Налогообложение застройщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение застройщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как застройщику вести налоговый учет
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как застройщику вести налоговый учет по договорам долевого участия в строительстве
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как застройщику вести налоговый учет по договорам долевого участия в строительстве
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)4.3.1. Особенности бухучета и налогообложения
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)4.3.1. Особенности бухучета и налогообложения
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""5) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения за период осуществления деятельности застройщиком, но не более чем за три года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности или при осуществлении застройщиком такой деятельности менее чем три года за фактический период предпринимательской деятельности либо при применении застройщиком упрощенной системы налогообложения книги учета доходов и расходов застройщика за указанный в настоящем пункте период;";
(ред. от 07.04.2025)
"О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""5) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения за период осуществления деятельности застройщиком, но не более чем за три года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности или при осуществлении застройщиком такой деятельности менее чем три года за фактический период предпринимательской деятельности либо при применении застройщиком упрощенной системы налогообложения книги учета доходов и расходов застройщика за указанный в настоящем пункте период;";
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения за период осуществления деятельности застройщиком, но не более чем за три года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности или при осуществлении застройщиком такой деятельности менее чем три года за фактический период предпринимательской деятельности либо при применении застройщиком упрощенной системы налогообложения книги учета доходов и расходов застройщика за указанный в настоящем пункте период;
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения за период осуществления деятельности застройщиком, но не более чем за три года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности или при осуществлении застройщиком такой деятельности менее чем три года за фактический период предпринимательской деятельности либо при применении застройщиком упрощенной системы налогообложения книги учета доходов и расходов застройщика за указанный в настоящем пункте период;
Статья: Предвзятость алгоритмов искусственного интеллекта: вопросы этики и права
(Харитонова Ю.С., Савина В.С., Паньини Ф.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Федеральное правительство США предоставляет налоговые льготы застройщикам, которые строят так называемое "жилье с низким доходом". Эти кредиты администрируются уполномоченными государственными органами, и предпочтение отдается развитию жилищного строительства в районах, где проживает население с низким доходом. The Inclusive Communities Project - это некоммерческая организация из Техаса, помогающая малообеспеченным семьям получить доступное жилье. В 2008 году они подали иск против техасского агентства, ответственного за администрирование этих налоговых льгот, утверждая, что оно несоразмерно распределяло слишком много налоговых льгот "в преимущественно черных городских районах и слишком мало в преимущественно белых пригородных районах". В подтверждение своего утверждения The Inclusive Communities Project привел статистические данные, которые показали, что "92,29% единиц [налогового кредита на жилье с низким доходом] в городе Даллас располагались в переписных районах, где проживало менее 50% жителей Кавказа". Окружной суд, а затем и Апелляционный суд пятого округа США вынесли решение в пользу The Inclusive Communities Project. Департамент жилищного строительства и сообщества Техаса подал апелляцию в Верховный суд США. В деле Техасский департамент жилищного строительства и общественных дел против Inclusive Communities Project, Inc., которое послужило мотивировкой предложенного HUD правила, суд потребовал наличия "причинной связи" между процессом принятия решения и непропорциональными результатами в данных, связанных с расой. Кроме того, один из судей - судья Кеннеди также постановил, что жилищные органы и частные застройщики должны иметь возможность защищаться от разрозненных исков о дискриминации, заявляя и объясняя "действительный интерес, которому служит их политика" <43>.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С., Паньини Ф.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Федеральное правительство США предоставляет налоговые льготы застройщикам, которые строят так называемое "жилье с низким доходом". Эти кредиты администрируются уполномоченными государственными органами, и предпочтение отдается развитию жилищного строительства в районах, где проживает население с низким доходом. The Inclusive Communities Project - это некоммерческая организация из Техаса, помогающая малообеспеченным семьям получить доступное жилье. В 2008 году они подали иск против техасского агентства, ответственного за администрирование этих налоговых льгот, утверждая, что оно несоразмерно распределяло слишком много налоговых льгот "в преимущественно черных городских районах и слишком мало в преимущественно белых пригородных районах". В подтверждение своего утверждения The Inclusive Communities Project привел статистические данные, которые показали, что "92,29% единиц [налогового кредита на жилье с низким доходом] в городе Даллас располагались в переписных районах, где проживало менее 50% жителей Кавказа". Окружной суд, а затем и Апелляционный суд пятого округа США вынесли решение в пользу The Inclusive Communities Project. Департамент жилищного строительства и сообщества Техаса подал апелляцию в Верховный суд США. В деле Техасский департамент жилищного строительства и общественных дел против Inclusive Communities Project, Inc., которое послужило мотивировкой предложенного HUD правила, суд потребовал наличия "причинной связи" между процессом принятия решения и непропорциональными результатами в данных, связанных с расой. Кроме того, один из судей - судья Кеннеди также постановил, что жилищные органы и частные застройщики должны иметь возможность защищаться от разрозненных исков о дискриминации, заявляя и объясняя "действительный интерес, которому служит их политика" <43>.
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При установлении налоговых льгот застройщикам следует учитывать также общие ограничения, установленные законодателем. Например, "не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала" <60>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При установлении налоговых льгот застройщикам следует учитывать также общие ограничения, установленные законодателем. Например, "не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала" <60>.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 21.11.2023 N 03-03-06/1/111251 указывается, что по вопросу применения застройщиком положений подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ сообщается, что в соответствии с указанной нормой НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 21.11.2023 N 03-03-06/1/111251 указывается, что по вопросу применения застройщиком положений подпункта 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ сообщается, что в соответствии с указанной нормой НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения).
Статья: Особенности реализации реабилитационного механизма в процессе несостоятельности (банкротства) особых категорий должников - застройщиков
(Гаевский С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)В США процедура банкротства застройщиков существенно отличается от правил банкротства застройщика в Российской Федерации. По мнению председателя федерального суда США по делам о банкротстве по округу Колорадо (в отставке) Сидни Брукс, "в США споры по банкротству застройщика не доходят до такого накала, как в России. В США редко вступает в игру конкурсный управляющий. Во многих делах, которые я рассматривал, проект просто продавался другому девелоперу, который принимал на себя обязательства достроить проект. Для меня такие покупатели не являются предпринимателями, отсюда проблема. Меня смущает, что в России дольщики оплачивают очень высокий первый взнос. Я понимаю, что они делают инвестиции. В США модель отличается - застройщики вносят максимум 10% окончательной цены. Поэтому проблема не разрастается до таких масштабов, как в России" <33>. Кроме того, Федеральное правительство США предоставляет налоговые льготы застройщикам, которые строят так называемое жилье с низким доходом. Эти кредиты администрируются уполномоченными государственными органами, и предпочтение отдается развитию жилищного строительства в районах, где проживает население с низким доходом <34>. Вместе с тем специалисты отмечают, что банкротство в сфере строительства США является особенно сложным из-за определенных особенностей, присущих как федеральному строительному законодательству, так и строительному законодательству отдельных штатов США. В частности, существуют два основных вопроса, возникающих в случае банкротства организаций в сфере строительства, а именно:
(Гаевский С.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 2)В США процедура банкротства застройщиков существенно отличается от правил банкротства застройщика в Российской Федерации. По мнению председателя федерального суда США по делам о банкротстве по округу Колорадо (в отставке) Сидни Брукс, "в США споры по банкротству застройщика не доходят до такого накала, как в России. В США редко вступает в игру конкурсный управляющий. Во многих делах, которые я рассматривал, проект просто продавался другому девелоперу, который принимал на себя обязательства достроить проект. Для меня такие покупатели не являются предпринимателями, отсюда проблема. Меня смущает, что в России дольщики оплачивают очень высокий первый взнос. Я понимаю, что они делают инвестиции. В США модель отличается - застройщики вносят максимум 10% окончательной цены. Поэтому проблема не разрастается до таких масштабов, как в России" <33>. Кроме того, Федеральное правительство США предоставляет налоговые льготы застройщикам, которые строят так называемое жилье с низким доходом. Эти кредиты администрируются уполномоченными государственными органами, и предпочтение отдается развитию жилищного строительства в районах, где проживает население с низким доходом <34>. Вместе с тем специалисты отмечают, что банкротство в сфере строительства США является особенно сложным из-за определенных особенностей, присущих как федеральному строительному законодательству, так и строительному законодательству отдельных штатов США. В частности, существуют два основных вопроса, возникающих в случае банкротства организаций в сфере строительства, а именно:
Вопрос: Об учете застройщиком в целях налога на прибыль доходов и расходов, полученных и произведенных по договорам участия в долевом строительстве.
(Письмо Минфина России от 07.04.2025 N 03-03-06/1/34058)Вопрос: Об учете застройщиком в целях налога на прибыль доходов и расходов, полученных и произведенных по договорам участия в долевом строительстве.
(Письмо Минфина России от 07.04.2025 N 03-03-06/1/34058)Вопрос: Об учете застройщиком в целях налога на прибыль доходов и расходов, полученных и произведенных по договорам участия в долевом строительстве.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС7.1. Должен ли застройщик, не являющийся подрядчиком, определять налоговую базу по НДС как посредник?
Статья: Застройщик на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы"
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Предоставленный участок сформирован в соответствии с проектом межевания - в этом случае уполномоченный орган не вправе отказать в выкупе земельного участка в любом случае. ЗК РФ исключает возможность формирования иного участка иначе как в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, поэтому реализация права на выкуп в данном случае возможна только на основании проекта межевания. Эта ситуация может быть как выгодна, так и невыгодна застройщику. Например, в его интересах оформить участок меньшей площади для снижения налоговых платежей, однако застройщик также связан положениями проекта межевания, поэтому он может выкупить земельный участок только полностью.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Предоставленный участок сформирован в соответствии с проектом межевания - в этом случае уполномоченный орган не вправе отказать в выкупе земельного участка в любом случае. ЗК РФ исключает возможность формирования иного участка иначе как в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, поэтому реализация права на выкуп в данном случае возможна только на основании проекта межевания. Эта ситуация может быть как выгодна, так и невыгодна застройщику. Например, в его интересах оформить участок меньшей площади для снижения налоговых платежей, однако застройщик также связан положениями проекта межевания, поэтому он может выкупить земельный участок только полностью.
Статья: Аренда с правом выкупа: terra incognita российской цивилистики
(Марасанов М.В., Гренадерский Р.Д.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Подходы к определению правовой природы аренды с правом выкупа в налоговом и гражданском праве существенно отличаются. Подход налогового права сложился под влиянием исторических обстоятельств: в 1970-х годах немецкие девелоперы активно использовали аренду с правом выкупа для экономии на налогах: вместо моментальной продажи вновь построенного объекта недвижимости они сдавали его в аренду, что позволяло воспользоваться преимуществами повышенной амортизации актива в начальный период <36>. В целях борьбы с недобросовестными практиками застройщиков налоговые органы стали квалифицировать аренду с правом выкупа как договор купли-продажи с отсрочкой платежа <37>.
(Марасанов М.В., Гренадерский Р.Д.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Подходы к определению правовой природы аренды с правом выкупа в налоговом и гражданском праве существенно отличаются. Подход налогового права сложился под влиянием исторических обстоятельств: в 1970-х годах немецкие девелоперы активно использовали аренду с правом выкупа для экономии на налогах: вместо моментальной продажи вновь построенного объекта недвижимости они сдавали его в аренду, что позволяло воспользоваться преимуществами повышенной амортизации актива в начальный период <36>. В целях борьбы с недобросовестными практиками застройщиков налоговые органы стали квалифицировать аренду с правом выкупа как договор купли-продажи с отсрочкой платежа <37>.