Налоговый мониторинг внутренний контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый мониторинг внутренний контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Характеристика и правовое регулирование Цифрового налогового кодекса
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Закрепление в действующем Кодексе норм о Цифровом НК следует, как представляется, считать возможным. В качестве подтверждения данной мысли требуется обратить внимание на два примера, непосредственно связанных с налоговым мониторингом. Первым примером является регламент информационного взаимодействия, который называют основным документом, определяющим модель взаимодействия налогоплательщика и налогового органа при проведении налогового мониторинга <50>. В качестве второго примера допустимо назвать систему внутреннего контроля <51>. Для целей проводимого исследования необходимо заметить, что вопросы, связанные с регламентом информационного взаимодействия и системой внутреннего контроля, имеют существенное значение применительно к налоговому мониторингу. Например, относительно системы внутреннего контроля можно выделить утверждение, высказанное на соответствующем круглом столе <52>. Форма данного регламента и требования к организации данной системы утверждены соответствующими приказами ФНС России <53>. При этом нормы о регламенте информационного взаимодействия и системе внутреннего контроля закреплены в Кодексе, в частности, в ст. 105.26. На основании этого можно допустить, что ввиду важности Цифрового НК для развития налогового мониторинга целесообразно рассмотреть возможность дополнения действующего НК РФ нормами о Цифровом НК наряду с тем, что порядок ведения справочников, составляющих Цифровой НК, утвержден приказами ФНС России.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Закрепление в действующем Кодексе норм о Цифровом НК следует, как представляется, считать возможным. В качестве подтверждения данной мысли требуется обратить внимание на два примера, непосредственно связанных с налоговым мониторингом. Первым примером является регламент информационного взаимодействия, который называют основным документом, определяющим модель взаимодействия налогоплательщика и налогового органа при проведении налогового мониторинга <50>. В качестве второго примера допустимо назвать систему внутреннего контроля <51>. Для целей проводимого исследования необходимо заметить, что вопросы, связанные с регламентом информационного взаимодействия и системой внутреннего контроля, имеют существенное значение применительно к налоговому мониторингу. Например, относительно системы внутреннего контроля можно выделить утверждение, высказанное на соответствующем круглом столе <52>. Форма данного регламента и требования к организации данной системы утверждены соответствующими приказами ФНС России <53>. При этом нормы о регламенте информационного взаимодействия и системе внутреннего контроля закреплены в Кодексе, в частности, в ст. 105.26. На основании этого можно допустить, что ввиду важности Цифрового НК для развития налогового мониторинга целесообразно рассмотреть возможность дополнения действующего НК РФ нормами о Цифровом НК наряду с тем, что порядок ведения справочников, составляющих Цифровой НК, утвержден приказами ФНС России.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Налоговый мониторинг. Система внутреннего контроля для целей проведения налогового мониторинга
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Налоговый мониторинг. Система внутреннего контроля для целей проведения налогового мониторинга
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе - система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)7. Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее в настоящей главе - система внутреннего контроля) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
Статья: Внутренний контроль как инструмент выявления внутрихозяйственных резервов
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)16. Еремина С. Налоговый мониторинг: требования к системе внутреннего контроля в 2021 году // Банковское обозрение. Приложение "FinLegal". 2021. N 1. С. 30 - 42. URL: https://bosfera.ru/bo/nalogovyy-monitoring-trebovaniya-k-sisteme-vnutrennego-kontrolya-v-2021-god.
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)16. Еремина С. Налоговый мониторинг: требования к системе внутреннего контроля в 2021 году // Банковское обозрение. Приложение "FinLegal". 2021. N 1. С. 30 - 42. URL: https://bosfera.ru/bo/nalogovyy-monitoring-trebovaniya-k-sisteme-vnutrennego-kontrolya-v-2021-god.
Статья: Налоговый мониторинг как способ досудебной защиты прав налогоплательщиков
(Цветкова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Заключение соглашения с налоговым органом о налоговом мониторинге и предоставление доступа к внутренним системам контроля организации и служебной информации, в том числе к порядку отражения доходов, расходов и объектов налогообложения, позволяют налогоплательщику осуществить превенцию налоговых рисков. В этом смысле налоговый мониторинг как способ защиты близок к налоговому консультированию. Однако, как известно, налоговые органы не осуществляют налоговое консультирование налогоплательщиков.
(Цветкова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 4)Заключение соглашения с налоговым органом о налоговом мониторинге и предоставление доступа к внутренним системам контроля организации и служебной информации, в том числе к порядку отражения доходов, расходов и объектов налогообложения, позволяют налогоплательщику осуществить превенцию налоговых рисков. В этом смысле налоговый мониторинг как способ защиты близок к налоговому консультированию. Однако, как известно, налоговые органы не осуществляют налоговое консультирование налогоплательщиков.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Налоговый комплаенс будет чрезвычайно полезен в структуре налогового мониторинга в качестве элемента системы внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Налоговый комплаенс будет чрезвычайно полезен в структуре налогового мониторинга в качестве элемента системы внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Статья: Правовой статус органов исполнительной власти, обеспечивающих налоговую безопасность государства
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<4> В Налоговом кодексе РФ термин "риски" в интересующем нас контексте употребляется только при описании задач системы внутреннего контроля организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг (п. 7 ст. 105.26 НК РФ), и при характеристике организаций финансового рынка, освобождаемых от обязанностей в связи автоматическим обменом финансовой информацией (п. 3 ст. 142.2 НК РФ), а термин "угроза" - только при закреплении основания для отсрочки (рассрочки) уплаты налога: угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ).
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<4> В Налоговом кодексе РФ термин "риски" в интересующем нас контексте употребляется только при описании задач системы внутреннего контроля организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг (п. 7 ст. 105.26 НК РФ), и при характеристике организаций финансового рынка, освобождаемых от обязанностей в связи автоматическим обменом финансовой информацией (п. 3 ст. 142.2 НК РФ), а термин "угроза" - только при закреплении основания для отсрочки (рассрочки) уплаты налога: угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ).