Налоговая проверка при реорганизации
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая проверка при реорганизации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 50 "Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд признал правомерным проведение налоговой проверки общества за период деятельности реорганизованного юридического лица с учетом положений п. п. 2, 5 ст. 50 НК РФ, разъяснений, изложенных в письме ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд признал правомерным проведение налоговой проверки общества за период деятельности реорганизованного юридического лица с учетом положений п. п. 2, 5 ст. 50 НК РФ, разъяснений, изложенных в письме ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.3 "Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения инспекции о доначислении НДС. По мнению налогоплательщика, поскольку на момент реорганизации (17.02.2023) общества в форме присоединения у присоединяемого лица обязательств по уплате налогов согласно сальдо ЕНС не имелось, то в силу положений ст. 50 НК РФ у инспекции отсутствовало право после завершения реорганизации доначислять НДС. Суд признал доначисление НДС правомерным, поскольку факт отсутствия по состоянию на 17.02.2023 на ЕНС присоединяемого общества обязательств по уплате НДС не свидетельствует о необоснованном доначислении налога. Суд отметил, что в силу положений подп. 1 п. 5 ст. 11.3 НК РФ инспекция была вправе учесть на ЕНС налогоплательщика спорную сумму НДС при определении размера совокупной обязанности только со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки представленной присоединяемым обществом налоговой декларации по НДС. Суд указал, что проверка была завершена до реорганизации, а решение по ее результатам принято после реорганизации, поэтому обязанность по уплате доначисленного НДС возлагается на присоединившее лицо.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения инспекции о доначислении НДС. По мнению налогоплательщика, поскольку на момент реорганизации (17.02.2023) общества в форме присоединения у присоединяемого лица обязательств по уплате налогов согласно сальдо ЕНС не имелось, то в силу положений ст. 50 НК РФ у инспекции отсутствовало право после завершения реорганизации доначислять НДС. Суд признал доначисление НДС правомерным, поскольку факт отсутствия по состоянию на 17.02.2023 на ЕНС присоединяемого общества обязательств по уплате НДС не свидетельствует о необоснованном доначислении налога. Суд отметил, что в силу положений подп. 1 п. 5 ст. 11.3 НК РФ инспекция была вправе учесть на ЕНС налогоплательщика спорную сумму НДС при определении размера совокупной обязанности только со дня вступления в силу решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки представленной присоединяемым обществом налоговой декларации по НДС. Суд указал, что проверка была завершена до реорганизации, а решение по ее результатам принято после реорганизации, поэтому обязанность по уплате доначисленного НДС возлагается на присоединившее лицо.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательно ли будет выездная налоговая проверка при реорганизации организации
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательно ли будет выездная налоговая проверка при реорганизации организации
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам10.12. ОСОБЕННОСТИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Статья: О методическом обеспечении оценки стоимости безнадежных долгов
(Сутягин В.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Эту несколько абстрактную формулировку Закона о банкротстве немного "дополнил" Конституционный Суд Российской Федерации, указав, что применение пункта 11 статьи 142 является экстраординарным способом удовлетворения требований кредиторов, который возможен, в том числе когда имущество должника оказалось у приобретателя в результате хищения, получения от самого должника по недействительной сделке либо вследствие неосновательного обогащения (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2010 года N 1435-О-О). Чаще всего эта норма применяется в случае недобросовестного вывода активов в предбанкротный период в рамках внутригрупповых сделок. В порядке пункта 11 статьи 142 Закона 127-ФЗ в большинстве случаев удовлетворяются требования налогового органа в ситуации, когда после начала проведения налоговой проверки налогоплательщик-должник выводит значительную часть активов (посредством совершения сделок или реорганизаций), а налоговый орган по разным причинам не может или не успевает взыскать налог до процедуры или в ее рамках. Таким образом, взыскание долга с ликвидированного должника имеет крайне низкую, но не нулевую вероятность.
(Сутягин В.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Эту несколько абстрактную формулировку Закона о банкротстве немного "дополнил" Конституционный Суд Российской Федерации, указав, что применение пункта 11 статьи 142 является экстраординарным способом удовлетворения требований кредиторов, который возможен, в том числе когда имущество должника оказалось у приобретателя в результате хищения, получения от самого должника по недействительной сделке либо вследствие неосновательного обогащения (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2010 года N 1435-О-О). Чаще всего эта норма применяется в случае недобросовестного вывода активов в предбанкротный период в рамках внутригрупповых сделок. В порядке пункта 11 статьи 142 Закона 127-ФЗ в большинстве случаев удовлетворяются требования налогового органа в ситуации, когда после начала проведения налоговой проверки налогоплательщик-должник выводит значительную часть активов (посредством совершения сделок или реорганизаций), а налоговый орган по разным причинам не может или не успевает взыскать налог до процедуры или в ее рамках. Таким образом, взыскание долга с ликвидированного должника имеет крайне низкую, но не нулевую вероятность.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- во-первых, запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, к которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация). Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- во-первых, запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, к которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация). Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;
Статья: Выездная проверка: актуальные вопросы
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)При этом выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ): проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)При этом выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ): проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерных обществ в форме слиянияПроведение налоговой проверки при реорганизации АО является правом налогового органа, но не обязанностью.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерного общества в форме присоединенияПроведение налоговой проверки при реорганизации АО является правом налогового органа, но не обязанностью.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Так, в частности, согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Так, в частности, согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ8. ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Статья: Преобразование из АО в ООО: пошаговая инструкция
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 10)Внимание! ИФНС, получив уведомление о начале реорганизации, имеет право провести выездную налоговую проверку. Проверка, связанная с реорганизацией, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки <20>. В добровольном порядке можно провести сверку с налоговой <21>. Результат поможет избежать выявления каких-либо недочетов в отчетности реорганизуемого АО.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 10)Внимание! ИФНС, получив уведомление о начале реорганизации, имеет право провести выездную налоговую проверку. Проверка, связанная с реорганизацией, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки <20>. В добровольном порядке можно провести сверку с налоговой <21>. Результат поможет избежать выявления каких-либо недочетов в отчетности реорганизуемого АО.