Нарушение правил подсудности коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение правил подсудности коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23.3 "Органы внутренних дел (полиция)" КоАП РФ"Довод о нарушении правил подсудности при рассмотрении дела, т.е. нерассмотрении дела по месту жительства М.М.АА., несостоятелен. В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3.1 ст. 12.5 названного кодекса, рассматривают органы внутренних дел (полиция). При этом удовлетворение ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица является правом, а не обязанностью рассматривающего дело по существу. В соответствии с обстоятельствами административного правонарушения, рассмотрение дела по месту совершения административного правонарушения не повлекло нарушения прав и законных интересов М.М.АА."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24.4 "Ходатайства" КоАП РФ"Довод заявителя жалобы о том, что дело рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности со ссылкой на то, что не разрешено ходатайство о направлении дела для рассмотрения по месту жительства, является несостоятельным, поскольку такое ходатайство, заявленное в соответствии со статьей 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует в материалах дела, в том числе протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 названного Кодекса, являвшегося предметов рассмотрения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
(Глуздак Г.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Кроме того, распространены случаи прекращения производства по делам об административных правонарушениях указанной категории в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, нарушением правил подсудности и иными нарушениями процессуальных требований КоАП РФ. Это обусловлено как недостаточно высоким качеством административной практики контролирующих органов, так и отсутствием единообразия в применении ст. 20.35 КоАП РФ.
(Глуздак Г.Н.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Кроме того, распространены случаи прекращения производства по делам об административных правонарушениях указанной категории в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, нарушением правил подсудности и иными нарушениями процессуальных требований КоАП РФ. Это обусловлено как недостаточно высоким качеством административной практики контролирующих органов, так и отсутствием единообразия в применении ст. 20.35 КоАП РФ.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Благодаря прокурорам предотвращаются грубые нарушения правил подсудности, установленные ст. 23.1 КоАП. Например, по протестам прокуроров отменены постановления по делам об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, вынесенные мировыми судьями в Башкортостане <9>, Липецкой области <10> и др.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)Благодаря прокурорам предотвращаются грубые нарушения правил подсудности, установленные ст. 23.1 КоАП. Например, по протестам прокуроров отменены постановления по делам об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, вынесенные мировыми судьями в Башкортостане <9>, Липецкой области <10> и др.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
(ред. от 04.11.2025)2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)56. Разрешение дела по жалобе на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении с нарушением закрепленных п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ правил подсудности является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела, и не отвечает требованию справедливого правосудия.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)56. Разрешение дела по жалобе на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении с нарушением закрепленных п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ правил подсудности является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела, и не отвечает требованию справедливого правосудия.
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нарушение правил подсудности дела об административном правонарушении является основанием для отмены постановления по делу согласно п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. Как отметил Конституционный Суд РФ, право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным судом; признание же суда законно установленным требует, чтобы его компетенция по рассмотрению данного дела определялась законом. Поэтому ч. 1 ст. 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (абз. 3 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 623-О-П "По запросу Новооскольского районного суда Белгородской области о проверке конституционности абзаца четвертого статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нарушение правил подсудности дела об административном правонарушении является основанием для отмены постановления по делу согласно п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. Как отметил Конституционный Суд РФ, право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным судом; признание же суда законно установленным требует, чтобы его компетенция по рассмотрению данного дела определялась законом. Поэтому ч. 1 ст. 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (абз. 3 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 623-О-П "По запросу Новооскольского районного суда Белгородской области о проверке конституционности абзаца четвертого статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").