Нарушение кодекса этики госслужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение кодекса этики госслужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 27.06.2024 N 33-10335/2024 (УИД 61RS0005-01-2024-000896-17)
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Вступившим в законную силу судебным актом был установлен факт нарушения работодателем трудовых прав работника, выразившихся в его незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Решение: Удовлетворено в части.Как указано подателем жалобы, каких-либо последствий для истца вынесенный Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области приказ об объявлении выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и неоднократное нарушение Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ростовской области не содержит, не влечет за собой лишение стабильного дохода, права на занятия должности, требования об увольнении. При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с департамента компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника, в т.ч. в связи с увольнением.
Требования работника: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Вступившим в законную силу судебным актом был установлен факт нарушения работодателем трудовых прав работника, выразившихся в его незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Решение: Удовлетворено в части.Как указано подателем жалобы, каких-либо последствий для истца вынесенный Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области приказ об объявлении выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и неоднократное нарушение Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ростовской области не содержит, не влечет за собой лишение стабильного дохода, права на занятия должности, требования об увольнении. При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с департамента компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2024 по делу N 88-21595/2024 (УИД 59RS0024-01-2024-000008-75)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец полагает привлечение к дисциплинарной ответственности необоснованным, поскольку вмененных ей в вину нарушений не допускала, трудовые обязанности исполнены в полном объеме, некорректного поведения она не допускала.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судом апелляционной инстанции указано, что излишнее указание в приказе на нарушение истцом подпунктов "и", "к" пункта 10 раздела II "Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих" Кодекса этики и служебного поведения сотрудников учреждения, поскольку Ч. не относится к категории государственных (муниципальных) служащих, пункта "б" пункта 25 раздела III "Рекомендательные этические правила служебного поведения работников Учреждения", поскольку они носят рекомендательный характер, не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа ввиду соответствия избранного вида взыскания положениям пункта 5 статьи 192 трудового кодекса Российской Федерации.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец полагает привлечение к дисциплинарной ответственности необоснованным, поскольку вмененных ей в вину нарушений не допускала, трудовые обязанности исполнены в полном объеме, некорректного поведения она не допускала.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Судом апелляционной инстанции указано, что излишнее указание в приказе на нарушение истцом подпунктов "и", "к" пункта 10 раздела II "Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих" Кодекса этики и служебного поведения сотрудников учреждения, поскольку Ч. не относится к категории государственных (муниципальных) служащих, пункта "б" пункта 25 раздела III "Рекомендательные этические правила служебного поведения работников Учреждения", поскольку они носят рекомендательный характер, не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа ввиду соответствия избранного вида взыскания положениям пункта 5 статьи 192 трудового кодекса Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Безупречная и эффективная гражданская служба: от модели заслуги к этико-профессиональному стандарту
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)При этом под безупречностью службы необходимо понимать отсутствие в поведении гражданского служащего фактов виновного действия (виновного бездействия), повлекших нарушение положений настоящего закона и (или) Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих <21> в период осуществления гражданином профессиональной служебной деятельности, результатом которого стало нарушение прав и законных интересов физических и (или) юридических лиц.
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)При этом под безупречностью службы необходимо понимать отсутствие в поведении гражданского служащего фактов виновного действия (виновного бездействия), повлекших нарушение положений настоящего закона и (или) Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих <21> в период осуществления гражданином профессиональной служебной деятельности, результатом которого стало нарушение прав и законных интересов физических и (или) юридических лиц.
Статья: Понятие конфликта интересов. Порядок и способы урегулирования в государственных структурах Российской Федерации и опыт зарубежных стран
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)2) импортирование лучших практик (т.е. использование того или иного способа, который сработал в конкретной стране, и его ориентирование в среде Российского государства). Например, в Австралии был принят Этический кодекс государственных служащих, который устанавливает и формы ответственности за нарушения его положений, однако лишает возможности привлекать субъектов правонарушения к административной или уголовной ответственности. Так, такой Кодекс обладает рекомендательным характером и не устанавливает прямых запретов. Он способствует в большей степени формированию этического облика государственного служащего и направлен на предупреждение конфликта интересов, нежели на их урегулирование. Существующая в Кодексе ответственность не влечет юридических последствий. Ориентирование, например, такой практики на наше государство не решило проблемы в целом в рамках урегулирования конфликтов на государственной гражданской службе. Так, импортирование лучших практик может решить вопросы в отдельных направлениях, но не позволяет абсолютно искоренить данную проблему. Использование лучших практик в совокупности зачастую не представляется возможным с учетом их противоречивости;
(Пархоменко Е.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 1-2)2) импортирование лучших практик (т.е. использование того или иного способа, который сработал в конкретной стране, и его ориентирование в среде Российского государства). Например, в Австралии был принят Этический кодекс государственных служащих, который устанавливает и формы ответственности за нарушения его положений, однако лишает возможности привлекать субъектов правонарушения к административной или уголовной ответственности. Так, такой Кодекс обладает рекомендательным характером и не устанавливает прямых запретов. Он способствует в большей степени формированию этического облика государственного служащего и направлен на предупреждение конфликта интересов, нежели на их урегулирование. Существующая в Кодексе ответственность не влечет юридических последствий. Ориентирование, например, такой практики на наше государство не решило проблемы в целом в рамках урегулирования конфликтов на государственной гражданской службе. Так, импортирование лучших практик может решить вопросы в отдельных направлениях, но не позволяет абсолютно искоренить данную проблему. Использование лучших практик в совокупности зачастую не представляется возможным с учетом их противоречивости;
Нормативные акты
Приказ Росгидромета от 18.03.2011 N 100
<О кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета)>IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса этики
<О кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета)>IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса этики
Указ Президента РФ от 03.04.1997 N 278
(ред. от 19.09.1997)
"О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)"5. Обеспечить постоянный контроль за своевременностью принятия федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации и привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в задержке принятия указанных актов, а также в нарушении порядка их принятия и опубликования.
(ред. от 19.09.1997)
"О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)"5. Обеспечить постоянный контроль за своевременностью принятия федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов во исполнение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации и привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в задержке принятия указанных актов, а также в нарушении порядка их принятия и опубликования.
Статья: Кодексы этики профессиональных сообществ: гарантия независимости или инструмент давления?
(Михайлов В.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Пожалуй, единственным исключением из вышеприведенного списка сообществ и выпадающим из предлагаемой нами классификации являются прокурорские работники. Формируемые в основном президентом органы прокуратуры осуществляют свою деятельность на основе строгой централизации и подчиненности по вертикали, а служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Трудовые же отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством о государственной службе. На них распространяются все установленные для государственных и муниципальных служащих общие меры дисциплинарной ответственности. Однако в отличие от иных государственных служащих к прокурорским работникам в случае нарушения этических норм применимы еще и дополнительные меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (п. 5.2 Кодекса этики прокурорского работника <5>). Вследствие этого имеет место различное правовое регулирование порядка привлечения к дисциплинарной ответственности прокурорских работников по сравнению с иными государственными служащими и правоохранительными органами, которое, как представляется, противоречит конституционным критериям допустимости дифференцированного подхода и требованиям принципа равенства <6>.
(Михайлов В.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Пожалуй, единственным исключением из вышеприведенного списка сообществ и выпадающим из предлагаемой нами классификации являются прокурорские работники. Формируемые в основном президентом органы прокуратуры осуществляют свою деятельность на основе строгой централизации и подчиненности по вертикали, а служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой. Трудовые же отношения работников органов и организаций прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством о государственной службе. На них распространяются все установленные для государственных и муниципальных служащих общие меры дисциплинарной ответственности. Однако в отличие от иных государственных служащих к прокурорским работникам в случае нарушения этических норм применимы еще и дополнительные меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (п. 5.2 Кодекса этики прокурорского работника <5>). Вследствие этого имеет место различное правовое регулирование порядка привлечения к дисциплинарной ответственности прокурорских работников по сравнению с иными государственными служащими и правоохранительными органами, которое, как представляется, противоречит конституционным критериям допустимости дифференцированного подхода и требованиям принципа равенства <6>.
Статья: Антикоррупционное законодательство Российской Федерации: основные причины проблем правоприменения и латентности
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Необходимо отметить, что иные формы коррупционного поведения весьма неплохо регламентированы в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Статья 29 Кодекса, в свою очередь, предусматривает более чем мягкую ответственность за нарушение положений данного Кодекса: государственный (муниципальный) служащий подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии <8>. Таким образом, существующая дисциплинарная ответственность за совершение несущественных коррупционных проступков также не является адекватной и соответствующей современным реалиям мерой противодействия коррупции.
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Необходимо отметить, что иные формы коррупционного поведения весьма неплохо регламентированы в Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Статья 29 Кодекса, в свою очередь, предусматривает более чем мягкую ответственность за нарушение положений данного Кодекса: государственный (муниципальный) служащий подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии <8>. Таким образом, существующая дисциплинарная ответственность за совершение несущественных коррупционных проступков также не является адекватной и соответствующей современным реалиям мерой противодействия коррупции.
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<263> Кодекс судейской этики утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.; Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации утвержден Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации утвержден Следственным комитетом РФ 11 апреля 2011 г.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<263> Кодекс судейской этики утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.; Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации утвержден Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации утвержден Следственным комитетом РФ 11 апреля 2011 г.
Статья: Беспристрастность: от принципа административного судопроизводства к общему принципу административного права
(Курындин П.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)<27> Черемных Г.Г. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, как и дисциплинарная ответственность нотариусов, нуждаются в законодательном переосмыслении // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. N 1; Киут Д.И. Проблемы привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за нарушение этических норм // Актуальные проблемы административного, финансового и трудового права: сб. науч. ст. по итогам работы круглого стола (Донецк, 26 апреля 2019 года) / ред. кол.: Е.М. Сынкова С.Н. Пашков, С.В. Лихачев, Д.С. Каблов. Донецк: Донец. нац. ун-т, 2019.
(Курындин П.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)<27> Черемных Г.Г. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, как и дисциплинарная ответственность нотариусов, нуждаются в законодательном переосмыслении // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. N 1; Киут Д.И. Проблемы привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за нарушение этических норм // Актуальные проблемы административного, финансового и трудового права: сб. науч. ст. по итогам работы круглого стола (Донецк, 26 апреля 2019 года) / ред. кол.: Е.М. Сынкова С.Н. Пашков, С.В. Лихачев, Д.С. Каблов. Донецк: Донец. нац. ун-т, 2019.
Статья: Особенности изменения механизма защиты прав работников в процессе возникновения этических трудовых конфликтов
(Панарина М.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Правило этического кодекса, в отличие от привычки, содержит так называемый прескриптивный компонент. Установленного в кодексе поведения следует придерживаться всем членам сообщества, а нарушение соответствующего правила может повлечь применение санкций, включая общественное порицание, отрицательное воздействие на репутацию человека, меры дисциплинарной ответственности, расторжение служебного контракта с государственным служащим.
(Панарина М.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Правило этического кодекса, в отличие от привычки, содержит так называемый прескриптивный компонент. Установленного в кодексе поведения следует придерживаться всем членам сообщества, а нарушение соответствующего правила может повлечь применение санкций, включая общественное порицание, отрицательное воздействие на репутацию человека, меры дисциплинарной ответственности, расторжение служебного контракта с государственным служащим.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в Следственном комитете Российской Федерации".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в Следственном комитете Российской Федерации".
Статья: К вопросу о наказаниях чиновников за употребление алкогольных напитков в первой трети XIX века (на материалах Вологодской губернии)
(Соколова Т.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Употребление алкогольных напитков повсеместно сопряжено с совершением правонарушений, преступлений и других деяний, так или иначе нарушающих общественный порядок. Особого внимания заслуживает появление в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте, что может привести к весьма серьезным последствиям. В настоящее время появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением трудовых обязанностей и служит основанием для увольнения. Особое внимание уделяется поведению государственных служащих. Так, Этический кодекс государственного гражданского служащего призывает не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей, что включает в себя появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Вместе с тем информация о появлении государственных служащих в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, на рабочем месте, нахождении за рулем автомобиля периодически попадает в средства массовой информации и вызывает широкий резонанс в обществе. Данная проблема, к сожалению, имеет глубокие корни. В настоящей статье рассматриваются проблемы применения наказания за употребление спиртных напитков чиновниками в первой трети XIX в., анализируются виды наказаний за данные деяния.
(Соколова Т.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Употребление алкогольных напитков повсеместно сопряжено с совершением правонарушений, преступлений и других деяний, так или иначе нарушающих общественный порядок. Особого внимания заслуживает появление в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте, что может привести к весьма серьезным последствиям. В настоящее время появление работника на работе в состоянии алкогольного опьянения является грубым нарушением трудовых обязанностей и служит основанием для увольнения. Особое внимание уделяется поведению государственных служащих. Так, Этический кодекс государственного гражданского служащего призывает не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей, что включает в себя появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Вместе с тем информация о появлении государственных служащих в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, на рабочем месте, нахождении за рулем автомобиля периодически попадает в средства массовой информации и вызывает широкий резонанс в обществе. Данная проблема, к сожалению, имеет глубокие корни. В настоящей статье рассматриваются проблемы применения наказания за употребление спиртных напитков чиновниками в первой трети XIX в., анализируются виды наказаний за данные деяния.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Наряду с изложенными общими положениями основания и порядок дисциплинарной ответственности за совершение проступков, дискредитирующих правоохранительную службу, регламентируются иными законами, актами Президента Республики Казахстан <180> и нормативными правовыми актами, принимаемыми в каждом правоохранительном органе <181> с учетом специфики его деятельности. Например, Закон Республики Казахстан от 13 февраля 2012 г. N 552-IV "О специальных государственных органах Республики Казахстан" (далее - Закон Республики Казахстан о специальных государственных органах) <182> среди отрицательных мотивов увольнения сотрудников органов национальной безопасности, внешней разведки и Службы государственной охраны отмечает: исполнение служебных обязанностей из корыстных побуждений; занятие предпринимательской деятельностью; совершение правонарушений, сопряженных с обслуживанием денежных средств или государственного имущества; нарушения режима секретности; прогулы <183>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Наряду с изложенными общими положениями основания и порядок дисциплинарной ответственности за совершение проступков, дискредитирующих правоохранительную службу, регламентируются иными законами, актами Президента Республики Казахстан <180> и нормативными правовыми актами, принимаемыми в каждом правоохранительном органе <181> с учетом специфики его деятельности. Например, Закон Республики Казахстан от 13 февраля 2012 г. N 552-IV "О специальных государственных органах Республики Казахстан" (далее - Закон Республики Казахстан о специальных государственных органах) <182> среди отрицательных мотивов увольнения сотрудников органов национальной безопасности, внешней разведки и Службы государственной охраны отмечает: исполнение служебных обязанностей из корыстных побуждений; занятие предпринимательской деятельностью; совершение правонарушений, сопряженных с обслуживанием денежных средств или государственного имущества; нарушения режима секретности; прогулы <183>.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)1) зачастую под видом этических норм в документах отражаются служебные обязанности лица. Более того, появляется понятие "служебной этики". К примеру, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих был одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 23 декабря 2010 г. Он представляет собой свод общих принципов так называемой профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности, и является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Судя по размещенным в Интернете документам, появились многочисленные подобные кодексы применительно к отраслям и сферам управления, в которых хватает требований к должному выполнению служебных обязанностей, но назвать их "этикой" или "служебной этикой" - дело соответствующего органа или руководителя, поскольку не очень понятно, при чем тут этика и тем более мораль, если документ говорит о необходимости соблюдать служебные правила. Итак, первая рекомендация состоит в том, что в большей мере следует отражать в подобных документах так называемые репутационные правила и требования;
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)1) зачастую под видом этических норм в документах отражаются служебные обязанности лица. Более того, появляется понятие "служебной этики". К примеру, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих был одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 23 декабря 2010 г. Он представляет собой свод общих принципов так называемой профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие независимо от замещаемой ими должности, и является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. Судя по размещенным в Интернете документам, появились многочисленные подобные кодексы применительно к отраслям и сферам управления, в которых хватает требований к должному выполнению служебных обязанностей, но назвать их "этикой" или "служебной этикой" - дело соответствующего органа или руководителя, поскольку не очень понятно, при чем тут этика и тем более мораль, если документ говорит о необходимости соблюдать служебные правила. Итак, первая рекомендация состоит в том, что в большей мере следует отражать в подобных документах так называемые репутационные правила и требования;
Статья: Правовые особенности доступа судебного пристава в помещение и некоторые процедурные аспекты исполнительного производства
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2023, N 10)Как отмечается в Приказе ФССП России от 12.04.2011 N 124 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов" <3>, судебный пристав обязан соблюдать и защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина - это есть их нравственный долг и профессиональная обязанность.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2023, N 10)Как отмечается в Приказе ФССП России от 12.04.2011 N 124 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы судебных приставов" <3>, судебный пристав обязан соблюдать и защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина - это есть их нравственный долг и профессиональная обязанность.