Нарушение правил перевозки грузов
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение правил перевозки грузов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как покупателю взыскать убытки с поставщика, нарушившего условия договора поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно подходу, отраженному в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, если недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика. Однако если причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на него независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.
(КонсультантПлюс, 2025)Также согласно подходу, отраженному в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, если недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика. Однако если причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на него независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.
Статья: Понятие и предмет договора буксировки
(Данилин Е.М.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Есть соответствующие нормы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности ст. 12.21, устанавливающая административную ответственность за нарушение правил перевозки грузов и правил буксировки <4>. Известен договор буксировки автомобильным транспортом и судебной практике.
(Данилин Е.М.)
("Транспортное право", 2021, N 3)Есть соответствующие нормы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности ст. 12.21, устанавливающая административную ответственность за нарушение правил перевозки грузов и правил буксировки <4>. Известен договор буксировки автомобильным транспортом и судебной практике.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)В соответствии с частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)В соответствии с частью 2 статьи 12.21.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи.
Статья: Меры административно-процессуального принуждения, применяемые полицией в области дорожного движения
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 1)Одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). А.Ю. Соколов пишет, что "задержание транспортного средства есть временное ограничение права управления транспортным средством" [14, с. 80]. Как следует из КоАП РФ, обозначенная мера применяется в целях предупреждения и пресечения нарушений правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида. В сфере дорожного движения данная мера применяется при выявлении водителя, который управляет транспортным средством в состоянии опьянения. Эта мера также применяется и при обнаружении неисправности транспорта, которая не дает возможности его эксплуатировать, а также при нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств, нарушении правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства либо нарушении правил перевозки опасных грузов. Кроме того, указанная мера принуждения применяется при невыполнении водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также невыполнении водителем обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием.
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 1)Одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является задержание транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). А.Ю. Соколов пишет, что "задержание транспортного средства есть временное ограничение права управления транспортным средством" [14, с. 80]. Как следует из КоАП РФ, обозначенная мера применяется в целях предупреждения и пресечения нарушений правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида. В сфере дорожного движения данная мера применяется при выявлении водителя, который управляет транспортным средством в состоянии опьянения. Эта мера также применяется и при обнаружении неисправности транспорта, которая не дает возможности его эксплуатировать, а также при нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств, нарушении правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства либо нарушении правил перевозки опасных грузов. Кроме того, указанная мера принуждения применяется при невыполнении водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также невыполнении водителем обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием.
Статья: Проблемы применения законодательства при оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ)
(Курченко В.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 9)Аналогично подлежат административной ответственности по статье 11.10 КоАП РФ лица, нарушившие правила обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, в том числе по указанной статье привлекаются за отсутствие спасательных жилетов. Все указанные действия представляют опасность для жизни и здоровья пассажиров и относятся к категории недопустимого риска. Также административная ответственность (ст. 12.31.1 КоАП РФ) предусмотрена за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в частности за нарушение правил перевозки пассажиров и грузов по маршрутам, проходящим по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды (переправные сооружения некапитального типа: паромные переправы и наплавные мосты; природные объекты, обустроенные для переправы транспортных средств и пешеходов: ледовые переправы, переправы вброд).
(Курченко В.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 9)Аналогично подлежат административной ответственности по статье 11.10 КоАП РФ лица, нарушившие правила обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, в том числе по указанной статье привлекаются за отсутствие спасательных жилетов. Все указанные действия представляют опасность для жизни и здоровья пассажиров и относятся к категории недопустимого риска. Также административная ответственность (ст. 12.31.1 КоАП РФ) предусмотрена за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в частности за нарушение правил перевозки пассажиров и грузов по маршрутам, проходящим по зимникам, в условиях бездорожья, переправам через водные преграды (переправные сооружения некапитального типа: паромные переправы и наплавные мосты; природные объекты, обустроенные для переправы транспортных средств и пешеходов: ледовые переправы, переправы вброд).
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования грузоперевозок автомобильным транспортом
(Панфилов Н.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)В отношении наложения штрафов за нарушения правил перевозок негабаритных и опасных грузов и перевозку спецтранспорта предлагается рассмотреть возможность изменения санкционной политики в отношении перевозчиков. Размер денежных штрафов должен устанавливаться в зависимости от уровня уставного капитала транспортной компании, а также от степени опасности перевозимого груза. При этом во внимание при определении размера штрафа должны также браться и финансовые показатели, такие как размер автопарка перевозчика, процент прибыли, полученной в результате выполнения перевозки, а также количественные показатели в зависимости от типа перевозимого груза. Такая политика позволит находить к каждому нарушившему правила перевозки грузов перевозчику индивидуальный подход в части применения санкций, которые затронут как крупные, так и малые транспортные организации, обеспечивая общее исполнение установленных правовых норм по перевозке грузов, а также повысит уровень дорожной безопасности. Также в вопросе необходимости получения разрешения на перевозку негабаритного груза стоит отметить тот факт, что ныне установленные допустимые нормы провоза груза без необходимости получения разрешения следует изменить в части их повышения. При рассмотрении данного вопроса стоит учитывать баланс между экономическим аспектом и возможностями дорожной инфраструктуры. Несомненно, выдача разрешений на перевозку негабаритного груза без соблюдения возможностей дорожного покрытия негативно отразится на благосостоянии дорог, но это не означает, что изменение порога допустимых норм в таком случае недопустимо. Прослеживается четкая зависимость между нагрузкой на колеса и колесную ось в части их технических возможностей, а также их количества, которое имеется на том или ином автомобиле. Правильное распределение нагрузки с учетом технических характеристик конкретного автотранспорта позволит перевозить больше груза по тоннажу без ущерба дорожному покрытию. Поэтому предлагается внести изменения в установленные нормы в ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" <2> (Приложение N 9) в сторону повышения порога допустимой нагрузки без необходимости получения разрешения с учетом индивидуального подхода рассмотрения особенностей ходовых частей автотранспорта. Данная мера позволит разгрузить ведомства, выдающие такие разрешения, в части уменьшения количества связанных с этим обращений, что, в свою очередь, снизит сроки ожидания выдачи такого разрешения при необходимости, а также позволит увеличить грузооборот выполняемых перевозок.
(Панфилов Н.М.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)В отношении наложения штрафов за нарушения правил перевозок негабаритных и опасных грузов и перевозку спецтранспорта предлагается рассмотреть возможность изменения санкционной политики в отношении перевозчиков. Размер денежных штрафов должен устанавливаться в зависимости от уровня уставного капитала транспортной компании, а также от степени опасности перевозимого груза. При этом во внимание при определении размера штрафа должны также браться и финансовые показатели, такие как размер автопарка перевозчика, процент прибыли, полученной в результате выполнения перевозки, а также количественные показатели в зависимости от типа перевозимого груза. Такая политика позволит находить к каждому нарушившему правила перевозки грузов перевозчику индивидуальный подход в части применения санкций, которые затронут как крупные, так и малые транспортные организации, обеспечивая общее исполнение установленных правовых норм по перевозке грузов, а также повысит уровень дорожной безопасности. Также в вопросе необходимости получения разрешения на перевозку негабаритного груза стоит отметить тот факт, что ныне установленные допустимые нормы провоза груза без необходимости получения разрешения следует изменить в части их повышения. При рассмотрении данного вопроса стоит учитывать баланс между экономическим аспектом и возможностями дорожной инфраструктуры. Несомненно, выдача разрешений на перевозку негабаритного груза без соблюдения возможностей дорожного покрытия негативно отразится на благосостоянии дорог, но это не означает, что изменение порога допустимых норм в таком случае недопустимо. Прослеживается четкая зависимость между нагрузкой на колеса и колесную ось в части их технических возможностей, а также их количества, которое имеется на том или ином автомобиле. Правильное распределение нагрузки с учетом технических характеристик конкретного автотранспорта позволит перевозить больше груза по тоннажу без ущерба дорожному покрытию. Поэтому предлагается внести изменения в установленные нормы в ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" <2> (Приложение N 9) в сторону повышения порога допустимой нагрузки без необходимости получения разрешения с учетом индивидуального подхода рассмотрения особенностей ходовых частей автотранспорта. Данная мера позволит разгрузить ведомства, выдающие такие разрешения, в части уменьшения количества связанных с этим обращений, что, в свою очередь, снизит сроки ожидания выдачи такого разрешения при необходимости, а также позволит увеличить грузооборот выполняемых перевозок.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)"Если при разрешении спора выявляются обстоятельства, свидетельствующие о том, что недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)"Если при разрешении спора выявляются обстоятельства, свидетельствующие о том, что недостатки товара явились следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика.
Готовое решение: Может ли грузоотправитель предъявить претензию перевозчику в связи с утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, если нарушил требования к упаковке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Груз принимается к авиаперевозке, если имеет исправную упаковку, обеспечивающую, в частности, возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении. Груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним (п. 160 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов). При несоблюдении этих условий перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке (п. 160 указанных Правил). Упаковка и тара также должны отвечать требованиям п. 173 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов.
(КонсультантПлюс, 2025)Груз принимается к авиаперевозке, если имеет исправную упаковку, обеспечивающую, в частности, возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении. Груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним (п. 160 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов). При несоблюдении этих условий перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке (п. 160 указанных Правил). Упаковка и тара также должны отвечать требованиям п. 173 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов.