Нарушение режима самоизоляции КОАп
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение режима самоизоляции КОАп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Действия непреодолимой силы как необходимое основание для приостановления предварительного расследования на примере новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Нуриев И.Н. оглы)
("Российский следователь", 2023, N 7)Участники уголовного судопроизводства во время пандемии отказывались являться в орган предварительного расследования для производства следственных и процессуальных действий, объясняя свое поведение возможностью привлечения к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции, предусмотренное ст. 20.6.1 КоАП РФ, а также обеспечением личной безопасности, связанной с предотвращением заражения коронавирусной инфекцией (COVID-19).
(Нуриев И.Н. оглы)
("Российский следователь", 2023, N 7)Участники уголовного судопроизводства во время пандемии отказывались являться в орган предварительного расследования для производства следственных и процессуальных действий, объясняя свое поведение возможностью привлечения к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции, предусмотренное ст. 20.6.1 КоАП РФ, а также обеспечением личной безопасности, связанной с предотвращением заражения коронавирусной инфекцией (COVID-19).
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В последнее время сложилась практика привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ граждан, нарушивших режим самоизоляции. Эта статья предусматривает серьезные штрафы за нарушение правил в период ограничительных мер (карантина) и при угрозе распространения заболеваний:
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В последнее время сложилась практика привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ граждан, нарушивших режим самоизоляции. Эта статья предусматривает серьезные штрафы за нарушение правил в период ограничительных мер (карантина) и при угрозе распространения заболеваний:
Нормативные акты
Приказ ФМБА России от 30.06.2020 N 182
"О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения территорий, обслуживаемых ФМБА России"в случае нарушения гражданами режима самоизоляции в отношении них применять меры в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
"О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции среди работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения территорий, обслуживаемых ФМБА России"в случае нарушения гражданами режима самоизоляции в отношении них применять меры в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Статья: Арест за тонировку: законное наказание или произвол?
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)Почему арест за "неповиновение" распространили за пределы гл. 20 КоАП только на одно правонарушение - неправильную тонировку, не совсем понятно. Ведь с таким же успехом можно толковать как неповиновение и повторные, после предупреждения, езду на грязной машине, и превышение скорости или нарушение правил перестроения, и парковку в ненадлежащем месте, и выгул собак на газоне, и систематическое злоупотребление спиртным, и курение в подъезде, и нарушение самоизоляции или масочного режима, да и любое другое административное правонарушение, которое потребовал не совершать повторно участковый уполномоченный, инспектор ГИБДД либо другой сотрудник полиции, а оно все же было повторено!
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)Почему арест за "неповиновение" распространили за пределы гл. 20 КоАП только на одно правонарушение - неправильную тонировку, не совсем понятно. Ведь с таким же успехом можно толковать как неповиновение и повторные, после предупреждения, езду на грязной машине, и превышение скорости или нарушение правил перестроения, и парковку в ненадлежащем месте, и выгул собак на газоне, и систематическое злоупотребление спиртным, и курение в подъезде, и нарушение самоизоляции или масочного режима, да и любое другое административное правонарушение, которое потребовал не совершать повторно участковый уполномоченный, инспектор ГИБДД либо другой сотрудник полиции, а оно все же было повторено!
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)За нарушение правил соблюдения карантина и режима самоизоляции в Российской Федерации Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации о административных правонарушениях" были внесены изменения в административное законодательство. Новые вынужденные поправки внесены в ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" и ст. 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <4>. Одним из средств обеспечения его предоставления является административный штраф за выход на улицу при наличии поставленного врачами диагноза COVID-19 (новая коронавирусная инфекция). Как мы знаем из курса административного права, административный штраф, выступая в качестве одного из видов административного наказания, может одновременно выполнять сразу несколько функций, такие как превентивная, карательная и компенсационная.
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)За нарушение правил соблюдения карантина и режима самоизоляции в Российской Федерации Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации о административных правонарушениях" были внесены изменения в административное законодательство. Новые вынужденные поправки внесены в ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" и ст. 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) <4>. Одним из средств обеспечения его предоставления является административный штраф за выход на улицу при наличии поставленного врачами диагноза COVID-19 (новая коронавирусная инфекция). Как мы знаем из курса административного права, административный штраф, выступая в качестве одного из видов административного наказания, может одновременно выполнять сразу несколько функций, такие как превентивная, карательная и компенсационная.
Статья: Уголовная ответственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции,
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за нарушение режима самоизоляции,
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)В этом контексте особое внимание следует обратить на законодательство об административных правонарушениях г. Москвы. Так, рассматривая норму ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, можно выделить следующие конструктивные элементы его состава. Объектом административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предметом - требования нормативных правовых актов г. Москвы, направленные на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы. Соответственно, предмет административного правонарушения более конкретизирован применительно к региональному законодательству. Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП г. Москвы. Указанная норма сформулирована таким образом, что лицо подлежит административной ответственности по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, если его действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Как отмечают А.В. Куракин и Д.В. Карпухин, "репрессивный потенциал" содержащихся в указанной норме предписаний заключается в том, что "позволяет привлечь граждан к административной ответственности за нарушение любых ограничений, которые установлены указами мэра Москвы в рамках режима повышенной готовности и "самоизоляции" [18, с. 87]. Другого мнения придерживается О.В. Панкова, которая полагает, что нарушение гражданами предписаний, установленных Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ, полностью охватывается п. 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и в силу этого подпадает под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а потому дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы не требует [19; 20]. Полагаем, что наличие "сетевой системы", обусловленной вертикальными и горизонтальными связями отраслевых норм [21, с. 121 - 122], означает, что фактическое основание административной ответственности применительно к сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в каждом конкретном случае зависит от того, на каком уровне происходит реализация положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - посредством предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решений Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или уполномоченных должностных лиц иных государственных органов. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, являются граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица <28>. Субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)В этом контексте особое внимание следует обратить на законодательство об административных правонарушениях г. Москвы. Так, рассматривая норму ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, можно выделить следующие конструктивные элементы его состава. Объектом административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, предметом - требования нормативных правовых актов г. Москвы, направленные на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г. Москвы. Соответственно, предмет административного правонарушения более конкретизирован применительно к региональному законодательству. Объективная сторона правонарушения характеризуется деянием в форме действия либо бездействия и выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП г. Москвы. Указанная норма сформулирована таким образом, что лицо подлежит административной ответственности по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, если его действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ. Как отмечают А.В. Куракин и Д.В. Карпухин, "репрессивный потенциал" содержащихся в указанной норме предписаний заключается в том, что "позволяет привлечь граждан к административной ответственности за нарушение любых ограничений, которые установлены указами мэра Москвы в рамках режима повышенной готовности и "самоизоляции" [18, с. 87]. Другого мнения придерживается О.В. Панкова, которая полагает, что нарушение гражданами предписаний, установленных Указом мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ, полностью охватывается п. 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и в силу этого подпадает под действие ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а потому дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы не требует [19; 20]. Полагаем, что наличие "сетевой системы", обусловленной вертикальными и горизонтальными связями отраслевых норм [21, с. 121 - 122], означает, что фактическое основание административной ответственности применительно к сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в каждом конкретном случае зависит от того, на каком уровне происходит реализация положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - посредством предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решений Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления или уполномоченных должностных лиц иных государственных органов. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, являются граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица <28>. Субъективная сторона характеризуется умыслом либо неосторожностью.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
Статья: Вопросы кодификации законодательства об административных правонарушениях (уголовный проступок и административное правонарушение)
(Плигин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)"К сожалению, несогласованность бесконечных коррективов УК РФ и КоАП РФ в значительной мере провоцируется и сложившейся в постсоветский период негативной традицией самоизоляции и автономности друг от друга ученых и специалистов по уголовной и административной ответственности, привлекаемых для законопроектной работы. В связи с этим давно назрела необходимость формирования совместных творческих и экспертных коллективов (например, в рамках профильных экспертных советов Государственной Думы) для выработки совместных концептуальных предложений, в том числе по уточнению и согласованию четких критериев законодательного разграничения уголовной и административной ответственности, которые были существенно размыты за последние десятилетия" <18>.
(Плигин В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)"К сожалению, несогласованность бесконечных коррективов УК РФ и КоАП РФ в значительной мере провоцируется и сложившейся в постсоветский период негативной традицией самоизоляции и автономности друг от друга ученых и специалистов по уголовной и административной ответственности, привлекаемых для законопроектной работы. В связи с этим давно назрела необходимость формирования совместных творческих и экспертных коллективов (например, в рамках профильных экспертных советов Государственной Думы) для выработки совместных концептуальных предложений, в том числе по уточнению и согласованию четких критериев законодательного разграничения уголовной и административной ответственности, которые были существенно размыты за последние десятилетия" <18>.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Следует отметить, что не все сразу стали выполнять требования, предусмотренные при пандемии. Так, в ООО "Транспневматика - холдинг" был нарушен режим самоизоляции - проведено годовое собрание участников, на котором были избраны члены совета директоров. Государственная инспекция труда в Нижегородской области отметила, что в ООО "Транспневматика - холдинг" не была обеспечена безопасность участников собрания и работников в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, что повлекло привлечение к административной ответственности должностного лица указанного общества (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Следует отметить, что не все сразу стали выполнять требования, предусмотренные при пандемии. Так, в ООО "Транспневматика - холдинг" был нарушен режим самоизоляции - проведено годовое собрание участников, на котором были избраны члены совета директоров. Государственная инспекция труда в Нижегородской области отметила, что в ООО "Транспневматика - холдинг" не была обеспечена безопасность участников собрания и работников в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, что повлекло привлечение к административной ответственности должностного лица указанного общества (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) <1>.
"Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография"
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)И вот уже Законом г. Москвы от 1 апреля 2020 г. N 6 в КоАП г. Москвы вводится ст. 3.18.1 "Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы".
(Старостин С.А.)
("Проспект", 2022)И вот уже Законом г. Москвы от 1 апреля 2020 г. N 6 в КоАП г. Москвы вводится ст. 3.18.1 "Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы".