Налогоплательщик считается добросовестным
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогоплательщик считается добросовестным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 378.2 "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Объект был исключен из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ввиду его неправомерного включения в перечень - несоответствия объекта критериям административно-делового центра. После этого инспекция рассчитала ранее уплаченный налог исходя из среднегодовой стоимости недвижимости и доначислила обществу налог на имущество организаций. Налогоплательщик указал, что исчислил и уплатил налог корректно, поскольку в спорный период налоговая база по объекту определялась как кадастровая стоимость. По мнению общества, изменения, внесенные в перечень, не могут распространяться на предыдущий налоговый период, учитывая, что именно из-за ошибки органов исполнительной власти объект был включен в перечень. Общество считало, что добросовестно исчисляло налог от кадастровой стоимости недвижимости, руководствуясь включением объекта в перечень. Суд признал правомерным доначисление налога. Суд указал, что налогоплательщик, осознавая ошибку органов исполнительной власти, допущенную при включении объекта в кадастровый перечень, не мог рассчитывать на сохранение льготного режима налогообложения. При этом налогоплательщик мог инициировать процедуру исключения спорного объекта из перечня, зная о неправомерности включения такого объекта в перечень, однако со стороны общества указанных действий не последовало.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Объект был исключен из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ввиду его неправомерного включения в перечень - несоответствия объекта критериям административно-делового центра. После этого инспекция рассчитала ранее уплаченный налог исходя из среднегодовой стоимости недвижимости и доначислила обществу налог на имущество организаций. Налогоплательщик указал, что исчислил и уплатил налог корректно, поскольку в спорный период налоговая база по объекту определялась как кадастровая стоимость. По мнению общества, изменения, внесенные в перечень, не могут распространяться на предыдущий налоговый период, учитывая, что именно из-за ошибки органов исполнительной власти объект был включен в перечень. Общество считало, что добросовестно исчисляло налог от кадастровой стоимости недвижимости, руководствуясь включением объекта в перечень. Суд признал правомерным доначисление налога. Суд указал, что налогоплательщик, осознавая ошибку органов исполнительной власти, допущенную при включении объекта в кадастровый перечень, не мог рассчитывать на сохранение льготного режима налогообложения. При этом налогоплательщик мог инициировать процедуру исключения спорного объекта из перечня, зная о неправомерности включения такого объекта в перечень, однако со стороны общества указанных действий не последовало.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок.
(Письмо ФНС России от 19.01.2018 N ЕД-4-2/889)Таким образом, понятия, отраженные в Постановлении Пленума N 53, включая понятия "добросовестность" или "недобросовестность", и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу Закона N 163-ФЗ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу указанного закона, а также в рамках проведения выездных налоговых проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены после дня вступления в силу указанного закона.
(Письмо ФНС России от 19.01.2018 N ЕД-4-2/889)Таким образом, понятия, отраженные в Постановлении Пленума N 53, включая понятия "добросовестность" или "недобросовестность", и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу Закона N 163-ФЗ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу указанного закона, а также в рамках проведения выездных налоговых проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены после дня вступления в силу указанного закона.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Как проверить добросовестность контрагента как налогоплательщика
(КонсультантПлюс, 2025)Как проверить добросовестность контрагента как налогоплательщика
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53
"Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"1. Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
"Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"1. Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
(ред. от 10.05.2012)
"Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
Готовое решение: Как организовать договорную работу
(КонсультантПлюс, 2025)4. Проверка контрагента
(КонсультантПлюс, 2025)4. Проверка контрагента
Вопрос: ...О подтверждении налогоплательщиком добросовестности его контрагента.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2017 N 14-16/179534)Вопрос: Возможно ли обратиться в налоговый орган для получения информации о добросовестности контрагента, в том числе информации об исполнении им своих налоговых обязательств?
(Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2017 N 14-16/179534)Вопрос: Возможно ли обратиться в налоговый орган для получения информации о добросовестности контрагента, в том числе информации об исполнении им своих налоговых обязательств?
Статья: Ошибки цифровых технологий в налоговом контроле: юридические последствия для бюджетной системы
(Крохина Ю.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)ПИК, используемые налоговыми органами, не могут быть безупречными: ошибки программирования и технические сбои в процессе работы сопровождают практически каждую систему. В этой связи налоговым органам целесообразно выработать приемы по быстрому выявлению и нивелированию ошибок информационных технологий. Следует согласиться, что вариантом разрешения проблемы можно назвать правило, содержащееся в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <13>. Норма устанавливает презумпцию исполнения налоговой обязанности в случае технологического сбоя в информационных системах налоговых органов, влекущего невозможность исполнения обязанностей налогоплательщиков. Единственным условием признания поведения налогоплательщика добросовестным в ситуации технического сбоя названная норма считает уплату налога не позднее дня, следующего за днем устранения сбоя цифровой программы.
(Крохина Ю.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)ПИК, используемые налоговыми органами, не могут быть безупречными: ошибки программирования и технические сбои в процессе работы сопровождают практически каждую систему. В этой связи налоговым органам целесообразно выработать приемы по быстрому выявлению и нивелированию ошибок информационных технологий. Следует согласиться, что вариантом разрешения проблемы можно назвать правило, содержащееся в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <13>. Норма устанавливает презумпцию исполнения налоговой обязанности в случае технологического сбоя в информационных системах налоговых органов, влекущего невозможность исполнения обязанностей налогоплательщиков. Единственным условием признания поведения налогоплательщика добросовестным в ситуации технического сбоя названная норма считает уплату налога не позднее дня, следующего за днем устранения сбоя цифровой программы.