Нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что инспекцией не были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что инспекцией не были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Вынесение решения по результатам выездной проверки без учета спорных уточненных деклараций не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не ведет к отмене решения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Вынесение решения по результатам выездной проверки без учета спорных уточненных деклараций не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не ведет к отмене решения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ3. ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 24.01.2023 N 03-02-07/5069 <О последствиях нарушения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе сроков их рассмотрения>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Таким образом, налоговым органом не допущено существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Таким образом, налоговым органом не допущено существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Судам необходимо учитывать, что вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть названные материалы в порядке, установленном статьями 101 и 101.4 Кодекса, и вынести новое решение.
"О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"Судам необходимо учитывать, что вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть названные материалы в порядке, установленном статьями 101 и 101.4 Кодекса, и вынести новое решение.
Статья: Возражения на акт налоговой проверки: как не сделать себе хуже
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки. К таким существенным условиям относится, в частности, обеспечение налогоплательщику возможности представить объяснения.
(Севастьянова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 5)Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки. К таким существенным условиям относится, в частности, обеспечение налогоплательщику возможности представить объяснения.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)(-) 7. По мнению налогоплательщика, решение ИФНС вынесено с существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Не были приняты меры по надлежащему извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)(-) 7. По мнению налогоплательщика, решение ИФНС вынесено с существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Не были приняты меры по надлежащему извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Статья: Может ли акт проверки подписать не проводившее ее лицо
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.05.2024 N 04АП-1806/2024 по делу N А10-7361/2021 разобрался с тем, является ли подписание акта выездной проверки лицом, не указанным в решении о ее проведении, нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)Четвертый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.05.2024 N 04АП-1806/2024 по делу N А10-7361/2021 разобрался с тем, является ли подписание акта выездной проверки лицом, не указанным в решении о ее проведении, нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Статья: О последствиях камеральной проверки декларации по форме 3-НДФЛ
(Габелли Г.К.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Основаниями для отмены обозначенного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем налогового органа (его заместителем) неправомерного решения.
(Габелли Г.К.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Основаниями для отмены обозначенного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем налогового органа (его заместителем) неправомерного решения.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Кроме того, на основании таких доказательств, как материалы проверки, суд устанавливает, соблюдены либо не соблюдены права плательщика при проведении проверочных мероприятий. Так, например, в силу ч. 14 ст. 101 НК РФ к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущим недействительность решения о доначислении недоимки, относится необеспечение налоговым органом возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и необеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Кроме того, на основании таких доказательств, как материалы проверки, суд устанавливает, соблюдены либо не соблюдены права плательщика при проведении проверочных мероприятий. Так, например, в силу ч. 14 ст. 101 НК РФ к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущим недействительность решения о доначислении недоимки, относится необеспечение налоговым органом возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и необеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамДело в том, что подобное нарушение не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки. Ведь безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, признается только отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Готовое решение: Какие ошибки в ходе налоговой проверки, в том числе при составлении акта, могут стать основанием для отмены решения
(КонсультантПлюс, 2025)Безусловным основанием для отмены итогового решения по проверке является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 73 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
(КонсультантПлюс, 2025)Безусловным основанием для отмены итогового решения по проверке является нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 73 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть основаниями для отмены решения налогового органа, только если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Является ли нарушение срока вручения дополнения к акту налоговой проверки существенным нарушением, влекущим отмену решения по итогам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть основаниями для отмены решения налогового органа, только если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Статья: Значение нарушений процедуры проведения налоговой проверки при оценке допустимости доказательств в налоговых спорах
(Абрамова Е.Н., Рудой А.А.)
("Юрист", 2021, N 12)Являясь проявлением общеправового принципа недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, нашедшего свое отражение в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, обозначенные предписания Налогового кодекса РФ не содержат в то же время четких и исчерпывающих критериев допустимости доказательств. Пункт 14 ст. 101 НК РФ, допуская отмену решения налогового органа, вынесенного с нарушением требований Налогового кодекса РФ к рассмотрению материалов налоговой проверки, устанавливает, что основанием к отмене такого решения способно служить нарушение не любых, а только существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым закон относит обеспечение возможности контролируемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также возможности налогоплательщика представить свои объяснения. Иные нарушения правил рассмотрения материалов проверки могут послужить основанием для отмены состоявшегося по ее итогам решения, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения. Таким образом, в этих случаях критерий существенности нарушения является оценочным и устанавливается в каждом деле применительно к обстоятельствам конкретной ситуации, что, как показывает практика, приводит к затруднениям и существенным разночтениям в правоприменении, в том числе в судебной практике.
(Абрамова Е.Н., Рудой А.А.)
("Юрист", 2021, N 12)Являясь проявлением общеправового принципа недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, нашедшего свое отражение в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, обозначенные предписания Налогового кодекса РФ не содержат в то же время четких и исчерпывающих критериев допустимости доказательств. Пункт 14 ст. 101 НК РФ, допуская отмену решения налогового органа, вынесенного с нарушением требований Налогового кодекса РФ к рассмотрению материалов налоговой проверки, устанавливает, что основанием к отмене такого решения способно служить нарушение не любых, а только существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, к которым закон относит обеспечение возможности контролируемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки, а также возможности налогоплательщика представить свои объяснения. Иные нарушения правил рассмотрения материалов проверки могут послужить основанием для отмены состоявшегося по ее итогам решения, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения. Таким образом, в этих случаях критерий существенности нарушения является оценочным и устанавливается в каждом деле применительно к обстоятельствам конкретной ситуации, что, как показывает практика, приводит к затруднениям и существенным разночтениям в правоприменении, в том числе в судебной практике.
Статья: Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля при смене юридического адреса
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)Суды также отметили, что составление акта камеральной проверки с нарушением установленного НК РФ срока, а также вручение (направление) указанного акта с нарушением срока, установленного п. 5 ст. 100 НК РФ, не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Сам по себе акт камеральной проверки не подлежит обжалованию и не несет для налогоплательщика каких-либо правовых последствий. Акт фиксирует обстоятельства, установленные в ходе проверки, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения налогоплательщиком, не нарушает права и законные интересы заявителя.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 9)Суды также отметили, что составление акта камеральной проверки с нарушением установленного НК РФ срока, а также вручение (направление) указанного акта с нарушением срока, установленного п. 5 ст. 100 НК РФ, не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Сам по себе акт камеральной проверки не подлежит обжалованию и не несет для налогоплательщика каких-либо правовых последствий. Акт фиксирует обстоятельства, установленные в ходе проверки, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не содержит властных предписаний и не является обязательным для исполнения налогоплательщиком, не нарушает права и законные интересы заявителя.