Навигационная ошибка
Подборка наиболее важных документов по запросу Навигационная ошибка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.1.2 "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии" КоАП РФ"Ссылка в жалобе на то, что отсутствие навигационной системы не влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан основана на неверном толковании действующего законодательства и не может повлиять на квалификацию действий общества по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности, поскольку оснащение транспортного средства средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами, производится в целях, в том числе, повышения уровня безопасности перевозок пассажиров. Грубое нарушение лицензионных требований предъявляемым к деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, всегда сопряжено с угрозой причинения или причинением вреда вышеназванным объектам защиты."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возмещение вреда в гражданском и арбитражном судопроизводстве (практика частноправовых отношений в морской сфере)
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Как показывает нормативно-правовой анализ действующего законодательства и государственной арбитражной практики по делам о возмещении вреда по договору морской перевозки, перевозчик в персонифицированном лице капитана судна освобождается от ответственности, если докажет наличие хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 166 КТМ РФ. Иными словами, единственным основанием, при котором капитан несет ответственность за несохранность груза, является навигационная ошибка (ст. 167 КТМ). Проблемным вопросом, который стоит перед арбитражами, в таком случае является необходимость отграничения навигационной ошибки капитана от коммерческой ошибки экипажа, доказывание чего также возложено на перевозчика. Кроме того, даже при доказанной грубой ошибке капитана и (или) его помощников, причинами которой являются их недостаточная компетентность и низкий профессиональный уровень, перевозчику достаточно сложно переложить обязательства по возмещению вреда на капитана, поскольку в обязанности перевозчика входит подбор компетентного и профессионального экипажа, в том числе и прежде всего капитана и его помощников, т.е. в любом случае можно констатировать в российском законодательстве системообразующее значение презумпции вины перевозчика по делам, связанным с определением субъекта возмещения материального ущерба.
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 1)Как показывает нормативно-правовой анализ действующего законодательства и государственной арбитражной практики по делам о возмещении вреда по договору морской перевозки, перевозчик в персонифицированном лице капитана судна освобождается от ответственности, если докажет наличие хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 166 КТМ РФ. Иными словами, единственным основанием, при котором капитан несет ответственность за несохранность груза, является навигационная ошибка (ст. 167 КТМ). Проблемным вопросом, который стоит перед арбитражами, в таком случае является необходимость отграничения навигационной ошибки капитана от коммерческой ошибки экипажа, доказывание чего также возложено на перевозчика. Кроме того, даже при доказанной грубой ошибке капитана и (или) его помощников, причинами которой являются их недостаточная компетентность и низкий профессиональный уровень, перевозчику достаточно сложно переложить обязательства по возмещению вреда на капитана, поскольку в обязанности перевозчика входит подбор компетентного и профессионального экипажа, в том числе и прежде всего капитана и его помощников, т.е. в любом случае можно констатировать в российском законодательстве системообразующее значение презумпции вины перевозчика по делам, связанным с определением субъекта возмещения материального ущерба.
Статья: Понятие обстоятельств, ограничивающих ответственность судовладельцев
(Бутакова Н.А., Евграфова И.В., Иванова Т.Н.)
("Право и экономика", 2022, N 12)Согласно пп. (a) п. 2 ст. 4 Правил ни перевозчик, ни судно не отвечает за потери или убытки, возникшие вследствие или явившиеся результатом действий, небрежности или упущения капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика в судовождении или управлении судном. Данное положение дублируется в ст. 167 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). Согласно положениям данной статьи под навигационной ошибкой понимаются действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана.
(Бутакова Н.А., Евграфова И.В., Иванова Т.Н.)
("Право и экономика", 2022, N 12)Согласно пп. (a) п. 2 ст. 4 Правил ни перевозчик, ни судно не отвечает за потери или убытки, возникшие вследствие или явившиеся результатом действий, небрежности или упущения капитана, члена экипажа, лоцмана или служащих перевозчика в судовождении или управлении судном. Данное положение дублируется в ст. 167 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ). Согласно положениям данной статьи под навигационной ошибкой понимаются действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана.
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 167. Навигационная ошибка
(ред. от 24.06.2025)Статья 167. Навигационная ошибка
"ПНСТ 788-2022. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Искусственный интеллект для навигационных систем воздушных судов гражданской авиации. Алгоритм контроля целостности для приемников спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 102-пнст)5 Требования к оповещению потребителя о текущей ошибке целостности навигационной системы
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2022 N 102-пнст)5 Требования к оповещению потребителя о текущей ошибке целостности навигационной системы
Информация: Пленарное заседание Форума будущих технологий
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)Если все-таки говорить о будущем развитии, то это точно совершенно роботическая хирургия, причем это такая умная роботическая хирургия с интегрированными системами безопасности, системами предупреждения ошибок, системами интраоперационной навигации. И в этом плане, поскольку у нас постепенно появляется качественное отечественное оборудование, мы очень надеемся, что мы дальше будем двигаться вперед в этом направлении очень интенсивно.
("Официальный сайт Президента РФ", 2024)Если все-таки говорить о будущем развитии, то это точно совершенно роботическая хирургия, причем это такая умная роботическая хирургия с интегрированными системами безопасности, системами предупреждения ошибок, системами интраоперационной навигации. И в этом плане, поскольку у нас постепенно появляется качественное отечественное оборудование, мы очень надеемся, что мы дальше будем двигаться вперед в этом направлении очень интенсивно.
Статья: Правовые вопросы ответственности за причинение ущерба, связанного с эксплуатацией автономных судов
(Клюев В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Проблема, порождаемая появлением МАНС, заключается также в том, что все соответствующие субъекты могут продемонстрировать необходимый уровень квалификации и исполнения функций и обязанностей (или пострадавший не сможет доказать обратное), и тем не менее авария и потери все равно происходят из-за (например) какого-либо сбоя или ошибки в автономной навигационной системе или системе связи, на которую опирается эта система. Вина или халатность, как было отмечено выше, обычно предполагают, что человек должен был или по крайней мере мог понять, что что-то не так, и, следовательно, должен был действовать по-другому.
(Клюев В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Проблема, порождаемая появлением МАНС, заключается также в том, что все соответствующие субъекты могут продемонстрировать необходимый уровень квалификации и исполнения функций и обязанностей (или пострадавший не сможет доказать обратное), и тем не менее авария и потери все равно происходят из-за (например) какого-либо сбоя или ошибки в автономной навигационной системе или системе связи, на которую опирается эта система. Вина или халатность, как было отмечено выше, обычно предполагают, что человек должен был или по крайней мере мог понять, что что-то не так, и, следовательно, должен был действовать по-другому.
"Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений"
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Особое значение приобретают ошибки в транспортных отношениях. Так, согласно ст. 167 Кодекса торгового мореплавания возможна навигационная ошибка в судовождении или управлении судном, которая освобождает от ответственности перевозчика груза при его утрате или повреждении.
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Особое значение приобретают ошибки в транспортных отношениях. Так, согласно ст. 167 Кодекса торгового мореплавания возможна навигационная ошибка в судовождении или управлении судном, которая освобождает от ответственности перевозчика груза при его утрате или повреждении.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Оценивая Конвенцию 1978 г. в целом, необходимо отметить, что она расширяет период ответственности перевозчика, увеличивает пределы его ответственности, исключает такое основание освобождения его от ответственности, как "навигационная ошибка", вводит в качестве критерия добросовестности перевозчика понятие "разумные меры".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Оценивая Конвенцию 1978 г. в целом, необходимо отметить, что она расширяет период ответственности перевозчика, увеличивает пределы его ответственности, исключает такое основание освобождения его от ответственности, как "навигационная ошибка", вводит в качестве критерия добросовестности перевозчика понятие "разумные меры".