Нарушение правил землепользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение правил землепользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"5.5.2. При рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку необходимо установить, не нарушает ли ее сохранение права смежных землепользователей, правила застройки (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 "Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Ссылка кассатора на нарушение правил землепользования и застройки г. Оби в части отклонения от предельных параметров разрешенного строительства обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, так как частью 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается. При этом максимальный процент застройки завышен не был, этажность объектов недвижимости (1 этаж) не превышает количество этажей здания, строений, сооружений объектов капитального строительства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Среди наиболее типичных нарушений публичных интересов в сфере земельных правоотношений выделяют нарушение правил землепользования, в том числе в сфере взимания платы за землю. Согласно ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации к формам платы за использование земли относятся земельный налог, арендная плата либо иная плата, предусмотренная законом. Так, ст. 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает плату за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями; ст. 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает плату за публичный сервитут.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Среди наиболее типичных нарушений публичных интересов в сфере земельных правоотношений выделяют нарушение правил землепользования, в том числе в сфере взимания платы за землю. Согласно ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации к формам платы за использование земли относятся земельный налог, арендная плата либо иная плата, предусмотренная законом. Так, ст. 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает плату за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями; ст. 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает плату за публичный сервитут.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако если в ходе проведения проверки орган муниципального земельного контроля выявил нарушения требований земельного законодательства, за которое административная ответственность предусмотрена законодательством субъекта РФ, то привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется также в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ <1> протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 "Использование земельных участков и (или) объектов капитального строительства с нарушениями правил землепользования и застройки", составляются должностными лицами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченными губернатором Томской области. Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. N 1506-ЗПО <2> должностные лица органов местного самоуправления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях только за нарушение правил землепользования и застройки территории муниципального образования, которые установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3.1.1, п. 10 ст. 10.1). В соответствии с ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з <3> при осуществлении муниципального контроля должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 4.6 (противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Однако если в ходе проведения проверки орган муниципального земельного контроля выявил нарушения требований земельного законодательства, за которое административная ответственность предусмотрена законодательством субъекта РФ, то привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется также в соответствии с законодательством субъекта РФ. Например, в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. N 295-ОЗ <1> протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 "Использование земельных участков и (или) объектов капитального строительства с нарушениями правил землепользования и застройки", составляются должностными лицами органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, уполномоченными губернатором Томской области. Кодексом Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. N 1506-ЗПО <2> должностные лица органов местного самоуправления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях только за нарушение правил землепользования и застройки территории муниципального образования, которые установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 3.1.1, п. 10 ст. 10.1). В соответствии с ч. 9 ст. 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з <3> при осуществлении муниципального контроля должностными лицами органов местного самоуправления в пределах компетенции составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 4.6 (противоправные действия должностных лиц, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений
(ред. от 04.11.2025)Статья 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Собственник земельного участка обратился с иском о сносе самовольной постройки, возводимой собственниками смежного земельного участка, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов осуществлением ответчиками строительства многоквартирного дома с нарушениями правил землепользования и застройки муниципального образования, в том числе предельных параметров разрешенного строительства и минимальных отступов от смежной границы, без получения разрешения на строительство, технических условий на присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Собственник земельного участка обратился с иском о сносе самовольной постройки, возводимой собственниками смежного земельного участка, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов осуществлением ответчиками строительства многоквартирного дома с нарушениями правил землепользования и застройки муниципального образования, в том числе предельных параметров разрешенного строительства и минимальных отступов от смежной границы, без получения разрешения на строительство, технических условий на присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 03.10.2023 N 19-КГ23-22-К5 были отменены определения апелляционной и кассационной инстанций и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Указанные суды, учитывая заключение судебной строительно-технической экспертизы, исходили из того, что допущенные при строительстве нарушения правил землепользования и застройки не влияют на прочность и устойчивость спорного объекта, не ухудшают его эксплуатационные характеристики, не нарушают противопожарные и санитарные нормы и правила, нормы инсоляции, не представляют угрозу жизни и здоровью граждан, а также сослались на то, что земельный участок был предоставлен ответчику в установленном порядке на праве аренды для строительства жилого дома и ответчиком предпринимались меры для его легализации.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 03.10.2023 N 19-КГ23-22-К5 были отменены определения апелляционной и кассационной инстанций и дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Указанные суды, учитывая заключение судебной строительно-технической экспертизы, исходили из того, что допущенные при строительстве нарушения правил землепользования и застройки не влияют на прочность и устойчивость спорного объекта, не ухудшают его эксплуатационные характеристики, не нарушают противопожарные и санитарные нормы и правила, нормы инсоляции, не представляют угрозу жизни и здоровью граждан, а также сослались на то, что земельный участок был предоставлен ответчику в установленном порядке на праве аренды для строительства жилого дома и ответчиком предпринимались меры для его легализации.
Статья: Правовое регулирование землепользования в районах речного судоходства во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Государственного архива Новгородской области)
(Тимофеев А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 4)В Государственном архиве Новгородской области в фонде Вышневолоцкого округа путей сообщения (Опеченского отделения) сохранилось дело "О самовольном скошении травы и увозе таковой по земле ведомства путей сообщения, находящейся при бейшлотах Дубковском и Поддорском". Как правило, делами о нарушении правил землепользования в районах речного судоходства на первом этапе занимались урядники, функции которых были весьма многообразны <5>. Материалы указанного выше дела также начинаются с рапорта 12 июля 1887 г. полицейскому уряднику 3-го участка 1-го стана Вышневолоцкого уезда Эйфлеру, составленного вольнонаемными сторожами Дубковского и Поддорского бейшлотов (водоспускных сооружений). Из рапорта следует, что отставной рядовой деревни Поляна Казикинской волости Яковлев и четырнадцать крестьян деревни Болдырево Подольской волости самовольно выкосили траву на казенных искусственных земляных сооружениях около реки Мсты близ Дубковского бейшлота и озера Пудора при самом Поддорском бейшлоте, которую "увезли в свою пользу". Трава же эта, как говорится в рапорте, принадлежит Министерству путей сообщения. Заявители просили произвести дознание и составить акт для "препровождения" господину начальнику Опеченского отделения Вышневолоцкого округа путей сообщения через полицейское начальство <6>.
(Тимофеев А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 4)В Государственном архиве Новгородской области в фонде Вышневолоцкого округа путей сообщения (Опеченского отделения) сохранилось дело "О самовольном скошении травы и увозе таковой по земле ведомства путей сообщения, находящейся при бейшлотах Дубковском и Поддорском". Как правило, делами о нарушении правил землепользования в районах речного судоходства на первом этапе занимались урядники, функции которых были весьма многообразны <5>. Материалы указанного выше дела также начинаются с рапорта 12 июля 1887 г. полицейскому уряднику 3-го участка 1-го стана Вышневолоцкого уезда Эйфлеру, составленного вольнонаемными сторожами Дубковского и Поддорского бейшлотов (водоспускных сооружений). Из рапорта следует, что отставной рядовой деревни Поляна Казикинской волости Яковлев и четырнадцать крестьян деревни Болдырево Подольской волости самовольно выкосили траву на казенных искусственных земляных сооружениях около реки Мсты близ Дубковского бейшлота и озера Пудора при самом Поддорском бейшлоте, которую "увезли в свою пользу". Трава же эта, как говорится в рапорте, принадлежит Министерству путей сообщения. Заявители просили произвести дознание и составить акт для "препровождения" господину начальнику Опеченского отделения Вышневолоцкого округа путей сообщения через полицейское начальство <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Группа граждан обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным выданного местной администрацией юридическому лицу разрешения на строительство многоквартирного дома. В обоснование заявленных требований указывалось, что оспариваемое разрешение на строительство выдано с нарушением градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки муниципального образования, в соответствии с которыми на территории, в границах которой планируется строительство многоквартирного дома, не допускается размещение высотных многоквартирных домов. Кроме того, нарушаются их права и законные интересы на благоприятные условия проживания и благоприятную окружающую среду.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Группа граждан обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным выданного местной администрацией юридическому лицу разрешения на строительство многоквартирного дома. В обоснование заявленных требований указывалось, что оспариваемое разрешение на строительство выдано с нарушением градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки муниципального образования, в соответствии с которыми на территории, в границах которой планируется строительство многоквартирного дома, не допускается размещение высотных многоквартирных домов. Кроме того, нарушаются их права и законные интересы на благоприятные условия проживания и благоприятную окружающую среду.
Статья: Дома на территориях СНТ. Какие споры они проходят
(Тихонова Н.)
("Жилищное право", 2021, N 6)По смыслу приведенных выше положений и разъяснений закона для правильного разрешения настоящего дела юридически значимым является обстоятельство того, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, существенность нарушения правил землепользования и застройки в части нарушения процента застройки земельного участка и несоблюдения минимального отступа от границ смежных земельных участков, равно как соответствие спорного строения требованиям, предъявляемым к жилым домам, с учетом проведенной по делу судебной экспертизы (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2019 г. N 88-187/2019 по делу N 2-3184/2018). Таким образом, судебная практика сформировалась так, что суды выносят решения о сносе в самых крайних случаях.
(Тихонова Н.)
("Жилищное право", 2021, N 6)По смыслу приведенных выше положений и разъяснений закона для правильного разрешения настоящего дела юридически значимым является обстоятельство того, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, существенность нарушения правил землепользования и застройки в части нарушения процента застройки земельного участка и несоблюдения минимального отступа от границ смежных земельных участков, равно как соответствие спорного строения требованиям, предъявляемым к жилым домам, с учетом проведенной по делу судебной экспертизы (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2019 г. N 88-187/2019 по делу N 2-3184/2018). Таким образом, судебная практика сформировалась так, что суды выносят решения о сносе в самых крайних случаях.
Статья: О некоторых проблемах совершенствования экологического законодательства в аспекте практики Конституционного Суда Российской Федерации
(Ревнов Б.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)В статье исследуется влияние деятельности Конституционного Суда Российской Федерации на развитие экологического законодательства. На примере конкретных судебных решений анализируются частные аспекты более глобальных законодательных проблем, как то: проблема баланса конституционных ценностей как критерий оценки конституционности и проблема соразмерности, пределов ограничения прав и свобод; кроме того, затрагивается сравнительно более узкая проблема, связанная с нормативным регулированием ответственности за нарушение правил землепользования. Также рассматриваются варианты исполнения конкретных решений Конституционного Суда Российской Федерации.
(Ревнов Б.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)В статье исследуется влияние деятельности Конституционного Суда Российской Федерации на развитие экологического законодательства. На примере конкретных судебных решений анализируются частные аспекты более глобальных законодательных проблем, как то: проблема баланса конституционных ценностей как критерий оценки конституционности и проблема соразмерности, пределов ограничения прав и свобод; кроме того, затрагивается сравнительно более узкая проблема, связанная с нормативным регулированием ответственности за нарушение правил землепользования. Также рассматриваются варианты исполнения конкретных решений Конституционного Суда Российской Федерации.