Налоговая проверка контрагента
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая проверка контрагента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 198 "Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" АПК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")При выездной налоговой проверке контрагента общество получило от налогового органа письмо, в котором инспекция сообщила, что общество формально осуществляло финансово-хозяйственную деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами и медицинскими товарами через аптеки (проверяемых контрагентов) в отсутствие деловой цели. Общество направило в вышестоящий налоговый орган жалобу, в которой просило признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непредставлении ответа по существу заявления общества, и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения путем направления обществу документов. Решением управления жалоба общества оставлена без удовлетворения. Общество обратилось в суд с требованием обязать инспекцию предоставить документы, подтверждающие законность проведения в отношении него налогового контроля, а также признать письмо, которым инспекция определила порядок проведения выездной налоговой проверки в отношении общества, незаконным. Суд отказал в удовлетворении требований общества, отметив, что письмо инспекции носит исключительно информативный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний в отношении общества, не порождает изменений в его правах и обязанностях, следовательно, не нарушает его права и законные интересы. Кроме того, суд отметил, что инспекция имела право запрашивать необходимую для проверки контрагента общества информацию, при этом лицо, которому адресовано требование о предоставлении информации, не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами, касаются интересующего налоговый орган налогоплательщика, отказывать в предоставлении информации и документов, не противоречащих сфере деятельности налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")При выездной налоговой проверке контрагента общество получило от налогового органа письмо, в котором инспекция сообщила, что общество формально осуществляло финансово-хозяйственную деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами и медицинскими товарами через аптеки (проверяемых контрагентов) в отсутствие деловой цели. Общество направило в вышестоящий налоговый орган жалобу, в которой просило признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непредставлении ответа по существу заявления общества, и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения путем направления обществу документов. Решением управления жалоба общества оставлена без удовлетворения. Общество обратилось в суд с требованием обязать инспекцию предоставить документы, подтверждающие законность проведения в отношении него налогового контроля, а также признать письмо, которым инспекция определила порядок проведения выездной налоговой проверки в отношении общества, незаконным. Суд отказал в удовлетворении требований общества, отметив, что письмо инспекции носит исключительно информативный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний в отношении общества, не порождает изменений в его правах и обязанностях, следовательно, не нарушает его права и законные интересы. Кроме того, суд отметил, что инспекция имела право запрашивать необходимую для проверки контрагента общества информацию, при этом лицо, которому адресовано требование о предоставлении информации, не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами, касаются интересующего налоговый орган налогоплательщика, отказывать в предоставлении информации и документов, не противоречащих сфере деятельности налогового органа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамСИТУАЦИЯ: Продлевается (приостанавливается) ли срок камеральной проверки при истребовании документов у налогоплательщика или его контрагентов?
Статья: Когда возможна выемка у контрагента в рамках налоговой проверки?
(Келин Д.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)"Практическая бухгалтерия", 2025, N 10
(Келин Д.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)"Практическая бухгалтерия", 2025, N 10
Нормативные акты
"Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)4. Взаимодействие налогоплательщика с юридическими лицами, которые не осуществляют реальной экономической деятельности, направленное на получение необоснованной налоговой выгоды, может служить основанием для доначисления сумм налогов по результатам налоговой проверки, если такие контрагенты в действительности не имели возможности исполнить сделку перед налогоплательщиком.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)4. Взаимодействие налогоплательщика с юридическими лицами, которые не осуществляют реальной экономической деятельности, направленное на получение необоснованной налоговой выгоды, может служить основанием для доначисления сумм налогов по результатам налоговой проверки, если такие контрагенты в действительности не имели возможности исполнить сделку перед налогоплательщиком.
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)К числу доказательств, ставящих под сомнение исполнение сделки, согласно статье 75 АПК РФ могут быть отнесены в том числе материалы налоговой проверки должника и (или) его контрагента (акт налоговой проверки, принятое по ее результатам решение), указывающие, в частности, на:
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)К числу доказательств, ставящих под сомнение исполнение сделки, согласно статье 75 АПК РФ могут быть отнесены в том числе материалы налоговой проверки должника и (или) его контрагента (акт налоговой проверки, принятое по ее результатам решение), указывающие, в частности, на:
Статья: Истребование документов по контрагентам разных звеньев
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)В постановлении от 30.06.2023 N Ф01-2994/2023 по делу N А11-15600/2021 АС Волго-Вятского округа счел законным истребование у компании документов по контрагенту, в отношении которого налоговая проверка не проводилась по цепочке сделок. Однако есть и противоположная судебная практика.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)В постановлении от 30.06.2023 N Ф01-2994/2023 по делу N А11-15600/2021 АС Волго-Вятского округа счел законным истребование у компании документов по контрагенту, в отношении которого налоговая проверка не проводилась по цепочке сделок. Однако есть и противоположная судебная практика.
Статья: Налоговые разрывы по НДС
(Сухов А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 4)3. Раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных деклараций за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента.
(Сухов А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 4)3. Раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных деклараций за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных налоговых деклараций за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных налоговых деклараций за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента;
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Правомерно ли требование о представлении документов или информации, которые не указаны в поручении об их истребовании
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что инспекция не проводила налоговой проверки контрагента, а лишь действовала по поручению другого налогового органа. Поэтому она не вправе истребовать дополнительные документы, не указанные в поручении. Суд пришел к выводу о незаконности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.
Правомерно ли требование о представлении документов или информации, которые не указаны в поручении об их истребовании
(КонсультантПлюс, 2025)Суд указал, что инспекция не проводила налоговой проверки контрагента, а лишь действовала по поручению другого налогового органа. Поэтому она не вправе истребовать дополнительные документы, не указанные в поручении. Суд пришел к выводу о незаконности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)По доменным именам и сетевым адресам не только производится идентификация сайтов, но и устанавливаются конкретные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность с информацией. Например, по одному из дел о налоговом правонарушении <1> в ходе налоговой проверки инспекцией установлены факты, свидетельствующие о взаимосвязи общества и контрагентов, в результате которой был использован формальный документооборот по сделкам с целью создания оснований для неправомерного заявления вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговым органом установлено, что IP-адреса обществ совпадают, налоговая отчетность данных организаций отправлялась с одного IP-адреса, который зарегистрирован на одно физическое лицо.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)По доменным именам и сетевым адресам не только производится идентификация сайтов, но и устанавливаются конкретные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность с информацией. Например, по одному из дел о налоговом правонарушении <1> в ходе налоговой проверки инспекцией установлены факты, свидетельствующие о взаимосвязи общества и контрагентов, в результате которой был использован формальный документооборот по сделкам с целью создания оснований для неправомерного заявления вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговым органом установлено, что IP-адреса обществ совпадают, налоговая отчетность данных организаций отправлялась с одного IP-адреса, который зарегистрирован на одно физическое лицо.
Статья: Возможные подходы к обеспечению уголовной наказуемости действий, способствующих уклонению от уплаты налогов
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Учитывая требования налогового законодательства, предусматривающие обязательное предоставление вместе с налоговой отчетностью сведений из книг покупок и продаж, а также из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, правомерность расчета в налоговых декларациях сумм НДС и налога на прибыль организаций должна подтверждаться первичными бухгалтерскими документами по взаимоотношениям с контрагентами <6>. Применительно к рассматриваемому преступлению это означает возможность его совершения только при обязательной совокупности непосредственных действий, образующих объективную сторону, и пособнических, способствующих их совершению. Но не только для совершения преступления необходимы пособнические действия, от них зависит и сокрытие уже совершенного преступления. С этой целью сфальсифицированные бухгалтерские документы контрагента-пособника вносятся в его книги продаж и предоставляется расчетный счет в банковских учреждениях для зачисления денег с последующим их возвращением налогоплательщику либо в виде наличных денег, либо посредством умышленно усложненных многокомпонентных финансовых схем, скрывающих маршрут к источнику денег. Затрудняя такими действиями выявление в ходе камеральных и выездных налоговых проверок факта неуплаты налогов, контрагент укрывает преступление.
(Горобец Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Учитывая требования налогового законодательства, предусматривающие обязательное предоставление вместе с налоговой отчетностью сведений из книг покупок и продаж, а также из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, правомерность расчета в налоговых декларациях сумм НДС и налога на прибыль организаций должна подтверждаться первичными бухгалтерскими документами по взаимоотношениям с контрагентами <6>. Применительно к рассматриваемому преступлению это означает возможность его совершения только при обязательной совокупности непосредственных действий, образующих объективную сторону, и пособнических, способствующих их совершению. Но не только для совершения преступления необходимы пособнические действия, от них зависит и сокрытие уже совершенного преступления. С этой целью сфальсифицированные бухгалтерские документы контрагента-пособника вносятся в его книги продаж и предоставляется расчетный счет в банковских учреждениях для зачисления денег с последующим их возвращением налогоплательщику либо в виде наличных денег, либо посредством умышленно усложненных многокомпонентных финансовых схем, скрывающих маршрут к источнику денег. Затрудняя такими действиями выявление в ходе камеральных и выездных налоговых проверок факта неуплаты налогов, контрагент укрывает преступление.
Вопрос: Как следует проверять открытые данные на сайте ФНС России о своей организации и контрагентах?
(Консультация эксперта, 2025)Проверка сведений о наличии задолженности и налоговых правонарушениях контрагента
(Консультация эксперта, 2025)Проверка сведений о наличии задолженности и налоговых правонарушениях контрагента
Вопрос: Обязана ли организация на АУСН представить документы по требованию налогового органа, направленному в рамках камеральной проверки декларации по НДС контрагента (ст. 93.1 НК РФ), если она не является плательщиком НДС и счета-фактуры не выставляла?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Вопрос: Обязана ли организация на АУСН представить документы по требованию налогового органа, направленному в рамках камеральной проверки декларации по НДС контрагента (ст. 93.1 НК РФ), если она не является плательщиком НДС и счета-фактуры не выставляла?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Вопрос: Обязана ли организация на АУСН представить документы по требованию налогового органа, направленному в рамках камеральной проверки декларации по НДС контрагента (ст. 93.1 НК РФ), если она не является плательщиком НДС и счета-фактуры не выставляла?
Статья: Правовые позиции Верховного суда РФ по необоснованной налоговой выгоде
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)Отметим, что ФНС России занимает сходную позицию. В пункте 1 письма от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@ налоговики указали, что налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием "технических" компаний, вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им сведений и документов, позволяющих вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота, при этом расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется. А в пункте 3 этого письма налоговики отметили, что раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных налоговых деклараций за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)Отметим, что ФНС России занимает сходную позицию. В пункте 1 письма от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@ налоговики указали, что налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием "технических" компаний, вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им сведений и документов, позволяющих вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота, при этом расчетный способ определения суммы налога в указанных случаях не применяется. А в пункте 3 этого письма налоговики отметили, что раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных налоговых деклараций за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента.
Статья: Стандарт осмотрительного поведения налогоплательщика при выборе контрагента: что требуют налоговики?
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)Поводом для доначисления налогов (в рамках налоговых проверок) зачастую выступает наличие у контрагентов налогоплательщика ряда формальных признаков недобросовестности. Поскольку сделки с такими контрагентами признаются нереальными, это является основанием для снятия расходов по ним.
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)Поводом для доначисления налогов (в рамках налоговых проверок) зачастую выступает наличие у контрагентов налогоплательщика ряда формальных признаков недобросовестности. Поскольку сделки с такими контрагентами признаются нереальными, это является основанием для снятия расходов по ним.