Налогообложение некоммерческих фондов
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение некоммерческих фондов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Масштабные поправки в Налоговый кодекс РФ: что нового?
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В Налоговый кодекс РФ вошли новые положения, регулирующие некоторые аспекты налогообложения некоммерческих организаций - личных фондов и операций с их участием.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В Налоговый кодекс РФ вошли новые положения, регулирующие некоторые аспекты налогообложения некоммерческих организаций - личных фондов и операций с их участием.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)При этом отметим, что с 2024 года Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ п. 2 ст. 146 НК РФ дополнен подпунктом 24, согласно которому не признается объектом налогообложения передача некоммерческой организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ личным фондом или международным личным фондом, в соответствии с утвержденными ее учредителем условиями управления имущества (имущественных прав) выгодоприобретателям - физическим лицам и (или) отдельным категориям лиц из неопределенного круга физических лиц.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)При этом отметим, что с 2024 года Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ п. 2 ст. 146 НК РФ дополнен подпунктом 24, согласно которому не признается объектом налогообложения передача некоммерческой организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ личным фондом или международным личным фондом, в соответствии с утвержденными ее учредителем условиями управления имущества (имущественных прав) выгодоприобретателям - физическим лицам и (или) отдельным категориям лиц из неопределенного круга физических лиц.
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.1. На период за апрель, май, июнь 2020 г. (за II квартал 2020 г.) для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр МСП организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)7.2.1. На период за апрель, май, июнь 2020 г. (за II квартал 2020 г.) для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей и включенных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр МСП организаций, осуществляющих деятельность в пострадавших отраслях российской экономики, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 г. являются получателями грантов Президента РФ (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Вопрос: Об отчетном (налоговом) периоде, в котором применяется инвестиционный вычет по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям культуры и некоммерческим организациям (фондам).
(Письмо Минфина России от 21.08.2023 N 03-03-06/1/78882)Вопрос: Об отчетном (налоговом) периоде, в котором применяется инвестиционный вычет по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям культуры и некоммерческим организациям (фондам).
(Письмо Минфина России от 21.08.2023 N 03-03-06/1/78882)Вопрос: Об отчетном (налоговом) периоде, в котором применяется инвестиционный вычет по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям культуры и некоммерческим организациям (фондам).
Статья: Правовые проблемы создания и функционирования наследственных фондов в России
(Цокур Е.Ф.)
("Наследственное право", 2023, N 3)Некоторые вопросы могут возникнуть в сфере налогообложения деятельности наследственного фонда, например, в странах Западной Европы аналогом российских наследственных фондов выступают трасты, преимуществом которых является их безналоговый статус. В России наследственный фонд определен как некоммерческая унитарная организация (НКО), поэтому можно предположить, что к наследственным фондам будет применен общий режим налогообложения НКО, которые не платят налог на прибыль от уставной некоммерческой деятельности. Однако наследственные фонды занимаются не только некоммерческой деятельностью, они управляют имуществом, бизнесом, приумножая активы в пользу выгодоприобретателей. Значит ли это, что наследственный фонд должен будет заплатить налог на прибыль, если он инвестирует средства и получает доход? В перспективе необходимо наделить наследственные фонды самостоятельной организационно-правовой формой, а на данный момент в п. 1 ст. 123.20-8 ГК РФ внести дополнение следующего характера: "Наследственный фонд - это организация, которая создается на основании завещания для управления имуществом наследодателя в интересах третьих лиц, преследующая социальные, общественно полезные и частные цели".
(Цокур Е.Ф.)
("Наследственное право", 2023, N 3)Некоторые вопросы могут возникнуть в сфере налогообложения деятельности наследственного фонда, например, в странах Западной Европы аналогом российских наследственных фондов выступают трасты, преимуществом которых является их безналоговый статус. В России наследственный фонд определен как некоммерческая унитарная организация (НКО), поэтому можно предположить, что к наследственным фондам будет применен общий режим налогообложения НКО, которые не платят налог на прибыль от уставной некоммерческой деятельности. Однако наследственные фонды занимаются не только некоммерческой деятельностью, они управляют имуществом, бизнесом, приумножая активы в пользу выгодоприобретателей. Значит ли это, что наследственный фонд должен будет заплатить налог на прибыль, если он инвестирует средства и получает доход? В перспективе необходимо наделить наследственные фонды самостоятельной организационно-правовой формой, а на данный момент в п. 1 ст. 123.20-8 ГК РФ внести дополнение следующего характера: "Наследственный фонд - это организация, которая создается на основании завещания для управления имуществом наследодателя в интересах третьих лиц, преследующая социальные, общественно полезные и частные цели".
Вопрос: О налоге на прибыль при безвозмездной передаче имущества личному фонду.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-03-07/51824)В свою очередь, подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса применительно к личным фондам как некоммерческим организациям к целевым поступлениям на их содержание и ведение ими уставной деятельности, освобождаемым от обложения налогом на прибыль организаций, относит целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
(Письмо Минфина России от 27.05.2025 N 03-03-07/51824)В свою очередь, подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса применительно к личным фондам как некоммерческим организациям к целевым поступлениям на их содержание и ведение ими уставной деятельности, освобождаемым от обложения налогом на прибыль организаций, относит целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Вопрос: Об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности личных фондов и учете личными фондами целевых поступлений в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 18.12.2024 N 07-02-11/127961)По заключению Департамента налоговой политики, в соответствии со статьей 123.20-4 Гражданского кодекса Российской Федерации личный фонд является некоммерческой организацией. В этой связи в целях налогообложения прибыли личным фондом применяется порядок, установленный положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для некоммерческих организаций. Так, налогообложение доходов и расходов некоммерческой организации осуществляется с учетом их принадлежности к средствам целевых поступлений или полученным (осуществленным) в рамках предпринимательской деятельности. В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
(Письмо Минфина России от 18.12.2024 N 07-02-11/127961)По заключению Департамента налоговой политики, в соответствии со статьей 123.20-4 Гражданского кодекса Российской Федерации личный фонд является некоммерческой организацией. В этой связи в целях налогообложения прибыли личным фондом применяется порядок, установленный положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для некоммерческих организаций. Так, налогообложение доходов и расходов некоммерческой организации осуществляется с учетом их принадлежности к средствам целевых поступлений или полученным (осуществленным) в рамках предпринимательской деятельности. В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?
Вопрос: О налоге на прибыль и налоге при УСН в случае передачи имущества в личный фонд.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-03-07/42791)Подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применительно к личным фондам как некоммерческим организациям к целевым поступлениям на их содержание и ведение ими уставной деятельности, освобождаемым от обложения налогом на прибыль организаций, относит осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-03-07/42791)Подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применительно к личным фондам как некоммерческим организациям к целевым поступлениям на их содержание и ведение ими уставной деятельности, освобождаемым от обложения налогом на прибыль организаций, относит осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров.
Вопрос: О налоге на прибыль при получении личными фондами целевых поступлений.
(Письмо Минфина России от 16.10.2024 N 03-03-07/100387)В соответствии со статьей 123.20-4 Гражданского кодекса Российской Федерации личный фонд является некоммерческой организацией, в этой связи в целях налогообложения прибыли личным фондом применяется порядок, установленный положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для некоммерческих организаций.
(Письмо Минфина России от 16.10.2024 N 03-03-07/100387)В соответствии со статьей 123.20-4 Гражданского кодекса Российской Федерации личный фонд является некоммерческой организацией, в этой связи в целях налогообложения прибыли личным фондом применяется порядок, установленный положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для некоммерческих организаций.
Вопрос: О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам).
(Письмо Минфина России от 12.07.2023 N 03-03-06/1/65139)Вопрос: О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам).
(Письмо Минфина России от 12.07.2023 N 03-03-06/1/65139)Вопрос: О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении расходов на пожертвования учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, и некоммерческим организациям (фондам).
Вопрос: Об учете личными фондами целевых безвозмездных поступлений на содержание и ведение уставной деятельности и убытков в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 04.06.2024 N 03-03-07/51462)Поскольку личный фонд является некоммерческой организацией, то в целях налогообложения прибыли применяется порядок, установленный положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для некоммерческих организаций. Так, налогообложение доходов и расходов некоммерческой организации осуществляется с учетом их принадлежности к средствам целевого финансирования, или целевым поступлениям, или полученным (осуществленным) в рамках предпринимательской деятельности.
(Письмо Минфина России от 04.06.2024 N 03-03-07/51462)Поскольку личный фонд является некоммерческой организацией, то в целях налогообложения прибыли применяется порядок, установленный положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для некоммерческих организаций. Так, налогообложение доходов и расходов некоммерческой организации осуществляется с учетом их принадлежности к средствам целевого финансирования, или целевым поступлениям, или полученным (осуществленным) в рамках предпринимательской деятельности.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)АО "Актив" безвозмездно получило от некоммерческой организации "Фонд-М" оборудование. По данным налогового учета "Фонда-М", остаточная стоимость оборудования - 4 500 000 руб. "Актив" потратил на доставку, установку и наладку оборудования 200 000 руб. Первоначальная стоимость оборудования в налоговом учете составит 4 700 000 руб. (4 500 000 + 200 000).
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)АО "Актив" безвозмездно получило от некоммерческой организации "Фонд-М" оборудование. По данным налогового учета "Фонда-М", остаточная стоимость оборудования - 4 500 000 руб. "Актив" потратил на доставку, установку и наладку оборудования 200 000 руб. Первоначальная стоимость оборудования в налоговом учете составит 4 700 000 руб. (4 500 000 + 200 000).