФЛ должен был рассчитываться налогоплательщиком не из договорной цены, а исходя из кадастровой стоимости земельных участков, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 4)В другом споре, в котором объектом налогообложения послужил доход, полученный от продажи земельных участков, дата приобретения земельных участков также имела значение, но для определения налоговой базы. Ф.И.О.1 за налоговую базу взяла договорную стоимость земельных участков, так как считала, что налоговая база должна определяться в соответствии с законодательством, действовавшим на момент приобретения первоначального земельного участка (2015 г.). Налоговый орган применил законодательство, которое действовало в 2016 г. на момент разделения земельного участка на два земельных участка, сведения о которых внесены в ЕГРН в 2016 г. В 2017 г. данные земельные участки были проданы. Девятый кассационный суд общей юрисдикции в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам от 18 марта 2020 года N 88а-2463/2020 согласился с налоговым органом, так как стоимость земельных участков, определенная договорами купли продажи, была меньше величины кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости по состоянию на 1 января года, в котором Ф.И.О.1 продала земельные участки, соответственно, размер НДФЛ должен был рассчитываться налогоплательщиком не из договорной цены, а исходя из кадастровой стоимости земельных участков, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 19.02.2024 N БВ-4-7/1786@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>В данном случае сведения о кадастровой стоимости объектов налогообложения внесены в ЕГРН 29.06.2021, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения налогового органа, в котором в нарушение статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации приведен расчет налога за 2020 год исходя из кадастровой стоимости этих объектов недвижимости. Наряду с этим сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 29.11.2019, в связи с чем оснований полагать, что она не могла быть использована при определении налоговой базы при исчислении налога на доход физического лица от продажи недвижимого имущества и получении его в дар за налоговый период 2020 года, не имеется.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>В данном случае сведения о кадастровой стоимости объектов налогообложения внесены в ЕГРН 29.06.2021, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения налогового органа, в котором в нарушение статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации приведен расчет налога за 2020 год исходя из кадастровой стоимости этих объектов недвижимости. Наряду с этим сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 29.11.2019, в связи с чем оснований полагать, что она не могла быть использована при определении налоговой базы при исчислении налога на доход физического лица от продажи недвижимого имущества и получении его в дар за налоговый период 2020 года, не имеется.
<Письмо> ФНС России от 31.05.2023 N БВ-4-7/6781
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>По результатам выездной налоговой проверки гражданина вынесено решение от 10.07.2020, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц, налога по упрощенной системе налогообложения за 2016 - 2018 годы.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>По результатам выездной налоговой проверки гражданина вынесено решение от 10.07.2020, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц, налога по упрощенной системе налогообложения за 2016 - 2018 годы.
Вопрос: Была ли в России судебная практика по вопросу налогообложения дохода нерезидента России от продажи недвижимости в России, которой он владел менее 5 лет?
("Жилищное право", 2021, N 5)Если же одна из квартир куплена в течение 90 дней до продажи второй, то минимальный срок владения составит три года. Например, в декабре 2016 года куплена первая квартира, а в начале января 2020 года - вторая. В таком случае до начала апреля 2020 года первую квартиру можно продать без подачи декларации и уплаты НДФЛ.
("Жилищное право", 2021, N 5)Если же одна из квартир куплена в течение 90 дней до продажи второй, то минимальный срок владения составит три года. Например, в декабре 2016 года куплена первая квартира, а в начале января 2020 года - вторая. В таком случае до начала апреля 2020 года первую квартиру можно продать без подачи декларации и уплаты НДФЛ.
Готовое решение: Как на УСН учесть продажу имущества и имущественных прав
(КонсультантПлюс, 2025)Если же ИП продает личное имущество, не задействованное в бизнесе, а также если ИП не указывал при регистрации такой вид деятельности, как продажа недвижимого имущества (земельных участков), то обложение будет уже в рамках НДФЛ (Письма Минфина России от 28.06.2023 N 03-04-05/60201, от 05.03.2022 N 03-04-05/16195, от 16.11.2021 N 03-11-11/92368, от 22.09.2021 N 03-11-11/76758). При этом ИП в общем случае вправе применять льготы (вычет, освобождение) по НДФЛ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если же ИП продает личное имущество, не задействованное в бизнесе, а также если ИП не указывал при регистрации такой вид деятельности, как продажа недвижимого имущества (земельных участков), то обложение будет уже в рамках НДФЛ (Письма Минфина России от 28.06.2023 N 03-04-05/60201, от 05.03.2022 N 03-04-05/16195, от 16.11.2021 N 03-11-11/92368, от 22.09.2021 N 03-11-11/76758). При этом ИП в общем случае вправе применять льготы (вычет, освобождение) по НДФЛ.
Готовое решение: Как облагается продажа недвижимого имущества у ИП на спецрежиме
(КонсультантПлюс, 2025)Если недвижимость приобретена до 01.01.2016, то для освобождения достаточно, чтобы она находилась в вашей собственности три года и более (п. 17.1 ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.08.2020 N 03-04-05/69440).
(КонсультантПлюс, 2025)Если недвижимость приобретена до 01.01.2016, то для освобождения достаточно, чтобы она находилась в вашей собственности три года и более (п. 17.1 ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.08.2020 N 03-04-05/69440).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)В Письме Минфина России от 05.06.2020 N 03-03-05/48479 отмечено:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)В Письме Минфина России от 05.06.2020 N 03-03-05/48479 отмечено:
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 19.02.2024 N БВ-4-7/1786@ <Обзор правовых позиций из судебных актов КС РФ и ВС РФ за IV квартал 2023 года>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 7)Гражданин получил не от родственника в дар (по договору от 18.08.2020) четыре садовых дома и земельный участок, стоимость которых оценена сторонами в 2 000 000 рублей. Впоследствии, 8 октября 2020 года, человек продал 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанные объекты за 900 000 рублей. В декларации он отразил данный прибыток и доход, полученный в порядке дарения (2 млн руб.), а НДФЛ составил 377 000 рублей.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 7)Гражданин получил не от родственника в дар (по договору от 18.08.2020) четыре садовых дома и земельный участок, стоимость которых оценена сторонами в 2 000 000 рублей. Впоследствии, 8 октября 2020 года, человек продал 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанные объекты за 900 000 рублей. В декларации он отразил данный прибыток и доход, полученный в порядке дарения (2 млн руб.), а НДФЛ составил 377 000 рублей.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.