Назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6.2 "Набор социальных услуг" Федерального закона "О государственной социальной помощи""Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ), Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р (далее - Перечень N 2406-р), приложением 6 к Перечню лекарственных препаратов территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 г. и на плановый период 2025 г. и 2026 г., утвержденному постановлением Правительства Новгородской области от 9 февраля 2024 г. N 58 (далее - Приложение 6), пунктами 1.1, 3.1.20, 3.1.49 Положения о Министерстве здравоохранения Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 г. N 455, исходил из того, что Б. является инвалидом, страдает диабетом, по решению врачебной комиссии ей назначены к применению соответствующие лекарственные препараты, в том числе с конкретными торговыми наименованиями с активными веществами, указанными как в Перечне N 2406-р, так и в Приложении 6, в связи с чем, пациент имеет право на бесплатное получение названных препаратов. Само по себе отсутствие технической возможности оформления рецептов не должно ограничивать право Б. на получение лекарственных препаратов, необходимых ей по жизненным показаниям.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2024 по делу N 88-11882/2024 (УИД 40RS0001-01-2023-000500-83)
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.
Обстоятельства: Истица указала, что не была обеспечена необходимым лекарственным препаратом по вине ответчика.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы А. на решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не принял в качестве нового доказательства представленное истцом наряду с иными документами решение врачебной комиссии ФГБНУ НЦН по назначению лекарственных препаратов от 23 августа 2023 г. в целях подтверждения назначения ей терапии глатирамера ацетатом (торговые наименования глатират и копаксон) с учетом развития у нее токсического гепатита на фоне терапии интерфероном-бета 1б, положительного эффекта от проводимой ранее терапии и развития серьезных побочных эффектов на биоаналогах в анамнезе. При этом в протоколе судебного заседания от 14 ноября 2023 г. в качестве мотива отказа в удовлетворении ходатайства указано на то, что представленные стороной истца документы не отвечают требованиям относимости доказательств с учетом характера спора и предмета заявленных исковых требований.
Категория спора: Социальная помощь в натуральной форме.
Требования заявителя: О возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.
Обстоятельства: Истица указала, что не была обеспечена необходимым лекарственным препаратом по вине ответчика.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы А. на решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не принял в качестве нового доказательства представленное истцом наряду с иными документами решение врачебной комиссии ФГБНУ НЦН по назначению лекарственных препаратов от 23 августа 2023 г. в целях подтверждения назначения ей терапии глатирамера ацетатом (торговые наименования глатират и копаксон) с учетом развития у нее токсического гепатита на фоне терапии интерфероном-бета 1б, положительного эффекта от проводимой ранее терапии и развития серьезных побочных эффектов на биоаналогах в анамнезе. При этом в протоколе судебного заседания от 14 ноября 2023 г. в качестве мотива отказа в удовлетворении ходатайства указано на то, что представленные стороной истца документы не отвечают требованиям относимости доказательств с учетом характера спора и предмета заявленных исковых требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как применять типовые формы и типовые условия контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)закупаются лекарственные препараты, назначенные пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии, на сумму не более 1,5 млн руб. (с учетом ограничений, установленных п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)закупаются лекарственные препараты, назначенные пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии, на сумму не более 1,5 млн руб. (с учетом ограничений, установленных п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
Статья: Риск-ориентированная модель в системе ОМС: проблема применения лекарственных средств "вне инструкции"
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В июле 2017 г. Минздрав России уже готовил нормативный акт, регулирующий назначение лекарственных средств off-label, разместил его на Едином портале раскрытия информации для общественного обсуждения (regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=68055). Проектом нормативного акта предполагалось дополнение Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного ранее Приказом МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н, пунктом 3.2: "3.2. По решению врачебной комиссии медицинской организации допускается назначение и выписывание лекарственного препарата конкретному пациенту по жизненным показаниям, отличным от показаний для применения, содержащихся в инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата, при соблюдении следующих условий:
(Старченко А.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)В июле 2017 г. Минздрав России уже готовил нормативный акт, регулирующий назначение лекарственных средств off-label, разместил его на Едином портале раскрытия информации для общественного обсуждения (regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=68055). Проектом нормативного акта предполагалось дополнение Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного ранее Приказом МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н, пунктом 3.2: "3.2. По решению врачебной комиссии медицинской организации допускается назначение и выписывание лекарственного препарата конкретному пациенту по жизненным показаниям, отличным от показаний для применения, содержащихся в инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата, при соблюдении следующих условий:
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Из нормативных положений федерального законодательства (Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной социальной помощи", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" и др.) и регионального законодательства Белгородской области (Социальный кодекс Белгородской области) в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Белгородской области) лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение инвалидов, страдающих заболеваниями, лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким инвалидам лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Из нормативных положений федерального законодательства (Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной социальной помощи", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" и др.) и регионального законодательства Белгородской области (Социальный кодекс Белгородской области) в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Белгородской области) лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение инвалидов, страдающих заболеваниями, лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким инвалидам лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"7.1. Согласно части 15 статьи 37 Закона об основах охраны здоровья при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии допускаются назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией. Такая замена может касаться и лекарственных средств для лечения орфанных заболеваний. В частности, в силу Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2005 года N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о его назначении принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается ее главным врачом или директором (пункт 3).
"По делу о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в связи с запросом Государственного Совета Республики Татарстан"7.1. Согласно части 15 статьи 37 Закона об основах охраны здоровья при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии допускаются назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией. Такая замена может касаться и лекарственных средств для лечения орфанных заболеваний. В частности, в силу Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2005 года N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о его назначении принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается ее главным врачом или директором (пункт 3).
Статья: Особенности правового регулирования осуществления закупок учреждениями здравоохранения
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)При выборе способа осуществления закупки важную роль играет цель данной закупки и стоимость необходимых товаров. Электронный запрос котировок, в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, можно провести в случае непревышения НМЦК 10 млн рублей. Данный способ определения поставщика, независимо от годового объема закупок и НМЦК, заказчик имеет право применить в отношении закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Закупка на неконкурентной основе (у единственного поставщика) возможна только в случаях, прямо указанных в ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 4, 25, 28 ч. 1).
(Буткевич О.В., Кучер Е.С.)
("Юрист", 2024, N 9)При выборе способа осуществления закупки важную роль играет цель данной закупки и стоимость необходимых товаров. Электронный запрос котировок, в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, можно провести в случае непревышения НМЦК 10 млн рублей. Данный способ определения поставщика, независимо от годового объема закупок и НМЦК, заказчик имеет право применить в отношении закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Закупка на неконкурентной основе (у единственного поставщика) возможна только в случаях, прямо указанных в ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 4, 25, 28 ч. 1).
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Для определения признаков специального субъекта также обратимся к Приказу Минздрава N 1094н, согласно которому назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.03.2012 N 252н <1>. Также рецепт, например, в форме электронного документа подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лечащего врача или фельдшера, акушерки, на которых возложены функции лечащего врача, и соответствующей медицинской организации. На основании п. 4.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н к функциям врачебной комиссии медицинской организации относится принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) <2>. Следовательно, все указанные лица являются субъектами исследуемого состава преступления, поскольку в их компетенции находится назначение лекарственных препаратов и выдача рецептов.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Для определения признаков специального субъекта также обратимся к Приказу Минздрава N 1094н, согласно которому назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.03.2012 N 252н <1>. Также рецепт, например, в форме электронного документа подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лечащего врача или фельдшера, акушерки, на которых возложены функции лечащего врача, и соответствующей медицинской организации. На основании п. 4.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н к функциям врачебной комиссии медицинской организации относится принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) <2>. Следовательно, все указанные лица являются субъектами исследуемого состава преступления, поскольку в их компетенции находится назначение лекарственных препаратов и выдача рецептов.
Статья: Конституционно-правовое плацебо: анализ позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении от 26 сентября 2024 года N 41-П о праве на лекарственное обеспечение орфанных пациентов
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Если объектом закупки для государственных или муниципальных нужд являются лекарственные средства, то, по общему правилу, описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств. Заказчик вправе указывать торговые наименования в двух случаях <37>. Первый - если по медицинским показаниям решением врачебной комиссии пациенту назначен препарат по торговому наименованию <38>. Второй - если закупка осуществляется по специальному перечню, утверждаемому Правительством РФ. Данное положение Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок содержал еще в первой редакции, принятой в 2013 году, при этом по состоянию на март 2025 года такой перечень не утвержден.
(Шарловский К.А., Лимонова А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 1)Если объектом закупки для государственных или муниципальных нужд являются лекарственные средства, то, по общему правилу, описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств. Заказчик вправе указывать торговые наименования в двух случаях <37>. Первый - если по медицинским показаниям решением врачебной комиссии пациенту назначен препарат по торговому наименованию <38>. Второй - если закупка осуществляется по специальному перечню, утверждаемому Правительством РФ. Данное положение Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок содержал еще в первой редакции, принятой в 2013 году, при этом по состоянию на март 2025 года такой перечень не утвержден.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Врачебная комиссия создается в медицинской организации с целью совершенствования оказания медицинской помощи гражданам. Необходимость в формировании врачебной комиссии возникает в связи с принятием решений при возникновении конфликтных ситуаций по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан, осуществления оценки качества и для решения других вопросов, связанных с обоснованностью и эффективностью лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Врачебная комиссия создается в медицинской организации с целью совершенствования оказания медицинской помощи гражданам. Необходимость в формировании врачебной комиссии возникает в связи с принятием решений при возникновении конфликтных ситуаций по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан, осуществления оценки качества и для решения других вопросов, связанных с обоснованностью и эффективностью лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов.
Готовое решение: Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: в расчете не учитывайте контракты, по которым закупались лекарственные препараты, необходимые для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, жизненные показания) по решению врачебной комиссии медорганизации (п. 5 Порядка N 1064н). Кроме того, вы вправе не учитывать сведения из ряда контрактов в случаях, перечисленных в пп. "в", "г" п. 5 Порядка N 1064н. Например, это контракты, по которым взыскивали неустойку в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: в расчете не учитывайте контракты, по которым закупались лекарственные препараты, необходимые для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, жизненные показания) по решению врачебной комиссии медорганизации (п. 5 Порядка N 1064н). Кроме того, вы вправе не учитывать сведения из ряда контрактов в случаях, перечисленных в пп. "в", "г" п. 5 Порядка N 1064н. Например, это контракты, по которым взыскивали неустойку в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Ситуация: Какие лекарства граждане имеют право получать бесплатно или со скидкой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)назначение и применение по медицинским показаниям лекарств, не входящих в вышеуказанный Перечень, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)назначение и применение по медицинским показаниям лекарств, не входящих в вышеуказанный Перечень, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;
Статья: Медико-юридические аспекты назначения лекарственных препаратов вне инструкции по медицинскому применению (off-label)
(Сергеев Ю.Д., Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Голева И.В., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)4) назначение и применение лекарственного препарата по жизненным показаниям осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации на основании решения консилиума врачей-специалистов и при наличии оформленного информированного добровольного согласия пациента (его законного представителя).
(Сергеев Ю.Д., Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Голева И.В., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 4)4) назначение и применение лекарственного препарата по жизненным показаниям осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации на основании решения консилиума врачей-специалистов и при наличии оформленного информированного добровольного согласия пациента (его законного представителя).
Последние изменения: Планирование закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)в плане-графике в форме отдельной закупки в размере годового объема финансового обеспечения указываются закупки лекарств, назначаемых пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии. Графы 3, 4, 12, 14 разд. 2 плана-графика не заполняются, а в графе 5 приводится положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для такой закупки, например: "п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ";
(КонсультантПлюс, 2025)в плане-графике в форме отдельной закупки в размере годового объема финансового обеспечения указываются закупки лекарств, назначаемых пациенту по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии. Графы 3, 4, 12, 14 разд. 2 плана-графика не заполняются, а в графе 5 приводится положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для такой закупки, например: "п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ";