Налоговый мониторинг это
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый мониторинг это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый мониторинг - вид налогового контроля, при котором организация предоставляет налоговому органу онлайн-доступ к своим бухгалтерским и налоговым данным. Он позволяет налогоплательщику избежать камеральных и выездных проверок, а налоговой - дает возможность контролировать правильность и своевременность уплаты налогов. Если в ходе мониторинга инспекция обнаружит противоречия в документах, она потребует дать пояснения и внести исправления в учет (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.29 НК РФ, Письмо ФНС России от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый мониторинг - вид налогового контроля, при котором организация предоставляет налоговому органу онлайн-доступ к своим бухгалтерским и налоговым данным. Он позволяет налогоплательщику избежать камеральных и выездных проверок, а налоговой - дает возможность контролировать правильность и своевременность уплаты налогов. Если в ходе мониторинга инспекция обнаружит противоречия в документах, она потребует дать пояснения и внести исправления в учет (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.29 НК РФ, Письмо ФНС России от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194).
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Налоговый мониторинг - форма налогового контроля, при которой организация предоставляет ИФНС онлайн-доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета. Инспекторы контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации об ошибках (ст. 105.26 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Налоговый мониторинг - форма налогового контроля, при которой организация предоставляет ИФНС онлайн-доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета. Инспекторы контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации об ошибках (ст. 105.26 НК РФ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ
Статья: Как повысить привлекательность налогового мониторинга?
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Респонденты, которые являются участниками налогового мониторинга, отвечали на вопрос о рисках, выявленных в ходе работы в режиме налогового мониторинга. При этом 68% из данной категории респондентов ответили, что непредвиденных сюрпризов режим не преподнес, но можно ожидать повышения требований регулятора.
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Респонденты, которые являются участниками налогового мониторинга, отвечали на вопрос о рисках, выявленных в ходе работы в режиме налогового мониторинга. При этом 68% из данной категории респондентов ответили, что непредвиденных сюрпризов режим не преподнес, но можно ожидать повышения требований регулятора.
Статья: Система внутреннего контроля для налогового мониторинга
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Налоговый мониторинг - это отдельная форма налогового контроля, в рамках которой налогоплательщик предоставляет сотрудникам ФНС России удаленный доступ к своей учетной системе или витрине данных для дальнейшего анализа.
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Налоговый мониторинг - это отдельная форма налогового контроля, в рамках которой налогоплательщик предоставляет сотрудникам ФНС России удаленный доступ к своей учетной системе или витрине данных для дальнейшего анализа.
Информация: Минэкономразвития планирует перевести максимум резидентов ОЭЗ на налоговый мониторинг для ускорения возврата им НДС
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2024)"Планируем перевести максимум резидентов особых экономических зон на налоговый мониторинг - это переведет налоговые проверки в онлайн и ускорит их. В том числе бизнес будет возвращать НДС в два раза быстрее. Кроме того, планируется снять запрет на залог прав аренды - это привлечет дополнительный капитал. Также в перспективе предполагается снять ограничения на работу с нефтехимическими производствами в ОЭЗ и внести другие изменения", - отметил Виталий Алтабаев.
("Официальный сайт Минэкономразвития России", 2024)"Планируем перевести максимум резидентов особых экономических зон на налоговый мониторинг - это переведет налоговые проверки в онлайн и ускорит их. В том числе бизнес будет возвращать НДС в два раза быстрее. Кроме того, планируется снять запрет на залог прав аренды - это привлечет дополнительный капитал. Также в перспективе предполагается снять ограничения на работу с нефтехимическими производствами в ОЭЗ и внести другие изменения", - отметил Виталий Алтабаев.
Статья: К вопросу о совершенствовании налогового мониторинга
(Шелкунов А.Д.)
("Закон", 2024, N 7)Таким образом, налоговый мониторинг как форма налогового контроля, безусловно, в силу его преимуществ заслуживает поддержки. Однако рассмотренные дискуссионные вопросы свидетельствуют о необходимости совершенствования регулирования налогового мониторинга; возможные пути этого предложены выше.
(Шелкунов А.Д.)
("Закон", 2024, N 7)Таким образом, налоговый мониторинг как форма налогового контроля, безусловно, в силу его преимуществ заслуживает поддержки. Однако рассмотренные дискуссионные вопросы свидетельствуют о необходимости совершенствования регулирования налогового мониторинга; возможные пути этого предложены выше.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Кроме того, приняты и законодательно оформлены решения о том, чтобы задействовать налоговый мониторинг в качестве дополнительного механизма поддержки инвесторов. Им, в отличие от остальных налогоплательщиков, гораздо проще получить статус участника налогового мониторинга. Для этого достаточно перейти на один из льготных налоговых режимов, перечень которых достаточно широк. В него входят режимы особых экономических зон, территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ. Упрощенный порядок входа в налоговый мониторинг распространяется одновременно на участников промышленных кластеров и соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Иными словами, для инвесторов, получающих особый финансово-правовой статус, прохождение финансовых фильтров налогового мониторинга не является обязательным. Долгосрочный эффект данных решений ожидается довольно значительным, особенно если учесть озвученные на выставке-форуме "Россия", прошедшей в 2024 году, намерения Минэкономразвития России "перевести на налоговый мониторинг максимум резидентов ОЭЗ для ускорения возврата им НДС" <12>, т.е. дать им возможность использовать заявительный порядок возмещения данного налога на основании подп. 6 п. 2 ст. 176.1 НК РФ. Принимая во внимание, что в границах особых экономических зон (которых, между прочим, насчитывается несколько десятков) зарегистрировано более тысячи резидентов <13>, нетрудно оценить потенциал налогового мониторинга в приросте своих участников и спрогнозировать сохранение тенденции роста их числа. Для сравнения отметим, что на этапе запуска налогового мониторинга его участниками были всего лишь 7 компаний <14>, тогда как в настоящее время их насчитывается несколько сотен <15>.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Кроме того, приняты и законодательно оформлены решения о том, чтобы задействовать налоговый мониторинг в качестве дополнительного механизма поддержки инвесторов. Им, в отличие от остальных налогоплательщиков, гораздо проще получить статус участника налогового мониторинга. Для этого достаточно перейти на один из льготных налоговых режимов, перечень которых достаточно широк. В него входят режимы особых экономических зон, территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ. Упрощенный порядок входа в налоговый мониторинг распространяется одновременно на участников промышленных кластеров и соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Иными словами, для инвесторов, получающих особый финансово-правовой статус, прохождение финансовых фильтров налогового мониторинга не является обязательным. Долгосрочный эффект данных решений ожидается довольно значительным, особенно если учесть озвученные на выставке-форуме "Россия", прошедшей в 2024 году, намерения Минэкономразвития России "перевести на налоговый мониторинг максимум резидентов ОЭЗ для ускорения возврата им НДС" <12>, т.е. дать им возможность использовать заявительный порядок возмещения данного налога на основании подп. 6 п. 2 ст. 176.1 НК РФ. Принимая во внимание, что в границах особых экономических зон (которых, между прочим, насчитывается несколько десятков) зарегистрировано более тысячи резидентов <13>, нетрудно оценить потенциал налогового мониторинга в приросте своих участников и спрогнозировать сохранение тенденции роста их числа. Для сравнения отметим, что на этапе запуска налогового мониторинга его участниками были всего лишь 7 компаний <14>, тогда как в настоящее время их насчитывается несколько сотен <15>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Налоговый мониторинг - это совершенно новый подход к налоговому контролю, построенный на сотрудничестве и взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов путем добровольного предоставления онлайн-доступа налоговым органам к налоговой и бухгалтерской отчетности, а также к информационным системам. Михаил Мишустин оценивает значение налогового мониторинга значительно шире, чем это определено в гл. 14.7 Налогового кодекса РФ, рассматривая его как "цифровое налоговое администрирование, которое позволяет перейти на технологии бесконтактной работы с налогоплательщиками, онлайн взаимодействие" <1>.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Налоговый мониторинг - это совершенно новый подход к налоговому контролю, построенный на сотрудничестве и взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов путем добровольного предоставления онлайн-доступа налоговым органам к налоговой и бухгалтерской отчетности, а также к информационным системам. Михаил Мишустин оценивает значение налогового мониторинга значительно шире, чем это определено в гл. 14.7 Налогового кодекса РФ, рассматривая его как "цифровое налоговое администрирование, которое позволяет перейти на технологии бесконтактной работы с налогоплательщиками, онлайн взаимодействие" <1>.
Статья: Документы для налогового мониторинга в 2024 году: более лояльный подход ФНС. Комментарии
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Банки пока не торопятся переходить на налоговый мониторинг. Не все готовы раскрывать свои данные, не у всех есть полноценная витрина данных (хотя всегда можно по согласованию с ФНС использовать некое промежуточное решение). Налоговые органы, стремясь привлечь как можно больше участников, дают банкам возможность доработать документы после отказа ФНС в переходе на налоговый мониторинг. Эта позиция отражена в новом Письме ФНС России от 13.03.2024 N СД-4-23/2854@ "О представлении в ФНС России документов, используемых при подготовке к переходу на налоговый мониторинг".
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Банки пока не торопятся переходить на налоговый мониторинг. Не все готовы раскрывать свои данные, не у всех есть полноценная витрина данных (хотя всегда можно по согласованию с ФНС использовать некое промежуточное решение). Налоговые органы, стремясь привлечь как можно больше участников, дают банкам возможность доработать документы после отказа ФНС в переходе на налоговый мониторинг. Эта позиция отражена в новом Письме ФНС России от 13.03.2024 N СД-4-23/2854@ "О представлении в ФНС России документов, используемых при подготовке к переходу на налоговый мониторинг".
Статья: Выездная проверка: актуальные вопросы
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (невыполненными мотивированными мнениями);
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (невыполненными мотивированными мнениями);
Статья: Законодательное регулирование налогового мониторинга в контексте Цифрового Налогового кодекса и других понятий, связанных с цифровизацией налогового мониторинга
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 7)В то же время закрепление в действующем Кодексе понятий "холдинг", "группа компаний" становится в большей степени актуальным вследствие развития цифровизации налогового мониторинга. Для того чтобы подтвердить данную мысль, необходимо указать на понятие "цифровой профиль" <39>, которое встречается как применительно к понятию "холдинг" <40>, так и применительно к понятию "группа компаний" <41>. Использование понятий "холдинг" и "группа компаний" применительно к налоговому мониторингу, как представляется, не означает расширения субъектного состава налогового мониторинга, так как речь идет об участниках налогового мониторинга. При этом данные понятия имеют значение применительно к налоговому мониторингу, поскольку эти понятия связаны с характеристикой его участников.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 7)В то же время закрепление в действующем Кодексе понятий "холдинг", "группа компаний" становится в большей степени актуальным вследствие развития цифровизации налогового мониторинга. Для того чтобы подтвердить данную мысль, необходимо указать на понятие "цифровой профиль" <39>, которое встречается как применительно к понятию "холдинг" <40>, так и применительно к понятию "группа компаний" <41>. Использование понятий "холдинг" и "группа компаний" применительно к налоговому мониторингу, как представляется, не означает расширения субъектного состава налогового мониторинга, так как речь идет об участниках налогового мониторинга. При этом данные понятия имеют значение применительно к налоговому мониторингу, поскольку эти понятия связаны с характеристикой его участников.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговый орган не вправе проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговый период, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговый орган не вправе проводить две и более проверки в отношении одной контролируемой сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговый период, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.