Налоговая нагрузка физических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая нагрузка физических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2.13.1. На 2023 год обеспечено неповышение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2.13.1. На 2023 год обеспечено неповышение
Вопрос: Об уплате и зачислении в бюджет сумм налога на имущество физлиц, а также предложении о снижении налоговой нагрузки для ИП, применяющих ПСН.
(Письмо Минфина России от 01.04.2024 N 03-11-11/29203)Вопрос: Об уплате и зачислении в бюджет сумм налога на имущество физлиц, а также предложении о снижении налоговой нагрузки для ИП, применяющих ПСН.
(Письмо Минфина России от 01.04.2024 N 03-11-11/29203)Вопрос: Об уплате и зачислении в бюджет сумм налога на имущество физлиц, а также предложении о снижении налоговой нагрузки для ИП, применяющих ПСН.
Статья: Влияние налоговой политики на уровень дифференциации населения по доходам
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Прежде всего необходимо отметить, что существующая система начисления и уплаты НДФЛ не позволяет в полной мере реализовать присущие данному налогу социальную и регулирующую функции. Социальную - в связи с отсутствием не облагаемого налогом минимума, так как от налога освобождены только некоторые категории граждан (пенсионеры, частично инвалиды). Регулирующую - в связи с весьма условной дифференциацией системы налоговых ставок. Так, до 2021 г. в течение 20 лет в стране действовала "плоская" шкала налогообложения, т.е. ставки налога не зависели от величины доходов физических лиц, как это принято в зарубежных странах. С 1 января 2021 г. граждане, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, платят налог по ставке 15%, причем повышенной ставкой облагаются не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн руб. в год. Ставка по НДФЛ является основным индикатором налоговой нагрузки физических лиц, следовательно, применение практически одинаковой ставки и для богатых, получающих миллионные доходы, и для бедных слоев населения, чьи доходы за год едва превышают 100 тыс. рублей, будет способствовать несущественному уровню нагрузки для первой группы населения и избыточному уровню налоговой нагрузки для второй группы. Учитывая, что основная часть плательщиков увеличенного налога находится в Москве и Санкт-Петербурге, дифференциация по уровню доходов по регионам будет продолжать увеличиваться.
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)Прежде всего необходимо отметить, что существующая система начисления и уплаты НДФЛ не позволяет в полной мере реализовать присущие данному налогу социальную и регулирующую функции. Социальную - в связи с отсутствием не облагаемого налогом минимума, так как от налога освобождены только некоторые категории граждан (пенсионеры, частично инвалиды). Регулирующую - в связи с весьма условной дифференциацией системы налоговых ставок. Так, до 2021 г. в течение 20 лет в стране действовала "плоская" шкала налогообложения, т.е. ставки налога не зависели от величины доходов физических лиц, как это принято в зарубежных странах. С 1 января 2021 г. граждане, зарабатывающие свыше 5 млн руб. в год, платят налог по ставке 15%, причем повышенной ставкой облагаются не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн руб. в год. Ставка по НДФЛ является основным индикатором налоговой нагрузки физических лиц, следовательно, применение практически одинаковой ставки и для богатых, получающих миллионные доходы, и для бедных слоев населения, чьи доходы за год едва превышают 100 тыс. рублей, будет способствовать несущественному уровню нагрузки для первой группы населения и избыточному уровню налоговой нагрузки для второй группы. Учитывая, что основная часть плательщиков увеличенного налога находится в Москве и Санкт-Петербурге, дифференциация по уровню доходов по регионам будет продолжать увеличиваться.
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Можно утверждать, что введение и курортного сбора, и туристического налога связано с попыткой "решить сложную задачу: найти источники финансирования расходов муниципальных образований, не увеличивая налоговую нагрузку на предпринимателей" [7, с. 52]. В ситуации с нецелевым туристическим налогом эта цель незавуалированна, и в этом смысле это налог в чистом виде. Это позволяет Н.В. Колосову утверждать, что "название налога в большей мере связано не с направлением расходования полученных доходов, а с видом экономической деятельности, подлежащей налогообложению" [5, с. 49] (сродни торговому, но все еще сбору). Кроме того, это косвенный налог: реальное налоговое бремя несут физические лица, от которых налогоплательщики получают денежные средства в счет стоимости оказываемых услуг. "Из положений пункта 1 статьи 418.4 и пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса следует, что сумма туристического налога является частью стоимости услуги по временному проживанию и подлежит выделению в расчетных документах лица, приобретающего услугу" <6>.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Можно утверждать, что введение и курортного сбора, и туристического налога связано с попыткой "решить сложную задачу: найти источники финансирования расходов муниципальных образований, не увеличивая налоговую нагрузку на предпринимателей" [7, с. 52]. В ситуации с нецелевым туристическим налогом эта цель незавуалированна, и в этом смысле это налог в чистом виде. Это позволяет Н.В. Колосову утверждать, что "название налога в большей мере связано не с направлением расходования полученных доходов, а с видом экономической деятельности, подлежащей налогообложению" [5, с. 49] (сродни торговому, но все еще сбору). Кроме того, это косвенный налог: реальное налоговое бремя несут физические лица, от которых налогоплательщики получают денежные средства в счет стоимости оказываемых услуг. "Из положений пункта 1 статьи 418.4 и пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса следует, что сумма туристического налога является частью стоимости услуги по временному проживанию и подлежит выделению в расчетных документах лица, приобретающего услугу" <6>.
Статья: Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и возможность его применения в России
(Измайлова М.О.)
("Финансы", 2023, N 11)Подводя итог проведенному исследованию, отметим следующее. Зарубежная практика налогообложения доходов физических лиц достаточно разнообразна. Большинство стран придерживаются прогрессивного налогообложения доходов физических лиц с установлением различного количества шедул и соответствующих им ставок подоходного налога, что, на наш взгляд, соответствует принципу справедливости налогообложения. Вместе с этим правильнее оценивать фактическую налоговую нагрузку физических лиц. Последняя определяется не столько уровнем налоговой ставки, сколько предоставляемыми налоговыми льготами. В различных странах снижение налогового бремени для физических лиц достигается путем не облагаемого налогом минимума, определенной суммы вычета из начисленного дохода и освобождением от налога фиксированной суммы дохода. В отдельных странах предусмотрено незначительное количество этих льгот, однако их суммы достаточно велики. В других - применяется довольно сложная система предоставления налоговых льгот. Несмотря на эти особенности, в зарубежных странах, согласно данным ОЭСР, на наименее защищенные слои населения ложится меньшее налоговое бремя либо сумма подоходного налога вообще сводится к нулю. Для лиц, не состоящих в браке и не имеющих детей, в среднем фактическая нагрузка составляет не более 20%.
(Измайлова М.О.)
("Финансы", 2023, N 11)Подводя итог проведенному исследованию, отметим следующее. Зарубежная практика налогообложения доходов физических лиц достаточно разнообразна. Большинство стран придерживаются прогрессивного налогообложения доходов физических лиц с установлением различного количества шедул и соответствующих им ставок подоходного налога, что, на наш взгляд, соответствует принципу справедливости налогообложения. Вместе с этим правильнее оценивать фактическую налоговую нагрузку физических лиц. Последняя определяется не столько уровнем налоговой ставки, сколько предоставляемыми налоговыми льготами. В различных странах снижение налогового бремени для физических лиц достигается путем не облагаемого налогом минимума, определенной суммы вычета из начисленного дохода и освобождением от налога фиксированной суммы дохода. В отдельных странах предусмотрено незначительное количество этих льгот, однако их суммы достаточно велики. В других - применяется довольно сложная система предоставления налоговых льгот. Несмотря на эти особенности, в зарубежных странах, согласно данным ОЭСР, на наименее защищенные слои населения ложится меньшее налоговое бремя либо сумма подоходного налога вообще сводится к нулю. Для лиц, не состоящих в браке и не имеющих детей, в среднем фактическая нагрузка составляет не более 20%.
Статья: Имущественное налогообложение в контексте интеграционных процессов субъектов Российской Федерации
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В налоговом законодательстве ДНР <21> и ЛНР <22> до их включения в состав Российской Федерации налог на имущество физических лиц отсутствовал, в связи с чем не представляется возможным использовать в качестве временного механизм его исчисления и взимания. Введение налога на имущество физических лиц после завершения кадастровой оценки объектов недвижимости приведет к формированию дополнительной налоговой нагрузки у физических лиц - плательщиков данного налога, что является неизбежным в силу процессов фискальной консолидации и интеграции, предусматривающих единообразие подходов к системе налогов и механизмов ее функционирования на всем экономическом пространстве страны.
(Башкирова Н.Н., Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)В налоговом законодательстве ДНР <21> и ЛНР <22> до их включения в состав Российской Федерации налог на имущество физических лиц отсутствовал, в связи с чем не представляется возможным использовать в качестве временного механизм его исчисления и взимания. Введение налога на имущество физических лиц после завершения кадастровой оценки объектов недвижимости приведет к формированию дополнительной налоговой нагрузки у физических лиц - плательщиков данного налога, что является неизбежным в силу процессов фискальной консолидации и интеграции, предусматривающих единообразие подходов к системе налогов и механизмов ее функционирования на всем экономическом пространстве страны.
Статья: Перспективы гармонизации подоходного налогообложения физических лиц в ЕАЭС
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2025, N 6)Но справедливо ли и разумно ли такое увеличение налоговой нагрузки на физическое лицо, если речь идет о перемещении исключительно между странами - членами ЕАЭС, которые при заключении Договора о ЕАЭС руководствовались целью сформировать единый рынок трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС? О каком "едином рынке трудовых ресурсов" может идти речь, когда переезд из Российской Федерации в другую страну - член ЕАЭС может привести к удвоению налоговых обязательств?
(Юлгушева Л.Ш.)
("Финансы", 2025, N 6)Но справедливо ли и разумно ли такое увеличение налоговой нагрузки на физическое лицо, если речь идет о перемещении исключительно между странами - членами ЕАЭС, которые при заключении Договора о ЕАЭС руководствовались целью сформировать единый рынок трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС? О каком "едином рынке трудовых ресурсов" может идти речь, когда переезд из Российской Федерации в другую страну - член ЕАЭС может привести к удвоению налоговых обязательств?
Вопрос: Об уплате налога на имущество физлиц несовершеннолетними гражданами и механизмах снижения налоговой нагрузки по нему.
(Письмо Минфина России от 27.12.2023 N 03-05-06-01/127179)Вопрос: Об уплате налога на имущество физлиц несовершеннолетними гражданами и механизмах снижения налоговой нагрузки по нему.
(Письмо Минфина России от 27.12.2023 N 03-05-06-01/127179)Вопрос: Об уплате налога на имущество физлиц несовершеннолетними гражданами и механизмах снижения налоговой нагрузки по нему.
Статья: Некоторые аспекты совершенствования налогообложения имущества и доходов несовершеннолетних
(Чефранова Е.А.)
("Закон", 2023, N 7)Законодательно не устанавливается какой-либо возрастной предел, с которого на лицо возлагается налоговое бремя. Факт признания физического лица плательщиком налогов не ставится в зависимость от его возраста, имущественного положения и других критериев.
(Чефранова Е.А.)
("Закон", 2023, N 7)Законодательно не устанавливается какой-либо возрастной предел, с которого на лицо возлагается налоговое бремя. Факт признания физического лица плательщиком налогов не ставится в зависимость от его возраста, имущественного положения и других критериев.
Статья: ФНС заинтересовалась "удаленщиками"
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)При этом в случаях, когда у РФ нет соглашений об избежании двойного налогообложения с такими государствами или их приостановили, какой-либо возможности избежать увеличения налоговой нагрузки у физлиц фактически нет.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)При этом в случаях, когда у РФ нет соглашений об избежании двойного налогообложения с такими государствами или их приостановили, какой-либо возможности избежать увеличения налоговой нагрузки у физлиц фактически нет.