Наложение земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Наложение земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 304 ГК РФ "Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения"1.5.4. В случае рассмотрения негаторного иска один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушения прав последнего (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
<Письмо> Росреестра от 31.03.2025 N 18-2988-ТГ/25
<По вопросу, связанному с устранением пересечений границ земельных участков с границами населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, возникших в результате осуществления государственного кадастрового учета земельных участков>Таким образом, в случае принятия государственным регистратором прав решения об осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении земельного участка с пересечением его границ с границами муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, в описании местоположения которых выявлена реестровая ошибка, попадающая под случаи исключения, предусмотренные пунктами 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, территориальный орган Росреестра в срок не позднее 3 рабочих дней с момента осуществления учетно-регистрационных действий направляет в филиал ППК "Роскадастр" информацию о пересечении и наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, в том числе сведения, указанные в отношении таких границ в межевом плане земельного участка, представленном в орган регистрации прав для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
<По вопросу, связанному с устранением пересечений границ земельных участков с границами населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, возникших в результате осуществления государственного кадастрового учета земельных участков>Таким образом, в случае принятия государственным регистратором прав решения об осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении земельного участка с пересечением его границ с границами муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, в описании местоположения которых выявлена реестровая ошибка, попадающая под случаи исключения, предусмотренные пунктами 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, территориальный орган Росреестра в срок не позднее 3 рабочих дней с момента осуществления учетно-регистрационных действий направляет в филиал ППК "Роскадастр" информацию о пересечении и наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, в том числе сведения, указанные в отношении таких границ в межевом плане земельного участка, представленном в орган регистрации прав для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Статья: Проблемные вопросы, связанные с использованием земель лесного фонда
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)В процессе сбора информационных и статистических данных оказалось технически невозможным составить реестр пересекающихся с земельными участками частей лесных участков. Однако в ходе практического применения Закона N 280-ФЗ было выявлено, что наложение земельных участков на лесные части - наиболее часто встречающийся и препятствующий использованию землепользователем участка случай.
(Бельмач Н.В., Кузьмич Н.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)В процессе сбора информационных и статистических данных оказалось технически невозможным составить реестр пересекающихся с земельными участками частей лесных участков. Однако в ходе практического применения Закона N 280-ФЗ было выявлено, что наложение земельных участков на лесные части - наиболее часто встречающийся и препятствующий использованию землепользователем участка случай.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кадастровая стоимость земельного участка лежит в основе расчета платы за публичный сервитут: в соответствии с п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. Особое правовое значение кадастровая стоимость имеет при решении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, в частности, это касается сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения: в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 178-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <1> перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 данной статьи. Важную роль играет кадастровая стоимость при установлении публичного сервитута. Поскольку сервитут напрямую связан с земельными отношениями, то кадастровая стоимость земельного участка играет основополагающую роль при его оплате. Так, согласно п. 4 и 5 ст. 39.46 ЗК РФ известно, что плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01% кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута. В случае если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. Данные о кадастровой стоимости используются при определении размеров административных штрафов за земельные правонарушения. Так, привлечение к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ <2> за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от 1,5 до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей, на юридические лица - от 2 до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей; в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридические лица - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статья: История одного дела, или Как противостоять захвату дороги
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)3. Установить, имеется ли наложение земельных участков ответчика М. на земли общего пользования, в том числе на вышеуказанные дороги. Имеется ли возможность использования вышеуказанных дорог с учетом расположения вышеуказанных участков?
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)3. Установить, имеется ли наложение земельных участков ответчика М. на земли общего пользования, в том числе на вышеуказанные дороги. Имеется ли возможность использования вышеуказанных дорог с учетом расположения вышеуказанных участков?
Статья: Комплексные кадастровые работы как инструмент актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)1) имеются наложения границ земельных участков, в отношении которых проводятся ККР;
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)1) имеются наложения границ земельных участков, в отношении которых проводятся ККР;
Статья: Рассмотрение заявлений о принятии и отмене обеспечительных мер по делам о несостоятельности
("Арбитражный управляющий", 2024, N 3)Одновременно финансовый управляющий обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на земельные участки, объекты недвижимости, транспортные средства, а также на денежные средства ответчика, находящиеся на принадлежащих ему расчетных счетах, до вступления в законную силу судебного акта по результатам рассмотрения заявления финансового управляющего о признании сделки должника по заключению с ответчиком договоров цессии недействительными. В обоснование заявления финансовый управляющий указал, что принятие обеспечительных мер необходимо с целью обеспечения имущественных интересов должника и конкурсных кредиторов, поскольку ответчик является гражданином Турции и может начать выводить (пытаться скрыть) свои активы.
("Арбитражный управляющий", 2024, N 3)Одновременно финансовый управляющий обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на земельные участки, объекты недвижимости, транспортные средства, а также на денежные средства ответчика, находящиеся на принадлежащих ему расчетных счетах, до вступления в законную силу судебного акта по результатам рассмотрения заявления финансового управляющего о признании сделки должника по заключению с ответчиком договоров цессии недействительными. В обоснование заявления финансовый управляющий указал, что принятие обеспечительных мер необходимо с целью обеспечения имущественных интересов должника и конкурсных кредиторов, поскольку ответчик является гражданином Турции и может начать выводить (пытаться скрыть) свои активы.
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Действительна ли сделка купли-продажи недвижимости без соответствующего земельного участка или участка без находящейся на нем недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, судами установлено, что регистрация полученных земельных участков в настоящее время невозможна по причине имеющегося наложения исходного земельного участка и смежных земельных участков, что подтверждается кадастровой выпиской в отношении спорного земельного участка.
Действительна ли сделка купли-продажи недвижимости без соответствующего земельного участка или участка без находящейся на нем недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Более того, судами установлено, что регистрация полученных земельных участков в настоящее время невозможна по причине имеющегося наложения исходного земельного участка и смежных земельных участков, что подтверждается кадастровой выпиской в отношении спорного земельного участка.
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)<38> Все другие исковые требования, помимо виндикации (о снятии участка с кадастрового учета, о его освобождении и приведении участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, и некоторые другие), лишены самостоятельного значения, поскольку полностью производны от основного требования по делу (ст. 301 ГК РФ). По существу, истребование имущества (в данном случае земельного участка) по виндикационному иску равнозначно восстановлению для лица права собственности в полном объеме, т.е. всех его полномочий (владение, пользование и распоряжение) (см.: Ефимов А.Ф., Николаев М.Н. Некоторые вопросы разрешения судами споров, возникающих при пересечении (наложении) земельных участков с землями лесного фонда // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М., 2019. Вып. 24 // СПС "КонсультантПлюс").
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)<38> Все другие исковые требования, помимо виндикации (о снятии участка с кадастрового учета, о его освобождении и приведении участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, и некоторые другие), лишены самостоятельного значения, поскольку полностью производны от основного требования по делу (ст. 301 ГК РФ). По существу, истребование имущества (в данном случае земельного участка) по виндикационному иску равнозначно восстановлению для лица права собственности в полном объеме, т.е. всех его полномочий (владение, пользование и распоряжение) (см.: Ефимов А.Ф., Николаев М.Н. Некоторые вопросы разрешения судами споров, возникающих при пересечении (наложении) земельных участков с землями лесного фонда // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М., 2019. Вып. 24 // СПС "КонсультантПлюс").
Статья: Спор о признании права собственности на земельный участок (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- об установлении факта наложения границ земельных участков, восстановлении границ земельного участка;
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- об установлении факта наложения границ земельных участков, восстановлении границ земельного участка;
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Предприниматель обжаловал данный отказ в арбитражном суде. При рассмотрении дела судами были обоснованно отклонены доводы предпринимателя о предусмотренном п. 6 ст. 39.11 ЗК праве уполномоченного органа утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку установлено, что такое волеизъявление заявителем выражено не было. Ссылка предпринимателя на то, что, установив возможные пересечения (наложения) земельных участков, департамент должен запросить у заявителя согласие на подготовку надлежащей схемы, отклонена судами как не имеющая правового обоснования (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2017 г. по делу N А70-6663/2016).
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Предприниматель обжаловал данный отказ в арбитражном суде. При рассмотрении дела судами были обоснованно отклонены доводы предпринимателя о предусмотренном п. 6 ст. 39.11 ЗК праве уполномоченного органа утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку установлено, что такое волеизъявление заявителем выражено не было. Ссылка предпринимателя на то, что, установив возможные пересечения (наложения) земельных участков, департамент должен запросить у заявителя согласие на подготовку надлежащей схемы, отклонена судами как не имеющая правового обоснования (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2017 г. по делу N А70-6663/2016).
Статья: Спор об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При рассмотрении споров об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств является то, имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца. Более того, с учетом положений ч. 1 ст. 79 ГПК РФ, которыми закреплена необходимость назначения по делу экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.09.2014 N 30-КГ14-6).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)При рассмотрении споров об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств является то, имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца. Более того, с учетом положений ч. 1 ст. 79 ГПК РФ, которыми закреплена необходимость назначения по делу экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.09.2014 N 30-КГ14-6).