Налогообложение рента
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение рента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 342.8 "Порядок определения и применения рентного коэффициента КРЕНТА" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием об отмене решения инспекции о доначислении НДПИ, утверждая, что добываемый им известняк используется в строительной индустрии и должен облагаться налогом с рентным коэффициентом в размере 1 (подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ). По мнению общества, инспекция неправомерно классифицировала добытый известняк как карбонатное сырье для химической промышленности, применив рентный коэффициент 3,5 (подп. 6 п. 2 ст. 337 НК РФ). Общество указывало, что в ходе ранее проведенных налоговых проверок факт добычи им вменяемого полезного ископаемого установлен не был, общество фактически осуществляет добычу известняка, используемого преимущественно в строительной индустрии, что подтверждается лицензией, техническим проектом разработки месторождения, техническими условиями, стандартами организации и сертификатами соответствия на выпускаемую продукцию. Инспекция настаивала, что классификацию добытого полезного ископаемого надлежит определять на основании: сведений, содержащихся в лицензии на разработку месторождения; используемой технологии производства; сведений государственного баланса запасов. Суд признал доначисление правомерным, указав, что добываемый известняк соответствует характеристикам, указанным в подп. 6 п. 2 ст. 337 НК РФ, а последующая реализация добытого полезного ископаемого вне сферы химической промышленности не изменяет первоначально оцененных химических и иных свойств полезного ископаемого для целей налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием об отмене решения инспекции о доначислении НДПИ, утверждая, что добываемый им известняк используется в строительной индустрии и должен облагаться налогом с рентным коэффициентом в размере 1 (подп. 10 п. 2 ст. 337 НК РФ). По мнению общества, инспекция неправомерно классифицировала добытый известняк как карбонатное сырье для химической промышленности, применив рентный коэффициент 3,5 (подп. 6 п. 2 ст. 337 НК РФ). Общество указывало, что в ходе ранее проведенных налоговых проверок факт добычи им вменяемого полезного ископаемого установлен не был, общество фактически осуществляет добычу известняка, используемого преимущественно в строительной индустрии, что подтверждается лицензией, техническим проектом разработки месторождения, техническими условиями, стандартами организации и сертификатами соответствия на выпускаемую продукцию. Инспекция настаивала, что классификацию добытого полезного ископаемого надлежит определять на основании: сведений, содержащихся в лицензии на разработку месторождения; используемой технологии производства; сведений государственного баланса запасов. Суд признал доначисление правомерным, указав, что добываемый известняк соответствует характеристикам, указанным в подп. 6 п. 2 ст. 337 НК РФ, а последующая реализация добытого полезного ископаемого вне сферы химической промышленности не изменяет первоначально оцененных химических и иных свойств полезного ископаемого для целей налогообложения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество добывало золото и металлы платиновой группы из россыпных месторождений. Согласно техническому проекту на разработку месторождения полезным ископаемым является шлиховая платина, конечным товарным продуктом являются химически чистые драгоценные металлы, извлеченные на аффинажном заводе, в состав добываемого продукта (концентрата), который поставляется на аффинаж, входят золото, а также платина, иридий, палладий, родий. Рассчитав с учетом расходов на аффинаж стоимость единицы добытого полезного ископаемого (по каждому из видов химически чистых драгоценных металлов), общество исчислило НДПИ по ставке 6 процентов в отношении налоговой базы, определенной по золоту, и по ставке 6,5 процента в отношении налоговой базы, определенной по металлам платиновой группы, с применением к общей налоговой базе рентного коэффициента Крента, равного 1. Налоговый орган доначислил НДПИ, указав на необходимость применять рентный коэффициент Крента, равный 3,5 в отношении налоговой базы, исчисленной по металлам платиновой группы (за исключением золота). Суды трех инстанций поддержали выводы налогового органа, приняв во внимание, что доля золота в добытом полезном ископаемом составляет 0,0055, доля платины - 0,721. Верховный Суд РФ признал доначисление НДПИ неправомерным, указав, что любое содержание золота в концентрате (ином полупродукте) позволяет применять при исчислении НДПИ коэффициент Крента, равный 1. Законодатель определил условия налогообложения лиц, осуществляющих добычу концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, предусмотрев для данной категории плательщиков НДПИ применение налоговой ставки 6 процентов (п. 2 ст. 342 НК РФ), а также исключив для них применение рентного коэффициента, имеющего корректирующее значение, в размере 3,5 (ст. 342.8 НК РФ). Ограничений по применению рентного коэффициента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом, а именно в полупродуктах, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемых по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, в том числе лигатурном золоте и (или) концентрате, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Решение вопроса о подлежащих применению значениях рентного коэффициента в зависимости от того, является ли содержание золота в концентрате значительным в сравнении с содержанием иных драгоценных металлов у каждого конкретного недропользователя, в любом случае не может быть поставлено в зависимость от усмотрения налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество добывало золото и металлы платиновой группы из россыпных месторождений. Согласно техническому проекту на разработку месторождения полезным ископаемым является шлиховая платина, конечным товарным продуктом являются химически чистые драгоценные металлы, извлеченные на аффинажном заводе, в состав добываемого продукта (концентрата), который поставляется на аффинаж, входят золото, а также платина, иридий, палладий, родий. Рассчитав с учетом расходов на аффинаж стоимость единицы добытого полезного ископаемого (по каждому из видов химически чистых драгоценных металлов), общество исчислило НДПИ по ставке 6 процентов в отношении налоговой базы, определенной по золоту, и по ставке 6,5 процента в отношении налоговой базы, определенной по металлам платиновой группы, с применением к общей налоговой базе рентного коэффициента Крента, равного 1. Налоговый орган доначислил НДПИ, указав на необходимость применять рентный коэффициент Крента, равный 3,5 в отношении налоговой базы, исчисленной по металлам платиновой группы (за исключением золота). Суды трех инстанций поддержали выводы налогового органа, приняв во внимание, что доля золота в добытом полезном ископаемом составляет 0,0055, доля платины - 0,721. Верховный Суд РФ признал доначисление НДПИ неправомерным, указав, что любое содержание золота в концентрате (ином полупродукте) позволяет применять при исчислении НДПИ коэффициент Крента, равный 1. Законодатель определил условия налогообложения лиц, осуществляющих добычу концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, предусмотрев для данной категории плательщиков НДПИ применение налоговой ставки 6 процентов (п. 2 ст. 342 НК РФ), а также исключив для них применение рентного коэффициента, имеющего корректирующее значение, в размере 3,5 (ст. 342.8 НК РФ). Ограничений по применению рентного коэффициента в размере 1 в зависимости от доли содержания золота, серебра и (или) иных драгоценных металлов в добытом полезном ископаемом, а именно в полупродуктах, содержащих в себе один или несколько драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемых по завершении комплекса операций по добыче драгоценных металлов, в том числе лигатурном золоте и (или) концентрате, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Решение вопроса о подлежащих применению значениях рентного коэффициента в зависимости от того, является ли содержание золота в концентрате значительным в сравнении с содержанием иных драгоценных металлов у каждого конкретного недропользователя, в любом случае не может быть поставлено в зависимость от усмотрения налогового органа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)2.9.1. При налогообложении концентратов
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)2.9.1. При налогообложении концентратов
Статья: Концепция налога как правовой формы возложения обязанности: генезис идеи
(Журавлева О.О.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<24> В том числе при исследовании с позиций права фискальных сборов, парафискалитетов, самообложения, налога на добавленную стоимость, акцизов, платежей за землю, налога на доходы физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых. См., напр.: Баценков Н.Н. Правовая природа налога на добавленную стоимость // Налоги. 2014. N 6. С. 3 - 6 (СПС "КонсультантПлюс"); Корнев А.Д. Признаки фискальных сборов и парафискалитетов // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 7. С. 29; Журавлева О.О. Правовая природа самообложения // Финансовое право. 2012. N 10. С. 2, 4; Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (постатейный) / О.А. Акопян, О.В. Веремеева, Н.С. Воробьев [и др.]; под общ. ред. Ю.В. Воронина; отв. ред. Н.А. Поветкина. М., 2022. С. 89; Моисеенко М.А. Правовые проблемы налогообложения природной ренты // Финансовое право. 2012. N 1. С. 25.
(Журавлева О.О.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<24> В том числе при исследовании с позиций права фискальных сборов, парафискалитетов, самообложения, налога на добавленную стоимость, акцизов, платежей за землю, налога на доходы физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых. См., напр.: Баценков Н.Н. Правовая природа налога на добавленную стоимость // Налоги. 2014. N 6. С. 3 - 6 (СПС "КонсультантПлюс"); Корнев А.Д. Признаки фискальных сборов и парафискалитетов // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 7. С. 29; Журавлева О.О. Правовая природа самообложения // Финансовое право. 2012. N 10. С. 2, 4; Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" (постатейный) / О.А. Акопян, О.В. Веремеева, Н.С. Воробьев [и др.]; под общ. ред. Ю.В. Воронина; отв. ред. Н.А. Поветкина. М., 2022. С. 89; Моисеенко М.А. Правовые проблемы налогообложения природной ренты // Финансовое право. 2012. N 1. С. 25.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых, угля коксующегося, железных руд, апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд, многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде) - по нормативу 40 процентов;
(ред. от 31.07.2025)налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых, угля коксующегося, железных руд, апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд, многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде) - по нормативу 40 процентов;
Готовое решение: Какие КБК установлены для налогов, страховых взносов, сборов, пеней и штрафов по ним
(КонсультантПлюс, 2025)182 1 07 01080 01 1000 110 - при добыче ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1 (за некоторыми исключениями);
(КонсультантПлюс, 2025)182 1 07 01080 01 1000 110 - при добыче ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1 (за некоторыми исключениями);
Ситуация: Как облагаются НДФЛ выплаты по договору ренты с пожизненным содержанием?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении единовременной денежной выплаты по договору ренты вы должны самостоятельно рассчитать НДФЛ, если соответствующий объект недвижимости находился в вашей собственности менее установленного минимального срока. В части ежемесячно получаемой денежной ренты порядок налогообложения зависит от статуса плательщика ренты.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении единовременной денежной выплаты по договору ренты вы должны самостоятельно рассчитать НДФЛ, если соответствующий объект недвижимости находился в вашей собственности менее установленного минимального срока. В части ежемесячно получаемой денежной ренты порядок налогообложения зависит от статуса плательщика ренты.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проблема понятия и природы рентных налогов (платежей) пока еще недостаточно разработана ни в законодательстве, ни в правовой науке. Между тем данные платежи, представляющие собой обязательные взносы за пользование природными ресурсами, принадлежащими государству, чрезвычайно важны для национальных бюджетов. Для большинства отраслей российского законодательства, регулирующих пользование определенными природными ресурсами, характерно, что система платежей за пользование соответствующими природными объектами строится по достаточно сложной схеме. В общем плане возможно использование для регулирования во многом сходных отношений по оплате природопользования двух различных правовых режимов: налогового и договорного <63>. Анализируя конкретные положения законодательства, можно прийти к выводу о том, что рентные налоги, обладая всеми признаками налогов, имеют свою специфику, которая проявляется в особом содержании некоторых из названных признаков. В частности, уплата рентного налога взаимосвязана с пользованием плательщиком определенными государственными природными объектами. В связи с этим рентный налог не может быть признан в полной мере индивидуально безвозмездным, хотя стоимость получаемых благ от природопользования совершенно необязательно должна быть эквивалентна размеру рентного налога. Напротив, плательщик должен располагать возможностью получить определенный доход в процессе природопользования. Исходя из указанной специфики рентных налогов, применительно к ним принципы всеобщности и соразмерности могут проявляться иначе, чем это имеет место в иных случаях. Например, принцип соразмерности обязывает учитывать при установлении налога размер выгоды плательщика, получаемой в процессе природопользования (когда он может быть исчислен). Принимая во внимание изложенное, можно сформулировать следующее определение: рентный налог - это налог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству. Таким образом, рентный налог имеет значительное сходство со сборами. Однако уплата сбора связана не с пользованием какими-либо объектами материального мира, а с активными юридически значимыми действиями или иной деятельностью государства и уполномоченных им субъектов. В настоящее время к числу рентных налогов в Российской Федерации можно отнести НДПИ (гл. 26 НК РФ) и водный налог (гл. 25.2 НК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Проблема понятия и природы рентных налогов (платежей) пока еще недостаточно разработана ни в законодательстве, ни в правовой науке. Между тем данные платежи, представляющие собой обязательные взносы за пользование природными ресурсами, принадлежащими государству, чрезвычайно важны для национальных бюджетов. Для большинства отраслей российского законодательства, регулирующих пользование определенными природными ресурсами, характерно, что система платежей за пользование соответствующими природными объектами строится по достаточно сложной схеме. В общем плане возможно использование для регулирования во многом сходных отношений по оплате природопользования двух различных правовых режимов: налогового и договорного <63>. Анализируя конкретные положения законодательства, можно прийти к выводу о том, что рентные налоги, обладая всеми признаками налогов, имеют свою специфику, которая проявляется в особом содержании некоторых из названных признаков. В частности, уплата рентного налога взаимосвязана с пользованием плательщиком определенными государственными природными объектами. В связи с этим рентный налог не может быть признан в полной мере индивидуально безвозмездным, хотя стоимость получаемых благ от природопользования совершенно необязательно должна быть эквивалентна размеру рентного налога. Напротив, плательщик должен располагать возможностью получить определенный доход в процессе природопользования. Исходя из указанной специфики рентных налогов, применительно к ним принципы всеобщности и соразмерности могут проявляться иначе, чем это имеет место в иных случаях. Например, принцип соразмерности обязывает учитывать при установлении налога размер выгоды плательщика, получаемой в процессе природопользования (когда он может быть исчислен). Принимая во внимание изложенное, можно сформулировать следующее определение: рентный налог - это налог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству. Таким образом, рентный налог имеет значительное сходство со сборами. Однако уплата сбора связана не с пользованием какими-либо объектами материального мира, а с активными юридически значимыми действиями или иной деятельностью государства и уполномоченных им субъектов. В настоящее время к числу рентных налогов в Российской Федерации можно отнести НДПИ (гл. 26 НК РФ) и водный налог (гл. 25.2 НК РФ).
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Понятие "экологизация налоговой системы" в российской теории строится в соответствии с представлениями Б. Боске, который определил его как проведение экологических реформ в налогообложении через обложение ренты, получаемой за право использования природных ресурсов, и через обложение загрязнения окружающей среды <2>. В соответствии с таким подходом экологизация налоговой системы зачастую трактуется современными российскими исследователями, например С.Ю. Гуровой [7], М.А. Гурьевой [8], Н.В. Кручининой <3>, Л.А. Мочаловой, Д.А. Гриненко и другими как:
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Понятие "экологизация налоговой системы" в российской теории строится в соответствии с представлениями Б. Боске, который определил его как проведение экологических реформ в налогообложении через обложение ренты, получаемой за право использования природных ресурсов, и через обложение загрязнения окружающей среды <2>. В соответствии с таким подходом экологизация налоговой системы зачастую трактуется современными российскими исследователями, например С.Ю. Гуровой [7], М.А. Гурьевой [8], Н.В. Кручининой <3>, Л.А. Мочаловой, Д.А. Гриненко и другими как:
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Учитываемые в модели корректировки строились на ряде допущений, для количественного наполнения которых необходимы дополнительные доказательства. Но по мере вовлечения большего количества рыночной информации в полученную модель она может уточняться, чтобы учесть характеристики землепользования конкретных добывающих отраслей и исключить дублирование в земельной ренте налогов на использование недр и обязательных экологических платежей.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Учитываемые в модели корректировки строились на ряде допущений, для количественного наполнения которых необходимы дополнительные доказательства. Но по мере вовлечения большего количества рыночной информации в полученную модель она может уточняться, чтобы учесть характеристики землепользования конкретных добывающих отраслей и исключить дублирование в земельной ренте налогов на использование недр и обязательных экологических платежей.
Статья: Основные начала налогового права зарубежных стран: по мотивам трудов профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)3. "Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Налог на ренту с земли или домов, уплачиваемый в тот именно срок, когда обычно уплачиваются эти ренты, взимается как раз в то время, когда плательщику, по-видимому, удобнее всего внести его или когда у него скорее всего будут на руках деньги для уплаты".
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)3. "Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Налог на ренту с земли или домов, уплачиваемый в тот именно срок, когда обычно уплачиваются эти ренты, взимается как раз в то время, когда плательщику, по-видимому, удобнее всего внести его или когда у него скорее всего будут на руках деньги для уплаты".
Статья: Правовые позиции судов по вопросам налогообложения
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)Посредством взимания НДПИ производится налогообложение ресурсной ренты - дохода, который может быть извлечен плательщиком из добычи полезных ископаемых, т.е. за счет эксплуатации природных ресурсов.
(Рыбаков С.В.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 6)Посредством взимания НДПИ производится налогообложение ресурсной ренты - дохода, который может быть извлечен плательщиком из добычи полезных ископаемых, т.е. за счет эксплуатации природных ресурсов.