Назначение директора АНО
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение директора АНО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 N 11АП-10942/2023 по делу N А55-14658/2022
Требование: О признании недействительным решения учреждения о назначении нового единоличного исполнительного органа и применении последствий недействительности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.С учетом данного обстоятельства, во исполнение норм ГК РФ о необходимости приведения устава АНО "КИЦ СО" в соответствие с действующим законодательством РФ, решений Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2020 по делу N А55-7443/2020, от 10.06.2021 по делу N А55-29093/2020, руководствуясь рекомендациями своего учредителя (министерства), ответчик принял решение о назначении нового директора АНО "КИЦ СО" и утверждении устава организации в новой редакции.
Требование: О признании недействительным решения учреждения о назначении нового единоличного исполнительного органа и применении последствий недействительности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.С учетом данного обстоятельства, во исполнение норм ГК РФ о необходимости приведения устава АНО "КИЦ СО" в соответствие с действующим законодательством РФ, решений Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2020 по делу N А55-7443/2020, от 10.06.2021 по делу N А55-29093/2020, руководствуясь рекомендациями своего учредителя (министерства), ответчик принял решение о назначении нового директора АНО "КИЦ СО" и утверждении устава организации в новой редакции.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.08.2024 по делу N 88-20952/2024 (УИД 23RS0058-01-2023-001405-10)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О сносе самовольной постройки.
Решение: Удовлетворено.Доводы заявителя о том, что заключение судебной экспертизы не могло быть принято в качестве допустимого доказательства по делу в силу допущенного процессуального нарушения при ее проведении, отклоняется. Как следует из определения районного суда от 27 июня 2023 года о назначении судебной строительно-технической экспертизы, проведение экспертизы поручено АНО ЭЦ "ЮгЭксперт". Из заключения экспертизы усматривается, что руководителем экспертного учреждения проведение экспертизы поручено работникам АНО ЭЦ "ЮгЭксперт" Д. и П. Данных, подтверждающих, что Д. не является работником данного экспертного учреждения, в материалы дела не представлено.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О сносе самовольной постройки.
Решение: Удовлетворено.Доводы заявителя о том, что заключение судебной экспертизы не могло быть принято в качестве допустимого доказательства по делу в силу допущенного процессуального нарушения при ее проведении, отклоняется. Как следует из определения районного суда от 27 июня 2023 года о назначении судебной строительно-технической экспертизы, проведение экспертизы поручено АНО ЭЦ "ЮгЭксперт". Из заключения экспертизы усматривается, что руководителем экспертного учреждения проведение экспертизы поручено работникам АНО ЭЦ "ЮгЭксперт" Д. и П. Данных, подтверждающих, что Д. не является работником данного экспертного учреждения, в материалы дела не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать автономную некоммерческую организацию
(КонсультантПлюс, 2025)Как назначается руководитель автономной некоммерческой организации
(КонсультантПлюс, 2025)Как назначается руководитель автономной некоммерческой организации
Статья: "Свой среди чужих, чужой среди своих": АНО как "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью"
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Неслучайно в одном из дел арбитражные суды посчитали, что полномочия, отнесенные ГК РФ к компетенции учредителей, такие как утверждение новой редакции устава АНО и назначение директора АНО, не могут быть возложены на коллегиальный орган управления. Из положений ст. 123.25 ГК РФ также был сделан вывод о том, что "коллегиальный орган управления не является тем органом, который обязательно должен быть в структуре управления АНО (как, например, высший орган управления или единоличный исполнительный орган). Он создается только тогда, когда учредители считают, что его функционирование позволит с большей эффективностью организовать деятельность АНО" <27>.
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Неслучайно в одном из дел арбитражные суды посчитали, что полномочия, отнесенные ГК РФ к компетенции учредителей, такие как утверждение новой редакции устава АНО и назначение директора АНО, не могут быть возложены на коллегиальный орган управления. Из положений ст. 123.25 ГК РФ также был сделан вывод о том, что "коллегиальный орган управления не является тем органом, который обязательно должен быть в структуре управления АНО (как, например, высший орган управления или единоличный исполнительный орган). Он создается только тогда, когда учредители считают, что его функционирование позволит с большей эффективностью организовать деятельность АНО" <27>.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.
Статья: Правовая природа финансов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Указанный денежный фонд принадлежит на праве собственности не самому финансовому уполномоченному, а службе обеспечения его деятельности. Согласно положениям Закона N 123-ФЗ данная служба учреждается Банком России в форме автономной некоммерческой организации. Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного учреждена для управления данным денежным фондом и оказания содействия финансовому уполномоченному в подготовке к рассмотрению поступивших обращений.
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)Указанный денежный фонд принадлежит на праве собственности не самому финансовому уполномоченному, а службе обеспечения его деятельности. Согласно положениям Закона N 123-ФЗ данная служба учреждается Банком России в форме автономной некоммерческой организации. Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного учреждена для управления данным денежным фондом и оказания содействия финансовому уполномоченному в подготовке к рассмотрению поступивших обращений.
Вопрос: Нужно ли нотариально заверять решение учредителя АНО (физлица) о продлении полномочий руководителя АНО?
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с п. 3 ст. 123.25 ГК РФ учредители (учредитель) АНО назначают единоличный исполнительный орган АНО (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан.
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с п. 3 ст. 123.25 ГК РФ учредители (учредитель) АНО назначают единоличный исполнительный орган АНО (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Управление в автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, определенном уставом. По решению учредителей могут быть созданы постоянно действующий орган или органы, полномочия которых будут также закреплены в уставе. Учредители назначают единоличный исполнительный орган, которым может быть также назначен один из учредителей-граждан. В целом, в отличие от учредителей фонда, учредители автономной некоммерческой организации не отстраняются в полной мере от управления.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Управление в автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, определенном уставом. По решению учредителей могут быть созданы постоянно действующий орган или органы, полномочия которых будут также закреплены в уставе. Учредители назначают единоличный исполнительный орган, которым может быть также назначен один из учредителей-граждан. В целом, в отличие от учредителей фонда, учредители автономной некоммерческой организации не отстраняются в полной мере от управления.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Часть 2 ст. 9 устанавливает порядок назначения на должность руководителя АНО "СОДФУ" и освобождения от нее. Так, руководитель назначается на должность и освобождается от нее председателем Банка России. Частью 3 ст. 123.25 ГК РФ предусматривается, что учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают (назначает) единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Вместе с тем спецификой назначения руководителя на должность в данном случае является то, что он назначается по предложению главного финансового уполномоченного. Закон подробно не расписывает порядок внесения такого предложения, а также последствия несовпадения взглядов учредителя автономной некоммерческой организации и главного финансового уполномоченного на кандидатуру руководителя. Представляется, что такое регулирование отвечает целям обеспечения функционирования института финансового уполномоченного, поскольку позволяет гарантировать установленную Законом N 123-ФЗ независимость института финансового уполномоченного от Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 2).
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Часть 2 ст. 9 устанавливает порядок назначения на должность руководителя АНО "СОДФУ" и освобождения от нее. Так, руководитель назначается на должность и освобождается от нее председателем Банка России. Частью 3 ст. 123.25 ГК РФ предусматривается, что учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают (назначает) единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Вместе с тем спецификой назначения руководителя на должность в данном случае является то, что он назначается по предложению главного финансового уполномоченного. Закон подробно не расписывает порядок внесения такого предложения, а также последствия несовпадения взглядов учредителя автономной некоммерческой организации и главного финансового уполномоченного на кандидатуру руководителя. Представляется, что такое регулирование отвечает целям обеспечения функционирования института финансового уполномоченного, поскольку позволяет гарантировать установленную Законом N 123-ФЗ независимость института финансового уполномоченного от Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 2).
Статья: Учредители некоммерческой организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учредители в автономной некоммерческой организации - это высший орган, который управляет созданной ими организацией в рамках утвержденного устава, и в любом случае они назначают руководителя, формируют другие органы управления, контролируют деятельность организации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Учредители в автономной некоммерческой организации - это высший орган, который управляет созданной ими организацией в рамках утвержденного устава, и в любом случае они назначают руководителя, формируют другие органы управления, контролируют деятельность организации.
Статья: Банкротство медицинской организации: возможность признания главного врача контролирующим должника лицом: современная практика арбитражных судов
(Абросимова Е.А., Балакин Р.Д.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" органом управления унитарного предприятия является единоличный исполнительный орган, именуемый руководителем. Руководитель назначается собственником имущества. Соответственно, главный врач в унитарном предприятии может быть только единоличным исполнительным органом, то есть руководителем унитарного предприятия <14>. В подавляющем большинстве случаев в ГУП и МУП не приглашается отдельное лицо на должность руководителя, а его полномочия возлагаются на главного врача <15>.
(Абросимова Е.А., Балакин Р.Д.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 5)Согласно абз. 1 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" органом управления унитарного предприятия является единоличный исполнительный орган, именуемый руководителем. Руководитель назначается собственником имущества. Соответственно, главный врач в унитарном предприятии может быть только единоличным исполнительным органом, то есть руководителем унитарного предприятия <14>. В подавляющем большинстве случаев в ГУП и МУП не приглашается отдельное лицо на должность руководителя, а его полномочия возлагаются на главного врача <15>.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен также один из ее учредителей-граждан.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен также один из ее учредителей-граждан.
Статья: Компетенция органов управления автономной некоммерческой организации в период добровольной ликвидации
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Полномочия исполнительного органа, как правило, прекращаются одновременно с решением о ликвидации организации и назначением ликвидационной комиссии. Но не исключен вариант, когда решение о прекращении полномочий исполнительного органа принимается позднее решения о ликвидации организации и назначения ликвидационной комиссии. Это может произойти даже просто в силу субъективных причин, в связи с отнесением этих вопросов к компетенции разных органов управления организацией: вопроса прекращения полномочий исполнительного органа - к компетенции учредителей, а вопросов ликвидации и назначения ликвидационной комиссии - к компетенции наблюдательного совета. Не исключено и увольнение генерального директора, членов коллегиального исполнительного органа в связи с ликвидацией организации, что с учетом необходимости вручения уведомления об увольнении также происходит не одновременно с решением о ликвидации и назначением ликвидационной комиссии. В таких случаях полномочия исполнительного органа ликвидируемого юридического лица все равно в силу закона переходят к ликвидационной комиссии с момента ее назначения, а генеральный директор, члены коллегиального исполнительного органа при этом могут продолжать состоять в трудовых отношениях с ликвидируемым юридическим лицом до своего увольнения.
(Алексеев С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Полномочия исполнительного органа, как правило, прекращаются одновременно с решением о ликвидации организации и назначением ликвидационной комиссии. Но не исключен вариант, когда решение о прекращении полномочий исполнительного органа принимается позднее решения о ликвидации организации и назначения ликвидационной комиссии. Это может произойти даже просто в силу субъективных причин, в связи с отнесением этих вопросов к компетенции разных органов управления организацией: вопроса прекращения полномочий исполнительного органа - к компетенции учредителей, а вопросов ликвидации и назначения ликвидационной комиссии - к компетенции наблюдательного совета. Не исключено и увольнение генерального директора, членов коллегиального исполнительного органа в связи с ликвидацией организации, что с учетом необходимости вручения уведомления об увольнении также происходит не одновременно с решением о ликвидации и назначением ликвидационной комиссии. В таких случаях полномочия исполнительного органа ликвидируемого юридического лица все равно в силу закона переходят к ликвидационной комиссии с момента ее назначения, а генеральный директор, члены коллегиального исполнительного органа при этом могут продолжать состоять в трудовых отношениях с ликвидируемым юридическим лицом до своего увольнения.
Статья: Правовой статус субъектов, осуществляющих экспертную деятельность, как участников договорных отношений
(Алатарцева Е.А.)
("Цивилист", 2024, N 5)Однако исходя из судебной практики данное нарушение является весьма распространенным и влечет отмену судебного акта, принятого по результатам такой экспертизы. Так, например, согласно Определению Центрального районного суда г. Волгограда от 14 сентября 2022 г. по делу N 2-4310/2022 (2-32/2023) <31> было назначено проведение судебно-психиатрической экспертизы в АНО "МФК-Экспертиза". Руководитель данной организации, вместо того чтобы сообщить суду об отсутствии в штате работника конкретной специальности, поручил производство экспертизы внештатному эксперту. В силу ч. 1 ст. 84 ГПК РФ "экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом". Согласно нормам закона суд предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения руководителя экспертной организации, которой поручается производство экспертизы, а он, в свою очередь, предупреждает своих сотрудников (эксперта/экспертов) об указанной выше уголовной ответственности. Так как эксперт не состоял в штате организации и не был предупрежден об уголовной ответственности, суд не имел оснований принимать экспертизу в качестве доказательства по делу, была назначена повторная судебно-психиатрическая экспертиза, в связи с чем рассмотрение дела затянулось.
(Алатарцева Е.А.)
("Цивилист", 2024, N 5)Однако исходя из судебной практики данное нарушение является весьма распространенным и влечет отмену судебного акта, принятого по результатам такой экспертизы. Так, например, согласно Определению Центрального районного суда г. Волгограда от 14 сентября 2022 г. по делу N 2-4310/2022 (2-32/2023) <31> было назначено проведение судебно-психиатрической экспертизы в АНО "МФК-Экспертиза". Руководитель данной организации, вместо того чтобы сообщить суду об отсутствии в штате работника конкретной специальности, поручил производство экспертизы внештатному эксперту. В силу ч. 1 ст. 84 ГПК РФ "экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом". Согласно нормам закона суд предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения руководителя экспертной организации, которой поручается производство экспертизы, а он, в свою очередь, предупреждает своих сотрудников (эксперта/экспертов) об указанной выше уголовной ответственности. Так как эксперт не состоял в штате организации и не был предупрежден об уголовной ответственности, суд не имел оснований принимать экспертизу в качестве доказательства по делу, была назначена повторная судебно-психиатрическая экспертиза, в связи с чем рассмотрение дела затянулось.