Народные депутаты Республики Саха (Якутия)
Подборка наиболее важных документов по запросу Народные депутаты Республики Саха (Якутия) (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 03.06.2024 по делу N 33а-1639/2024 (УИД 14RS0035-01-2024-001327-55)
Категория: Споры с органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка; 2) О возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, но получил отказ. Основным доказательством является письмо ответчика с отказом, а также сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Постановлением Президиума Якутского городского Совета народных депутатов от 25 декабря 1991 года N *** постановлено утвердить дополнительный список членов СОТ "********" (***) в количестве 68 человек согласно приложению, представленного правлением товарищества.
Категория: Споры с органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка; 2) О возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Обстоятельства: Истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, но получил отказ. Основным доказательством является письмо ответчика с отказом, а также сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Постановлением Президиума Якутского городского Совета народных депутатов от 25 декабря 1991 года N *** постановлено утвердить дополнительный список членов СОТ "********" (***) в количестве 68 человек согласно приложению, представленного правлением товарищества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Толкование конституций в республиках - субъектах Российской Федерации: от судебного к какому?
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
(Сафина С.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Из всех созданных на сегодня конституционных советов только Конституционный совет Республики Саха (Якутия) принимал Постановления о толковании конституционных положений: 29 июня 2023 г. Постановление "По делу о толковании пункта 8 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в части ведения Республики Саха (Якутия) об образовании целевых фондов социальной защиты и развития коренных малочисленных народов Севера", 8 февраля 2024 г. Постановление "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" и 18 апреля 2024 г. Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)". Во всех трех случаях поводом к толкованию послужило обращение народных депутатов Республики Саха (Якутия). Примечательно, что в резолютивной части всех постановлений о толковании говорится, что они являются официальными и обязательными. Обратим внимание, что в Постановлении "О толковании отдельных положений части 1 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о дошкольном, внешкольном, среднем общем и начальном профессиональном образовании" в процессе толкования Конституционный совет Республики Саха (Якутия) пришел к выводу об "утрате юридической актуальности" положения части 1 статьи 22 Конституции республики, так как оно "перестало выражать реальные образовательные отношения в Республике Саха (Якутия)". В связи с этим Конституционный совет Республики Саха (Якутия) в резолютивной части сформулировал предположение о "нормативной корреляции" Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) "как конституционным законодателем, правомочным внести в действующее конституционное регулирование образовательных отношений необходимые изменения". Тем самым Конституционный совет Республики Саха (Якутия) не только разъяснил запрашиваемые конституционные положения, но и выявил те нормы республиканской конституции, которые нуждаются в корректировке, тем самым проделав полезную работу в осуществлении полномочия Республики Саха (Якутия) по обеспечению соответствия своего Основного закона Конституции Российской Федерации. Не менее интересным видится и Постановление "О толковании части 2 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)", которое Конституционный совет вынес, опираясь в том числе на правовые позиции, сформулированные ранее Конституционным судом Республики Саха (Якутия) <9>. Конституционный совет разъяснил конституционное положение, имеющее безусловное практическое значение в законотворческой практике, об отсутствии каких-либо нормативных запретов или ограничений реализации конституционного права законодательной инициативы народных депутатов Республики Саха (Якутия). Все это свидетельствует о неоспоримом потенциале интерпретационной деятельности новых конституционных органов республик.
Статья: Создание конституционного совета при органе законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации: первая практика реализации
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)<15> Заключение N 1-З от 17 марта 2022 г. "О проверке соответствия Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) части 2 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)" в связи с обращением народного депутата Республики Саха (Якутия) Виктора Николаевича Губарева". URL: https://konsovet.sakha.gov.ru/dejatelnost/reshenija-konstitutsionnogo-soveta-rsja (дата обращения: 09.12.2022).
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)<15> Заключение N 1-З от 17 марта 2022 г. "О проверке соответствия Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия) части 2 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)" в связи с обращением народного депутата Республики Саха (Якутия) Виктора Николаевича Губарева". URL: https://konsovet.sakha.gov.ru/dejatelnost/reshenija-konstitutsionnogo-soveta-rsja (дата обращения: 09.12.2022).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"с участием представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - заместителя Председателя Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Р. Данилова, народного депутата Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Ким - Кимэна и кандидата юридических наук Ю.Н. Бацева, а также постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В. Лазарева, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук А.С. Саломаткина и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея"с участием представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - заместителя Председателя Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Р. Данилова, народного депутата Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Ким - Кимэна и кандидата юридических наук Ю.Н. Бацева, а также постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В. Лазарева, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук А.С. Саломаткина и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова,
<Письмо> ЦИК России от 10.05.2023 N 06-08/2191
<О направлении Правил оформления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе с использованием ГАС "Выборы">Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
<О направлении Правил оформления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе с использованием ГАС "Выборы">Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<15> Для примера назовем Закон Курской области от 22 ноября 2010 г. "О наказах избирателей депутатам Курской областной Думы", Закон Архангельской области от 28 февраля 2006 г. "О наказах избирателей и обращениях граждан к депутатам Архангельского областного Собрания депутатов", Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 г. "О наказах избирателей народным депутатам Республики Саха (Якутия)" // СПС "КонсультантПлюс". В целом о проблеме см.: Алимов Э.В. Конституционно-правовое регулирование института наказа избирателей в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<15> Для примера назовем Закон Курской области от 22 ноября 2010 г. "О наказах избирателей депутатам Курской областной Думы", Закон Архангельской области от 28 февраля 2006 г. "О наказах избирателей и обращениях граждан к депутатам Архангельского областного Собрания депутатов", Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 г. "О наказах избирателей народным депутатам Республики Саха (Якутия)" // СПС "КонсультантПлюс". В целом о проблеме см.: Алимов Э.В. Конституционно-правовое регулирование института наказа избирателей в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)17. Брызгалов А.И. Мнение мирового судьи судебного участка N 34 Хангаласского района Республики Саха (Якутия) А.И. Брызгалова на проблемы, возникающие при возбуждении уголовных дел частного обвинения / А.И. Брызгалов // Мировой судья. 2006. N 6. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2006.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)17. Брызгалов А.И. Мнение мирового судьи судебного участка N 34 Хангаласского района Республики Саха (Якутия) А.И. Брызгалова на проблемы, возникающие при возбуждении уголовных дел частного обвинения / А.И. Брызгалов // Мировой судья. 2006. N 6. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс". 2006.
Статья: Соотношение индивидуальных и коллегиальных начал парламентского контроля (на примере парламентских расследований в субъектах Российской Федерации)
(Лобков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Институт парламентских (депутатских) расследований (проверок) имеет достаточно давнюю историю, которая берет свое начало, по существу, с самого начала развития регионального парламентаризма на основе Конституции Российской Федерации 1993 г. Уже на этом этапе законодатель в субъектах Федерации уделял существенное внимание регулированию участия депутатов в соответствующих процедурах, причем иногда даже до определения порядка организации и проведения парламентских расследований. Так, п. 9 части первой ст. 13 Регламента Московской городской Думы предусматривал право депутатов вносить на заседании Думы предложения о необходимости проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы <10>. Участие в депутатском расследовании было закреплено в числе форм деятельности народного депутата в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (п. 10 ст. 8 Закона от 22 апреля 1994 г. З N 7-I "О статусе народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" <11>).
(Лобков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Институт парламентских (депутатских) расследований (проверок) имеет достаточно давнюю историю, которая берет свое начало, по существу, с самого начала развития регионального парламентаризма на основе Конституции Российской Федерации 1993 г. Уже на этом этапе законодатель в субъектах Федерации уделял существенное внимание регулированию участия депутатов в соответствующих процедурах, причем иногда даже до определения порядка организации и проведения парламентских расследований. Так, п. 9 части первой ст. 13 Регламента Московской городской Думы предусматривал право депутатов вносить на заседании Думы предложения о необходимости проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы <10>. Участие в депутатском расследовании было закреплено в числе форм деятельности народного депутата в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (п. 10 ст. 8 Закона от 22 апреля 1994 г. З N 7-I "О статусе народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" <11>).
Статья: Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: в поисках статуса
(Беньяминова С.А., Баляткеев А.А., Кабанов В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 3)Республика Саха (Якутия) (далее - РС) является еще одной республикой, где к настоящему времени приняты нормативные положения о региональном конституционном совете. Конституция РС, в которую в 2021 году были внесены изменения <54>, предусматривает создание Конституционного совета Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн). Более подробно его правовой статус регулируется Конституционным законом РС "О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)" <55>. Как и в Республике Башкортостан, члены Конституционного совета Республики Саха (Якутия) являются лицами, замещающими государственные должности. Полномочия же Конституционного совета РС несколько уже компетенции Конституционного совета РБ и не предусматривают рассмотрения жалоб граждан. К его ведению относятся: осуществление толкования Конституции (Основного Закона) РС по обращению Главы РС, народного депутата РС, Правительства РС и Прокурора РС, представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в составе не менее одной трети, главы муниципального образования (часть 1 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС конституционных законов, законов, нормативных правовых актов Ил Тумэн, Главы РС, Правительства РС, иных исполнительных органов власти РС, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов местного самоуправления - по обращению тех же лиц, а также Уполномоченных по правам человека в РС, по правам коренных малочисленных народов Севера в РС, по защите прав предпринимателей в РС, по правам ребенка в РС (часть 2 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС законов до их подписания и обнародования Главой РС по его обращению (часть 3 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС проектов конституционных законов и проектов законов, которые регулируют основы конституционного строя, национально-государственный статус и административно-территориальное устройство РС (часть 4 статьи 3) <56>.
(Беньяминова С.А., Баляткеев А.А., Кабанов В.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 3)Республика Саха (Якутия) (далее - РС) является еще одной республикой, где к настоящему времени приняты нормативные положения о региональном конституционном совете. Конституция РС, в которую в 2021 году были внесены изменения <54>, предусматривает создание Конституционного совета Республики Саха (Якутия) при Государственном Собрании (Ил Тумэн). Более подробно его правовой статус регулируется Конституционным законом РС "О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)" <55>. Как и в Республике Башкортостан, члены Конституционного совета Республики Саха (Якутия) являются лицами, замещающими государственные должности. Полномочия же Конституционного совета РС несколько уже компетенции Конституционного совета РБ и не предусматривают рассмотрения жалоб граждан. К его ведению относятся: осуществление толкования Конституции (Основного Закона) РС по обращению Главы РС, народного депутата РС, Правительства РС и Прокурора РС, представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в составе не менее одной трети, главы муниципального образования (часть 1 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС конституционных законов, законов, нормативных правовых актов Ил Тумэн, Главы РС, Правительства РС, иных исполнительных органов власти РС, уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов местного самоуправления - по обращению тех же лиц, а также Уполномоченных по правам человека в РС, по правам коренных малочисленных народов Севера в РС, по защите прав предпринимателей в РС, по правам ребенка в РС (часть 2 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС законов до их подписания и обнародования Главой РС по его обращению (часть 3 статьи 3); решение вопроса о соответствии Конституции РС проектов конституционных законов и проектов законов, которые регулируют основы конституционного строя, национально-государственный статус и административно-территориальное устройство РС (часть 4 статьи 3) <56>.
Статья: Перспективы развития федерального законодательства о непосредственной демократии в системе местного самоуправления
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)На региональном уровне и в системе местного самоуправления наблюдалось стремление реанимировать наказы избирателей, обязательный элемент императивного мандата выборных представителей местного сообщества. Наказы избирателей предусмотрены законодательством: Архангельской, Белгородской, Воронежской, Ленинградской, Новгородской, Орловской, Псковской, Владимирской, Ивановской, Пензенской, Самарской, Смоленской, Новосибирской, Курской, Тюменской областей; Камчатского, Приморского краев; Еврейской автономной области; республик Крым, Саха (Якутия), Мордовия, Бурятия; ХМАО - Югры. В Республике Алтай статья о наказах избирателей содержится в Законе о статусе депутатов.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)На региональном уровне и в системе местного самоуправления наблюдалось стремление реанимировать наказы избирателей, обязательный элемент императивного мандата выборных представителей местного сообщества. Наказы избирателей предусмотрены законодательством: Архангельской, Белгородской, Воронежской, Ленинградской, Новгородской, Орловской, Псковской, Владимирской, Ивановской, Пензенской, Самарской, Смоленской, Новосибирской, Курской, Тюменской областей; Камчатского, Приморского краев; Еврейской автономной области; республик Крым, Саха (Якутия), Мордовия, Бурятия; ХМАО - Югры. В Республике Алтай статья о наказах избирателей содержится в Законе о статусе депутатов.
Статья: Правовой статус конституционного (уставного) совета субъекта Российской Федерации: первый опыт законодательного регулирования
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)- толкование Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) по обращениям главы Республики, народного депутата Республики, правительства Республики, прокурора Якутии, представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в количестве не менее одной трети от установленного их числа, главы муниципального образования;
(Брежнев О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)- толкование Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) по обращениям главы Республики, народного депутата Республики, правительства Республики, прокурора Якутии, представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в количестве не менее одной трети от установленного их числа, главы муниципального образования;
Статья: Проблемы организации и компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации (на примере Республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан)
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)КС РС(Я) рассматривает дела о проверке соответствия Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) конституционных законов и законов Республики, нормативных правовых актов Государственного Собрания (Ил Тумэн), Главы Республики, Правительства, иных органов исполнительной власти Республики, уставов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в связи с обращениями Главы Республики, народного депутата Республики, Правительства Республики, прокурора Саха (Якутии), представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в количестве не менее одной трети от установленного их числа, главы муниципального образования, а также четырех республиканских уполномоченных: по правам человека, по правам коренных малочисленных народов Севера, по защите прав предпринимателей, по правам ребенка (ч. 2 ст. 3 КЗ о КС РС(Я)).
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)КС РС(Я) рассматривает дела о проверке соответствия Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) конституционных законов и законов Республики, нормативных правовых актов Государственного Собрания (Ил Тумэн), Главы Республики, Правительства, иных органов исполнительной власти Республики, уставов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в связи с обращениями Главы Республики, народного депутата Республики, Правительства Республики, прокурора Саха (Якутии), представительного органа муниципального образования, группы его депутатов в количестве не менее одной трети от установленного их числа, главы муниципального образования, а также четырех республиканских уполномоченных: по правам человека, по правам коренных малочисленных народов Севера, по защите прав предпринимателей, по правам ребенка (ч. 2 ст. 3 КЗ о КС РС(Я)).