Нарушение лицензионных требований медицинской организацией
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение лицензионных требований медицинской организацией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в сфере лицензирования: Лицензирующий орган обратился в суд с требованием аннулировать (приостановить) лицензию
(КонсультантПлюс, 2025)Обладатель лицензии нарушил требования к организации и проведению азартных игр (пункт приема ставок расположен в одном здании с медицинской организацией, у организатора азартных игр отсутствует действующая банковская гарантия и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Обладатель лицензии нарушил требования к организации и проведению азартных игр (пункт приема ставок расположен в одном здании с медицинской организацией, у организатора азартных игр отсутствует действующая банковская гарантия и др.)
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Правопреемство при реорганизации в форме присоединения
(КонсультантПлюс, 2025)Решение об отказе в переоформлении лицензии... противоречит законодательству, нарушает право заявителя на осуществление образовательной деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)Решение об отказе в переоформлении лицензии... противоречит законодательству, нарушает право заявителя на осуществление образовательной деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическое оформление труда медицинских работников: проблема толкования в правоприменении
(Минкина Н.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-вторых, наряду с указанным позиция Минздрава России основывается на лицензионных требованиях, предъявляемых к медицинским организациям, являющимся соискателями лицензии на осуществление медицинской деятельности. В Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 <11>, среди прочих условий предусматривается наличие заключенных трудовых договоров, по сути с медицинскими работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (подп. "д" п. 4). На этом основании начала складываться практика по привлечению медицинских организаций к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ, когда в медицинской деятельности задействуют, например, врачей на основании гражданско-правового договора <12>.
(Минкина Н.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-вторых, наряду с указанным позиция Минздрава России основывается на лицензионных требованиях, предъявляемых к медицинским организациям, являющимся соискателями лицензии на осуществление медицинской деятельности. В Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 <11>, среди прочих условий предусматривается наличие заключенных трудовых договоров, по сути с медицинскими работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (подп. "д" п. 4). На этом основании начала складываться практика по привлечению медицинских организаций к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ, когда в медицинской деятельности задействуют, например, врачей на основании гражданско-правового договора <12>.
Статья: О применении системного подхода в правовом регулировании телемедицинских технологий
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется в соответствии с лицензионными требованиями, а также с соблюдением порядков оказания медицинской помощи. Несоблюдение медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, которое может повлечь административную ответственность (ст. ст. 14.1 или 19.20 КоАП РФ).
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется в соответствии с лицензионными требованиями, а также с соблюдением порядков оказания медицинской помощи. Несоблюдение медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, которое может повлечь административную ответственность (ст. ст. 14.1 или 19.20 КоАП РФ).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852
(ред. от 08.05.2025)
"О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")")е) размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.
(ред. от 08.05.2025)
"О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")")е) размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.
Постановление Правительства РФ от 02.06.2022 N 1007
(ред. от 13.06.2024)
"О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений")ю) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня, не реже одного раза в 5 лет (в случае, если лицензиатом является медицинская или фармацевтическая организация).
(ред. от 13.06.2024)
"О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений")ю) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим и медицинским образованием, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня, не реже одного раза в 5 лет (в случае, если лицензиатом является медицинская или фармацевтическая организация).
Статья: Соматические биотехнологии в системе социальных ценностей современного российского общества
(Зенин С.С., Некрасов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)На нормативном уровне необходимо закрепление режима генетических данных о человеке, их места в системе социальных ценностей. Без сомнения, генетическим данным должно отводиться особое место ввиду того, что они содержат уникальную информацию о человеке и его близких родственниках, которая может стать основанием для его дискриминации, а также повлечь нарушение прав и законных интересов третьих лиц - родственников.
(Зенин С.С., Некрасов М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)На нормативном уровне необходимо закрепление режима генетических данных о человеке, их места в системе социальных ценностей. Без сомнения, генетическим данным должно отводиться особое место ввиду того, что они содержат уникальную информацию о человеке и его близких родственниках, которая может стать основанием для его дискриминации, а также повлечь нарушение прав и законных интересов третьих лиц - родственников.
Статья: Аптека не работает без разрешений, иначе понесет административную ответственность
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Суд указал на безусловную обязанность аптеки, как имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность, обеспечивать утвержденный Правительством РФ и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Но организация этого требования не выполнила.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Суд указал на безусловную обязанность аптеки, как имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность, обеспечивать утвержденный Правительством РФ и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Но организация этого требования не выполнила.
Статья: О договоре возмездного оказания медицинских услуг
(Вакулина Г.А.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Что касается содействия пациента при оказании медицинской услуги и желания следовать рекомендациям врача, следует отметить, что оно не всегда имеет место быть при исполнении договора о возмездном оказании медицинских услуг, поэтому не может быть отличительной чертой медицинской услуги. Как отмечает Т.Г. Котова, при анализе ошибок врачей при ведении медицинской документации нередки случаи, когда пациенты не выполняют рекомендаций врача, отказываются от сдачи анализов, консультаций специалистов, и, если такой отказ не зафиксирован в медицинской документации, врач может быть признан нарушившим обязанность по информированию пациента о рекомендуемом лечении и о последствиях несоблюдения его рекомендаций <17>. Нельзя согласиться и с таким признаком медицинской услуги, как ограниченность в гражданском обороте. По нашему мнению, речь в данном случае идет о дополнительном требовании законодателя к формированию правоспособности медицинской организации, выражающемся в необходимости получить лицензию. В отношении такого признака, как направленность медицинской услуги на достижение определенной цели и отсутствие гарантированного результата, следует признать, что этот признак присущ услугам в целом. Думается, что в качестве отличительных черт медицинской услуги следует выделить ее направленность на нематериальное благо - здоровье человека, рисковый характер, означающий возможность наступления таких последствий, которые могут привести к ухудшению здоровья пациента; содержанием медицинской услуги могут быть только действия, предусмотренные законом, а именно вмешательства, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, что следует из п. 4 ст. 2 Закона N 323-ФЗ.
(Вакулина Г.А.)
("Медицинское право", 2021, N 3)Что касается содействия пациента при оказании медицинской услуги и желания следовать рекомендациям врача, следует отметить, что оно не всегда имеет место быть при исполнении договора о возмездном оказании медицинских услуг, поэтому не может быть отличительной чертой медицинской услуги. Как отмечает Т.Г. Котова, при анализе ошибок врачей при ведении медицинской документации нередки случаи, когда пациенты не выполняют рекомендаций врача, отказываются от сдачи анализов, консультаций специалистов, и, если такой отказ не зафиксирован в медицинской документации, врач может быть признан нарушившим обязанность по информированию пациента о рекомендуемом лечении и о последствиях несоблюдения его рекомендаций <17>. Нельзя согласиться и с таким признаком медицинской услуги, как ограниченность в гражданском обороте. По нашему мнению, речь в данном случае идет о дополнительном требовании законодателя к формированию правоспособности медицинской организации, выражающемся в необходимости получить лицензию. В отношении такого признака, как направленность медицинской услуги на достижение определенной цели и отсутствие гарантированного результата, следует признать, что этот признак присущ услугам в целом. Думается, что в качестве отличительных черт медицинской услуги следует выделить ее направленность на нематериальное благо - здоровье человека, рисковый характер, означающий возможность наступления таких последствий, которые могут привести к ухудшению здоровья пациента; содержанием медицинской услуги могут быть только действия, предусмотренные законом, а именно вмешательства, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, что следует из п. 4 ст. 2 Закона N 323-ФЗ.
Статья: Просрочен (отсутствует) сертификат у медработника - это нарушение?
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оказание медицинской помощи специалистами, не имеющими действующих сертификатов специалистов (действие сертификатов просрочено), свидетельствует в данном случае о возможном нарушении медицинской организацией лицензионных требований, но не о нецелевом использовании средств ОМС, поскольку цель использования средств достигнута.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оказание медицинской помощи специалистами, не имеющими действующих сертификатов специалистов (действие сертификатов просрочено), свидетельствует в данном случае о возможном нарушении медицинской организацией лицензионных требований, но не о нецелевом использовании средств ОМС, поскольку цель использования средств достигнута.
Статья: Актуальные вопросы обращения медицинских изделий
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Таким образом, с одной стороны, медицинская организация потенциально вправе сама определять конкретный перечень видов медицинских услуг в своей лицензии и тем самым регулировать свои расходы, связанные с обращением МИ. На то, что лицензирование имеет заявительный порядок и действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права, как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности, неоднократно указывалось в правоприменительной практике <5>. С другой стороны, публичные медицинские организации участвуют в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а следовательно, ограничены в потенциальной возможности "сокращать" имеющуюся лицензию на медицинскую деятельность по своему усмотрению, в противном случае это может затронуть уже конституционно установленные права граждан на медицинскую помощь. Как результат, публичные медицинские организации обязаны нести расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией МИ (предусмотренных стандартами оснащения), вне зависимости от того, востребованы ли данные МИ или нет. В свою очередь, неисполнение публичной медицинской организацией стандартов оснащения, а значит, и порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, влекущим административную ответственность по ч. 3 ст. 19.20, предусматривающей для юридического лица санкцию в виде штрафа от 150 тыс. руб. При этом Верховным Судом РФ указано <6>, что недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, так как нарушение требований условий лицензии может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Таким образом, с одной стороны, медицинская организация потенциально вправе сама определять конкретный перечень видов медицинских услуг в своей лицензии и тем самым регулировать свои расходы, связанные с обращением МИ. На то, что лицензирование имеет заявительный порядок и действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права, как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности, неоднократно указывалось в правоприменительной практике <5>. С другой стороны, публичные медицинские организации участвуют в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а следовательно, ограничены в потенциальной возможности "сокращать" имеющуюся лицензию на медицинскую деятельность по своему усмотрению, в противном случае это может затронуть уже конституционно установленные права граждан на медицинскую помощь. Как результат, публичные медицинские организации обязаны нести расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией МИ (предусмотренных стандартами оснащения), вне зависимости от того, востребованы ли данные МИ или нет. В свою очередь, неисполнение публичной медицинской организацией стандартов оснащения, а значит, и порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, влекущим административную ответственность по ч. 3 ст. 19.20, предусматривающей для юридического лица санкцию в виде штрафа от 150 тыс. руб. При этом Верховным Судом РФ указано <6>, что недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, так как нарушение требований условий лицензии может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья.
Вопрос: Должна ли частная медицинская клиника размещать информацию в ЕГИСЗ, если лицензия на медицинскую деятельность получена в 2020 г.? Может ли клиника быть привлечена к ответственности, если не сделает этого?
(Консультация эксперта, 2025)Отдельного срока для размещения информации в ЕГИСЗ медицинскими организациями, уже имеющими лицензию, не установлено.
(Консультация эксперта, 2025)Отдельного срока для размещения информации в ЕГИСЗ медицинскими организациями, уже имеющими лицензию, не установлено.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе и инструкции по ее заполнению (далее - Требование к содержанию, составу заявки) требования о наличии в составе заявки сведений, подтверждающих наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - Лицензия на осуществление медицинской деятельности).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе и инструкции по ее заполнению (далее - Требование к содержанию, составу заявки) требования о наличии в составе заявки сведений, подтверждающих наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - Лицензия на осуществление медицинской деятельности).
Статья: Проблемные аспекты правовой регламентации деятельности медицинских организаций при применении порядков оказания медицинской помощи в пластической и реконструктивной хирургии
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В настоящей статье рассмотрены проблемные вопросы правового регулирования организации оказания медицинской помощи при проведении пластических реконструктивных хирургических вмешательств и складывающейся судебной практики при привлечении медицинских организаций к административной ответственности за нарушение указанных требований. В процессе исследования выявлены существующие противоречия в нормативно-правовом регулировании.
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В настоящей статье рассмотрены проблемные вопросы правового регулирования организации оказания медицинской помощи при проведении пластических реконструктивных хирургических вмешательств и складывающейся судебной практики при привлечении медицинских организаций к административной ответственности за нарушение указанных требований. В процессе исследования выявлены существующие противоречия в нормативно-правовом регулировании.
Статья: Актуальные вопросы административной ответственности медицинских организаций, связанной с обращением лекарственных средств
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Далее остановимся на обязанности медицинских организаций предоставлять лекарственные препараты при оказании стационарной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Данное требование установлено ст. ст. 37 и 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <22>, согласно которым не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, в том числе не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также соответствующий стандарт медицинской помощи в случае наличия медицинских показаний. Несоблюдение требований к организации медицинской помощи может быть квалифицировано как грубое нарушение лицензионных требований, влекущее административную ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. При этом очевидно, что для надлежащего исполнения данного требования медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения необходимо наличие достаточного финансирования. В то же время в соответствии с правоприменительной практикой Верховного Суда Российской Федерации <23> недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, так как нарушение требований условий лицензии может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)Далее остановимся на обязанности медицинских организаций предоставлять лекарственные препараты при оказании стационарной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Данное требование установлено ст. ст. 37 и 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <22>, согласно которым не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, в том числе не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также соответствующий стандарт медицинской помощи в случае наличия медицинских показаний. Несоблюдение требований к организации медицинской помощи может быть квалифицировано как грубое нарушение лицензионных требований, влекущее административную ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. При этом очевидно, что для надлежащего исполнения данного требования медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения необходимо наличие достаточного финансирования. В то же время в соответствии с правоприменительной практикой Верховного Суда Российской Федерации <23> недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, так как нарушение требований условий лицензии может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Поскольку редакция нормы претерпела существенное изменение в части наименования статьи и содержания диспозиции, сегодня рассмотренное выше понимание объекта данного преступления неприменимо. Законодатель пересмотрел подход к набору криминообразующих признаков: ранее диспозиция содержала указание на незаконность осуществления медицинской или фармацевтической деятельности, теперь речь идет об осуществлении названных видов деятельности без лицензии. Объем преступного деяния стал несколько , поскольку осуществление деятельности без лицензии является частным случаем незаконности такой деятельности. Помимо отсутствия лицензии к незаконным действиям в соответствии с предыдущей редакцией статьи можно было отнести, например, осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим необходимого медицинского образования и квалификации, теперь же подобное поведение является наказуемым только в случае аннулирования лицензии в связи с несоблюдением лицензионных требований по причине отсутствия необходимой квалификации у сотрудников медицинской организации. Следовательно, основой криминализации подобного поведения в настоящее время является отсутствие лицензии, а также последствия в виде причинения вреда здоровью.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Поскольку редакция нормы претерпела существенное изменение в части наименования статьи и содержания диспозиции, сегодня рассмотренное выше понимание объекта данного преступления неприменимо. Законодатель пересмотрел подход к набору криминообразующих признаков: ранее диспозиция содержала указание на незаконность осуществления медицинской или фармацевтической деятельности, теперь речь идет об осуществлении названных видов деятельности без лицензии. Объем преступного деяния стал несколько , поскольку осуществление деятельности без лицензии является частным случаем незаконности такой деятельности. Помимо отсутствия лицензии к незаконным действиям в соответствии с предыдущей редакцией статьи можно было отнести, например, осуществление медицинской деятельности лицом, не имеющим необходимого медицинского образования и квалификации, теперь же подобное поведение является наказуемым только в случае аннулирования лицензии в связи с несоблюдением лицензионных требований по причине отсутствия необходимой квалификации у сотрудников медицинской организации. Следовательно, основой криминализации подобного поведения в настоящее время является отсутствие лицензии, а также последствия в виде причинения вреда здоровью.