Нарушение территориальной подследственности



Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение территориальной подследственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Московского городского суда от 09.09.2025 по делу N 10-17809/2025 (УИД 77RS0024-02-2024-009619-36)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение; мошенничество).
Определение: Приговор оставлен без изменения.
Доводы защитника, высказанные в суде апелляционной инстанции, о нарушении правил территориальной подследственности при расследовании уголовного дела несостоятельны. Предварительное следствие по уголовному делу производилось СУ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес по месту обнаружения противоправных действий, что не противоречит требованиям ст. 152 УПК РФ. Само по себе расследование преступлений в месте, отличном от места рассмотрения уголовного дела по существу, не свидетельствует о недействительности такого расследования.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.11.2024 по делу N 77-3036/2024
Приговор: По п. "а", "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Определение: Приговор оставлен без изменения.
Что касается доводов защиты о нарушении принципа территориальной подследственности при расследовании уголовного дела, то данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными. Следственные действия по настоящему уголовному делу были осуществлены следователем следственного органа в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства, в связи с чем оснований для признания полученных доказательств недопустимыми суд первой инстанции обоснованно не усмотрел.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Надзор за передачей органами внутренних дел сообщений о преступлениях по территориальной подследственности
(Флегентова О.С., Гайфулин Р.И.)
("Законность", 2024, N 4)
Одна из причин - необоснованная, порой неоднократная передача их органами расследования по территориальной подследственности, что влечет нарушение требований ст. 6.1 УПК РФ, несвоевременное возбуждение уголовных дел и, как следствие, утрату доказательств, невозможность раскрытия преступлений по горячим следам.
Статья: Типичные процессуальные ошибки при составлении и направлении запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранное государство
(Баркалова Е.В.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 3)
В отечественном нормативном правовом регулировании выделяются центральные и территориальные органы, уполномоченные на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам <9>. В частности, Верховный Суд Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или Генеральная прокуратура Российской Федерации относятся к центральным органам, уполномоченным, согласно ч. 3 ст. 453 УПК РФ, направлять запросы о производстве процессуальных действий в пределах своей компетенции в иностранное государство. Однако необходимость в направлении запросов о производстве следственных и иных процессуальных действий с учетом подследственности, как правило, возникает у территориальных органов, не всегда соблюдающих установленный порядок направления запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам.
показать больше документов

Нормативные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 180-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Челябинска о проверке конституционности частей первой и второй статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"
В своем запросе заявитель указывает, что положения части первой и второй статьи 132 УПК РСФСР по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют прокурору произвольно определять территориальную подследственность, а нарушение территориальной подследственности влечет признание недопустимыми всех полученных в ходе расследования доказательств. По мнению заявителя, это свидетельствует о несоответствии данных норм статьям 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Распоряжение Роскомнадзора от 29.06.2012 N 21
"Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации"
В случае выявления в ходе или по результатам мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) административного правонарушения или иного нарушения законодательства, принятие мер ответственности за которые не входит в полномочия Роскомнадзора или его территориального органа, материалы, подтверждающие нарушение, направляются в федеральные органы исполнительной власти для разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а при наличии оснований о возбуждении уголовных дел по признакам правонарушений (преступлений), связанных с нарушением законодательства о средствах массовой информации, - в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы в соответствии с подследственностью.
показать больше документов