Налогообложение СОНКО
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение СОНКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" КоАП РФ"Положения статьи 4.1.2 КоАП РФ не применимы, поскольку заявитель не является ни субъектом малого и среднего предпринимательства, ни некоммерческой организацией, включенной по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, что усматривается из открытых сведений на официальных интернет-сайтах Федеральной налоговой службы и Министерства экономического развития Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры поддержки существуют для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)
(КонсультантПлюс, 2025)6. Поддержка СОНКО в области налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)6. Поддержка СОНКО в области налогообложения
Вопрос: Об учете расходов в виде безвозмездной передачи имущества (включая денежные средства) СОНКО в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 15.07.2025 N 03-03-06/1/68527)Вопрос: Об учете расходов в виде безвозмездной передачи имущества (включая денежные средства) СОНКО в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 15.07.2025 N 03-03-06/1/68527)Вопрос: Об учете расходов в виде безвозмездной передачи имущества (включая денежные средства) СОНКО в целях налога на прибыль.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
Статья: Конституционное право на социальное обеспечение в зеркале инструментальной юриспруденции
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Названная статья состоит из трех частей, первая из которых непосредственно провозглашает право каждого на социальное обеспечение. В ней названы адресат данного права, определенный с использованием формулировки "каждый", а также основные социальные риски, реализация которых обусловливает право на социальное обеспечение, причем их перечень не является исчерпывающим. В ч. 2 указаны основные виды социального обеспечения: государственные пенсии и социальные пособия. Части 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ содержат отсылку к закону, который должен закрепить перечень социальных рисков и видов социального обеспечения, направленных на компенсацию их неблагоприятных последствий. Тем самым, по существу, на законодателя возлагается обязанность установить систему социального обеспечения и урегулировать ее основные параметры. Что касается ч. 3 данной статьи, то она провозглашает поддержку и стимулирование государством развития дополнительных форм социального обеспечения, указывая на сложную структуру системы социального обеспечения, в которой наряду с исходящими от государства видами социальных предоставлений должны наличествовать те, которые имеют негосударственный характер. Субъектом, предоставляющим такое социальное обеспечение, выступает общество через соответствующие социальные институты (благотворительные фонды, страховые компании и т.п.) и механизмы (например, социальное партнерство). При этом в отношении таких видов социального обеспечения государство выполняет функцию поддержки и стимулирования (в частности, посредством налоговых льгот, а также содействия деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Названная статья состоит из трех частей, первая из которых непосредственно провозглашает право каждого на социальное обеспечение. В ней названы адресат данного права, определенный с использованием формулировки "каждый", а также основные социальные риски, реализация которых обусловливает право на социальное обеспечение, причем их перечень не является исчерпывающим. В ч. 2 указаны основные виды социального обеспечения: государственные пенсии и социальные пособия. Части 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ содержат отсылку к закону, который должен закрепить перечень социальных рисков и видов социального обеспечения, направленных на компенсацию их неблагоприятных последствий. Тем самым, по существу, на законодателя возлагается обязанность установить систему социального обеспечения и урегулировать ее основные параметры. Что касается ч. 3 данной статьи, то она провозглашает поддержку и стимулирование государством развития дополнительных форм социального обеспечения, указывая на сложную структуру системы социального обеспечения, в которой наряду с исходящими от государства видами социальных предоставлений должны наличествовать те, которые имеют негосударственный характер. Субъектом, предоставляющим такое социальное обеспечение, выступает общество через соответствующие социальные институты (благотворительные фонды, страховые компании и т.п.) и механизмы (например, социальное партнерство). При этом в отношении таких видов социального обеспечения государство выполняет функцию поддержки и стимулирования (в частности, посредством налоговых льгот, а также содействия деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций).
Вопрос: Об определении выручки от реализации для учета расходов в виде безвозмездно переданного имущества (включая денежные средства) СОНКО в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 26.03.2024 N 03-03-06/1/26878)Вопрос: Об определении выручки от реализации для учета расходов в виде безвозмездно переданного имущества (включая денежные средства) СОНКО в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 26.03.2024 N 03-03-06/1/26878)Вопрос: Об определении выручки от реализации для учета расходов в виде безвозмездно переданного имущества (включая денежные средства) СОНКО в целях налога на прибыль.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов в виде денежных средств, направляемых на нужды Вооруженных Сил Российской Федерации и специальной военной операции, сообщается, что согласно положениям пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы организации, связанные с безвозмездной передачей имущества (включая денежные средства) некоммерческой организации, включенной в реестр СОНКО, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль данной организации.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов в виде денежных средств, направляемых на нужды Вооруженных Сил Российской Федерации и специальной военной операции, сообщается, что согласно положениям пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы организации, связанные с безвозмездной передачей имущества (включая денежные средства) некоммерческой организации, включенной в реестр СОНКО, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль данной организации.
Вопрос: НКО "А" (УСН 6% с доходом в 2024 г. менее 60 млн руб.) передает в безвозмездное пользование СОНКО "Б" (УСН 6% с доходом в 2024 г. менее 60 млн руб.) нежилое помещение, которое СОНКО "Б" использует в уставной деятельности. Возникает ли у СОНКО "Б" налогооблагаемый доход? Обязана ли НКО "А" уплатить НДС?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: НКО "А" (УСН 6% с доходом в 2024 г. менее 60 млн руб.) передает в безвозмездное пользование СОНКО "Б" (УСН 6% с доходом в 2024 г. менее 60 млн руб.) нежилое помещение, которое СОНКО "Б" использует в уставной деятельности. Возникает ли у СОНКО "Б" налогооблагаемый доход? Обязана ли НКО "А" уплатить НДС?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Вопрос: НКО "А" (УСН 6% с доходом в 2024 г. менее 60 млн руб.) передает в безвозмездное пользование СОНКО "Б" (УСН 6% с доходом в 2024 г. менее 60 млн руб.) нежилое помещение, которое СОНКО "Б" использует в уставной деятельности. Возникает ли у СОНКО "Б" налогооблагаемый доход? Обязана ли НКО "А" уплатить НДС?
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)2.4.12. Из числа не учитываемых при определении
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)2.4.12. Из числа не учитываемых при определении
Статья: Страховые взносы - 2023: единый круг застрахованных, единый тариф, единая база... (комментарий к Законам от 14.07.2022 N 237-ФЗ, от 14.07.2022 N 239-ФЗ, от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)- применяющие упрощенную систему налогообложения социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) и благотворительные организации. По тарифу 7,6% они смогут уплачивать взносы только в 2023 и 2024 гг. А в 2022 г. они применяли совокупный пониженный тариф 20% <11>;
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)- применяющие упрощенную систему налогообложения социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) и благотворительные организации. По тарифу 7,6% они смогут уплачивать взносы только в 2023 и 2024 гг. А в 2022 г. они применяли совокупный пониженный тариф 20% <11>;
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Данные положения не распространялись на субсидии, полученные субъектами МСП и социально ориентированными НКО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 на мероприятия по профилактике коронавируса (Письмо Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953, Информация ФНС России). Однако для целей налогообложения прибыли субъекты СОНКО могут не учитывать такие субсидии в доходах, если соблюден ряд условий (Письмо Минфина России от 01.04.2021 N 03-03-06/3/23792).
(КонсультантПлюс, 2025)Данные положения не распространялись на субсидии, полученные субъектами МСП и социально ориентированными НКО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 на мероприятия по профилактике коронавируса (Письмо Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953, Информация ФНС России). Однако для целей налогообложения прибыли субъекты СОНКО могут не учитывать такие субсидии в доходах, если соблюден ряд условий (Письмо Минфина России от 01.04.2021 N 03-03-06/3/23792).
Готовое решение: Как учитываются безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Исключение не затрагивает расходы на доставку такого имущества некоммерческой организации, включенной в реестр СОНКО. В целях налогообложения прибыли они не учитываются (Письмо Минфина России от 01.06.2023 N 03-03-06/1/50313).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Исключение не затрагивает расходы на доставку такого имущества некоммерческой организации, включенной в реестр СОНКО. В целях налогообложения прибыли они не учитываются (Письмо Минфина России от 01.06.2023 N 03-03-06/1/50313).
Готовое решение: Как организации начисляют и уплачивают транспортный налог в Московской области
(КонсультантПлюс, 2025)освобождение от уплаты налога по всем ТС за налоговые периоды 2023 - 2025 гг. Льгота предоставляется СОНКО, которые включены в реестр СОНКО, и являются получателями определенных грантов (субсидий), либо исполнителями общественно полезных услуг, либо поставщиками социальных услуг. Льгота предоставляется, если они ведут на территории МО деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, а также осуществляют виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях. Льгота действует, если высвобожденные средства направлены на социальную защиту работников по п. 11 ст. 4 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ, а также на цели согласно учредительным документам (ст. 26.30.1 этого Закона);
(КонсультантПлюс, 2025)освобождение от уплаты налога по всем ТС за налоговые периоды 2023 - 2025 гг. Льгота предоставляется СОНКО, которые включены в реестр СОНКО, и являются получателями определенных грантов (субсидий), либо исполнителями общественно полезных услуг, либо поставщиками социальных услуг. Льгота предоставляется, если они ведут на территории МО деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, а также осуществляют виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях. Льгота действует, если высвобожденные средства направлены на социальную защиту работников по п. 11 ст. 4 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ, а также на цели согласно учредительным документам (ст. 26.30.1 этого Закона);