Наружный досмотр
Подборка наиболее важных документов по запросу Наружный досмотр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное постановление Московского городского суда от 19.04.2023 по делу N 10-6828/2023 (УИД 77RS0032-02-2021-003042-89)
Приговор: По ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Постановление: Приговор изменен, осужденный освобожден от наказания по ст. 228 ч. 1 УК РФ на основании ст. 24 ч. 1 п. 3 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.Вопреки доводам апелляционных жалоб, не доверять показаниям свидетеля фио у суда не было оснований, поскольку они являются последовательными, противоречий не содержат, в связи с чем, они обоснованно признаны объективными и достоверными, положены в основу судебного решения, поскольку согласуются, как между собой, так и с другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, анализ которым дан в приговоре. Доказательств надуманности показаний свидетеля - сотрудника полиции фио, а также данных об оговоре им осужденного Ф. и об оказании на него давления сотрудниками полиции, о заинтересованности последних в исходе дела, а также нарушении ими требований действующего законодательства, в том числе Устава патрульно-постовой службы, при проведении наружного досмотра, в материалах дела не имеется, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Приговор: По ч. 1 ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...).
Постановление: Приговор изменен, осужденный освобожден от наказания по ст. 228 ч. 1 УК РФ на основании ст. 24 ч. 1 п. 3 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.Вопреки доводам апелляционных жалоб, не доверять показаниям свидетеля фио у суда не было оснований, поскольку они являются последовательными, противоречий не содержат, в связи с чем, они обоснованно признаны объективными и достоверными, положены в основу судебного решения, поскольку согласуются, как между собой, так и с другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, анализ которым дан в приговоре. Доказательств надуманности показаний свидетеля - сотрудника полиции фио, а также данных об оговоре им осужденного Ф. и об оказании на него давления сотрудниками полиции, о заинтересованности последних в исходе дела, а также нарушении ими требований действующего законодательства, в том числе Устава патрульно-постовой службы, при проведении наружного досмотра, в материалах дела не имеется, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Апелляционное определение Владимирского областного суда от 06.06.2023 по делу N 33-2418/2023 (УИД 33RS0002-01-2022-005615-73)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий сотрудников правоохранительных органов; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что при его задержании и доставлении по делу об административном правонарушении, перед посадкой в патрульный автомобиль без участия понятых была досмотрена его сумка, из которой изъяты паспорт на его имя и 4 банки пива. При этом официальных документов не оформлялось, опись имеющихся при нем ценностей не составлялась. Принадлежащее истцу имущество в полном объеме не возвращено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Таким образом, материалами дела не подтверждается, что сотрудниками полиции производились личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей С.С.Н. Доводы С.С.Н. об отсутствии понятых, не составлении протокола о личном досмотре, досмотре и изъятии вещей, не свидетельствуют нарушении сотрудниками полиции требований закона, поскольку материалы дела не содержат сведений о применении таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр, досмотр и изъятие вещей (ст. ст. 27.7, 2710 КоАП РФ). Напротив, обстоятельства дела свидетельствуют о проведении только наружного осмотра.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: 1) О взыскании вреда, причиненного в результате незаконных действий сотрудников правоохранительных органов; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что при его задержании и доставлении по делу об административном правонарушении, перед посадкой в патрульный автомобиль без участия понятых была досмотрена его сумка, из которой изъяты паспорт на его имя и 4 банки пива. При этом официальных документов не оформлялось, опись имеющихся при нем ценностей не составлялась. Принадлежащее истцу имущество в полном объеме не возвращено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Таким образом, материалами дела не подтверждается, что сотрудниками полиции производились личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей С.С.Н. Доводы С.С.Н. об отсутствии понятых, не составлении протокола о личном досмотре, досмотре и изъятии вещей, не свидетельствуют нарушении сотрудниками полиции требований закона, поскольку материалы дела не содержат сведений о применении таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр, досмотр и изъятие вещей (ст. ст. 27.7, 2710 КоАП РФ). Напротив, обстоятельства дела свидетельствуют о проведении только наружного осмотра.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретическое осмысление и практическая реализация административной ответственности за побои
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)10.2. При доставлении автотранспортом перед посадкой в патрульный автомобиль принять меры предосторожности, исключающие возможность получения ими травм, нападения их на сотрудников полиции и порчи имущества [15]. Полагаем, что такими мерами может быть проведение наружного досмотра путем "прохлопывания", прощупывания одежды.
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)10.2. При доставлении автотранспортом перед посадкой в патрульный автомобиль принять меры предосторожности, исключающие возможность получения ими травм, нападения их на сотрудников полиции и порчи имущества [15]. Полагаем, что такими мерами может быть проведение наружного досмотра путем "прохлопывания", прощупывания одежды.
Статья: Административно-правовой механизм применения полицией мер принуждения к лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Напомним, ранее действовавший Приказ МВД России N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" <9> предусматривал проведение наружного досмотра в целях личной безопасности, в результате которого обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, изымались на месте. В новом Приказе МВД России от 28 июня 2021 г. N 495 <10> досмотр граждан не регламентируется.
(Кострова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Напомним, ранее действовавший Приказ МВД России N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" <9> предусматривал проведение наружного досмотра в целях личной безопасности, в результате которого обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, изымались на месте. В новом Приказе МВД России от 28 июня 2021 г. N 495 <10> досмотр граждан не регламентируется.
Нормативные акты
Приказ Росжелдора от 09.10.2012 N 403
"Об утверждении Программы подготовки работников федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26966)Рекомендации по применению физической силы. Силовое задержание невооруженных правонарушителей. Силовое задержание вооруженных правонарушителей. Сопровождение (доставление) задержанного, группы задержанных. Способы проведения наружного осмотра (личного досмотра), досмотра вещей, надевания наручников, связывания правонарушителя.
"Об утверждении Программы подготовки работников федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26966)Рекомендации по применению физической силы. Силовое задержание невооруженных правонарушителей. Силовое задержание вооруженных правонарушителей. Сопровождение (доставление) задержанного, группы задержанных. Способы проведения наружного осмотра (личного досмотра), досмотра вещей, надевания наручников, связывания правонарушителя.
Приказ Росморфлота от 22.10.1996 N 39
"Об утверждении и введении в действие "Правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом"
(вместе с "РД 31.11.21.18-96...")1.2.23. Передача одним перевозчиком другому и выдача получателем груженых контейнеров, ранее подвергавшихся досмотру, производится по наружному осмотру исправности контейнеров и пломб с вручением копии указанных в п. 1.2.22 актов.
"Об утверждении и введении в действие "Правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом"
(вместе с "РД 31.11.21.18-96...")1.2.23. Передача одним перевозчиком другому и выдача получателем груженых контейнеров, ранее подвергавшихся досмотру, производится по наружному осмотру исправности контейнеров и пломб с вручением копии указанных в п. 1.2.22 актов.
Статья: Меры обеспечения собственной безопасности полиции: понятие, виды, сущность и содержание
(Эстамирова Л.П., Палагин Д.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)В юридической литературе существует мнение, что несоблюдение мер безопасности всегда влечет негативные последствия в виде наказания, возмещения морального вреда или убытков (Е.А. Катков) <9>. Однако не во всех случаях игнорирование мер собственной безопасности влечет названные последствия. Например, сотрудник ППСП не произвел наружный досмотр задержанного, в результате чего последний нанес ножевое ранение полицейскому и скрылся. Наружный досмотр - это мера личной безопасности, предписываемая Уставом патрульно-постовой службы полиции. Негативные последствия для сотрудника полиции в случае игнорирования мер безопасности несомненны. Тем не менее законодательством не предусматривается наказание за неприменение мер личной безопасности.
(Эстамирова Л.П., Палагин Д.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)В юридической литературе существует мнение, что несоблюдение мер безопасности всегда влечет негативные последствия в виде наказания, возмещения морального вреда или убытков (Е.А. Катков) <9>. Однако не во всех случаях игнорирование мер собственной безопасности влечет названные последствия. Например, сотрудник ППСП не произвел наружный досмотр задержанного, в результате чего последний нанес ножевое ранение полицейскому и скрылся. Наружный досмотр - это мера личной безопасности, предписываемая Уставом патрульно-постовой службы полиции. Негативные последствия для сотрудника полиции в случае игнорирования мер безопасности несомненны. Тем не менее законодательством не предусматривается наказание за неприменение мер личной безопасности.
Статья: Личный досмотр физического лица, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), - проблемы правового регулирования и практика применения
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)На сегодняшний день в российском законодательстве содержится более 15 видов различного рода досмотровых мероприятий физического лица и вещей, находящихся при нем. К ним, в частности, относятся: досмотровые мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <1> (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) (12 видов досмотров и осмотров, которые носят как принудительный характер, например осмотр задержанного лица, предусмотренный ч. 16 ст. 14 Федерального закона N 3-ФЗ, так и добровольный характер, например осмотр, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ); наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных (п. 266 Приказа МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" <2>); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, предусмотренный ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ); личный обыск, предусмотренный ст. 184 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ); личный обыск подозреваемых и обвиняемых при задержании и заключении под стражу (Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 <5>, Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 <6>); обыск осужденных и досмотр их вещей (ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <7>, далее - УИК РФ); личный таможенный досмотр (ст. 329 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <8>, далее - ТК ЕАЭС) и т.д.
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)На сегодняшний день в российском законодательстве содержится более 15 видов различного рода досмотровых мероприятий физического лица и вещей, находящихся при нем. К ним, в частности, относятся: досмотровые мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <1> (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) (12 видов досмотров и осмотров, которые носят как принудительный характер, например осмотр задержанного лица, предусмотренный ч. 16 ст. 14 Федерального закона N 3-ФЗ, так и добровольный характер, например осмотр, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ); наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных (п. 266 Приказа МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" <2>); личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, предусмотренный ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3> (далее - КоАП РФ); личный обыск, предусмотренный ст. 184 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ); личный обыск подозреваемых и обвиняемых при задержании и заключении под стражу (Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 <5>, Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 <6>); обыск осужденных и досмотр их вещей (ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <7>, далее - УИК РФ); личный таможенный досмотр (ст. 329 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза <8>, далее - ТК ЕАЭС) и т.д.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6) отношения между сотрудником службы безопасности аэропорта и пассажиром по поводу предполетного досмотра ручной клади и багажа данного пассажира?
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6) отношения между сотрудником службы безопасности аэропорта и пассажиром по поводу предполетного досмотра ручной клади и багажа данного пассажира?
Статья: Досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции по делам об административных правонарушениях, связанным с незаконным оборотом наркотиков
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Несомненно, стоит согласиться с Ю.П. Соловьем, что досмотр является более усеченным вариантом по отношению к обыску, однако его необходимость, как нам кажется, не обусловлена исключительно "...необходимостью убедиться в отсутствии чего-либо, например, предметов, пригодных для совершения нападения или запрещенных к провозу на воздушных судах и т.п." <9>. Мы считаем, что такой подход применим исключительно к наружному досмотру, а досмотры, предусмотренные ст. 27.7 и 27.9 КоАП РФ, реализуются для обнаружения и изъятия (курсив мой. - Я.С.) орудий совершения и предметов административного правонарушения.
(Сидоров Я.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Несомненно, стоит согласиться с Ю.П. Соловьем, что досмотр является более усеченным вариантом по отношению к обыску, однако его необходимость, как нам кажется, не обусловлена исключительно "...необходимостью убедиться в отсутствии чего-либо, например, предметов, пригодных для совершения нападения или запрещенных к провозу на воздушных судах и т.п." <9>. Мы считаем, что такой подход применим исключительно к наружному досмотру, а досмотры, предусмотренные ст. 27.7 и 27.9 КоАП РФ, реализуются для обнаружения и изъятия (курсив мой. - Я.С.) орудий совершения и предметов административного правонарушения.