Назначение на должность военнослужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение на должность военнослужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение 2 Восточного окружного военного суда от 05.11.2024 N 33а-521/2024 (УИД 54GV0002-01-2024-000395-62)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: 1) Об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер по отмене приказа об исключении из списков личного состава, возложении обязанности восстановить на военной службе; 2) Об оспаривании решений, бездействия в сфере проезда на транспорте, об обязании совершить действия.
Обстоятельства: Поскольку решение о переводе истца к новому месту службы не реализовано, а отменено, то приказ военного комиссара об исключении истца из списков личного состава, изданный во исполнение вышеназванного приказа, также подлежит отмене, как производный от того приказа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.Установив данные обстоятельства, в их взаимосвязью с приведенными нормами законодательства, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку решение статс-секретаря - <...> о переводе административного истца к новому месту службы не реализовано, а отменено, то приказ военного комиссара об исключении Ч. из списков личного состава, изданный во исполнение вышеназванного приказа статс-секретаря - <...>, так же подлежит отмене как производный от того приказа, в не зависимости от того, назначен ли на указанную должность новый военнослужащий.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: 1) Об оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии мер по отмене приказа об исключении из списков личного состава, возложении обязанности восстановить на военной службе; 2) Об оспаривании решений, бездействия в сфере проезда на транспорте, об обязании совершить действия.
Обстоятельства: Поскольку решение о переводе истца к новому месту службы не реализовано, а отменено, то приказ военного комиссара об исключении истца из списков личного состава, изданный во исполнение вышеназванного приказа, также подлежит отмене, как производный от того приказа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.Установив данные обстоятельства, в их взаимосвязью с приведенными нормами законодательства, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку решение статс-секретаря - <...> о переводе административного истца к новому месту службы не реализовано, а отменено, то приказ военного комиссара об исключении Ч. из списков личного состава, изданный во исполнение вышеназванного приказа статс-секретаря - <...>, так же подлежит отмене как производный от того приказа, в не зависимости от того, назначен ли на указанную должность новый военнослужащий.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"Назначение на воинские должности. Зачисление военнослужащих
(ред. от 28.06.2016)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"Назначение на воинские должности. Зачисление военнослужащих
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компетентность и профессионализм воинских руководителей при перемещении их на новые воинские должности
(Глухов Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)2) если планируется назначение военнослужащего на должность по новой для него ВУС (кроме родственной), то перед таким назначением необходимо проведение переподготовки. Важно подчеркнуть, что переподготовка, согласно комментируемой норме права, должна быть проведена именно перед тем, как такой военнослужащий приступит к исполнению обязанностей по новой должности, а не после. Вместе с тем военные суды иногда не замечают данного нарушения либо считают его не влияющим на права и интересы заявителя-военнослужащего, оспаривающего подобные перемещения <7>;
(Глухов Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)2) если планируется назначение военнослужащего на должность по новой для него ВУС (кроме родственной), то перед таким назначением необходимо проведение переподготовки. Важно подчеркнуть, что переподготовка, согласно комментируемой норме права, должна быть проведена именно перед тем, как такой военнослужащий приступит к исполнению обязанностей по новой должности, а не после. Вместе с тем военные суды иногда не замечают данного нарушения либо считают его не влияющим на права и интересы заявителя-военнослужащего, оспаривающего подобные перемещения <7>;
Статья: О современных тенденциях разрешения споров в сфере военной службы по материалам военно-судебной практики
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)Командир воинской части, в непосредственном подчинении которого находился Л., и командир воинской части, освободивший его от занимаемой воинской должности и допустивший своим приказом назначение его на невакантную (занятую) воинскую должность, длительное время исключавшее возможность вступления в исполнение обязанностей по ней, должны были разрешить вопрос о зачислении Л. в распоряжение до решения вопроса служебного предназначения. Данный вопрос фактически решался командованием не только путем принятия мер по освобождению воинской должности, на которую назначен Л., но и подысканием и предложением ему иных воинских должностей. А соответствующие полномочия командира воинской части по представлению Л. к зачислению в распоряжение закреплены в п. 10 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660. Полномочия командира воинской части по зачислению военнослужащих категории, к которой относится Л., в распоряжение вытекают из п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, разд. II Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733.
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 2)Командир воинской части, в непосредственном подчинении которого находился Л., и командир воинской части, освободивший его от занимаемой воинской должности и допустивший своим приказом назначение его на невакантную (занятую) воинскую должность, длительное время исключавшее возможность вступления в исполнение обязанностей по ней, должны были разрешить вопрос о зачислении Л. в распоряжение до решения вопроса служебного предназначения. Данный вопрос фактически решался командованием не только путем принятия мер по освобождению воинской должности, на которую назначен Л., но и подысканием и предложением ему иных воинских должностей. А соответствующие полномочия командира воинской части по представлению Л. к зачислению в распоряжение закреплены в п. 10 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660. Полномочия командира воинской части по зачислению военнослужащих категории, к которой относится Л., в распоряжение вытекают из п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, разд. II Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"Назначение на воинские должности. Зачисление военнослужащих
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"Назначение на воинские должности. Зачисление военнослужащих
Приказ Министра обороны РФ от 30.10.2015 N 660
(ред. от 03.08.2020)
"О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации"
(вместе с "Порядком деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2015 N 40058)IV. Назначение военнослужащих на воинские должности,
(ред. от 03.08.2020)
"О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации"
(вместе с "Порядком деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2015 N 40058)IV. Назначение военнослужащих на воинские должности,
Статья: О некоторых вопросах применения военными судами законодательства о денежном довольствии военнослужащих (по материалам судебной практики)
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 8)14. При назначении военнослужащего на высшую должность, исполнение обязанностей по которой связано с изменением служебной деятельности, возможно присвоение (подтверждение) ему классной квалификации ранее периода, на который у военнослужащего сохраняется имевшаяся классная квалификация.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 8)14. При назначении военнослужащего на высшую должность, исполнение обязанностей по которой связано с изменением служебной деятельности, возможно присвоение (подтверждение) ему классной квалификации ранее периода, на который у военнослужащего сохраняется имевшаяся классная квалификация.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Законе о занятости содержится так называемое перечневое определение занятых граждан, к числу которых, в частности, относятся: работающие по трудовому договору; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению ОСЗН; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 2 Закона о занятости).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Законе о занятости содержится так называемое перечневое определение занятых граждан, к числу которых, в частности, относятся: работающие по трудовому договору; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению ОСЗН; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 2 Закона о занятости).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Преимущественным правом назначения на должность судьи военного суда обладают военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Преимущественным правом назначения на должность судьи военного суда обладают военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.
Статья: Квалификационные ошибки: по материалам военно-судебной практики
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Не является мошенничеством получение денежного довольствия незаконно назначенным на должность военнослужащим, который добросовестно исполнял свои должностные обязанности.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Не является мошенничеством получение денежного довольствия незаконно назначенным на должность военнослужащим, который добросовестно исполнял свои должностные обязанности.