Налогообложение дара и пожертвования

Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение дара и пожертвования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Налоговое стимулирование фондов целевого капитала (эндаумент-фондов) государственных учреждений культуры: российский и зарубежный опыт
(Покачалова Е.В., Еремина Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)
Государственные учреждения культуры принимают непосредственное участие в обеспечении реализации различных направлений социальной, культурной, а также правовой политики в Российской Федерации (далее также - РФ). При этом в рамках последней особое значение приобретает такой ее вид, как финансово-правовая политика. Это обусловливает необходимость установления особого подхода к формированию финансово-правовой <1> и, в частности, налогово-правовой политики как основы публичного финансово-правового регулирования деятельности учреждений. В соответствии со ст. 46 Основ законодательства о культуре <2> право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается. В силу этого привлечение внебюджетных источников финансирования учреждений культуры возможно посредством осуществления приносящей доход деятельности, а также путем привлечения дополнительных средств с использованием добровольных методов формирования децентрализованных фондов денежных средств <3>. Особое место среди названных источников занимают фонды целевого капитала, которые являются одной из форм благотворительности и используются для создания постоянных источников финансирования.

Нормативные акты

Приказ Росстата от 31.07.2023 N 362
(ред. от 18.01.2024)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами"
Пожертвованием согласно статье 582 Гражданского кодекса Российской Федерации признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2011 N 879-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Котовой Евгении Викторовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации"
Федеральное законодательство не ограничивает права организаций науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения получать благотворительную помощь от плательщиков налога на доходы физических лиц и не ставит возможность ее получения в зависимость от бюджетного финансирования благополучателя. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" признает благотворителями лиц, осуществляющих в установленных формах благотворительные пожертвования (статья 5). Положения статьи 582 ГК Российской Федерации, определяя пожертвование как дарение вещи или права в общеполезных целях, допускают его совершение в пользу лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других подобных учреждений, благотворительных, научных и образовательных учреждений, фондов, музеев, иных учреждений культуры, общественных и религиозных организаций, прочих некоммерческих организаций, при том что принятие пожертвования не требует чьего-либо разрешения или согласия. Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относит добровольные имущественные взносы и пожертвования к источникам формирования имущества некоммерческой организации и допускает установление ограничений на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов только законами. Согласно статье 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается, а в силу пункта 8 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать в установленном законодательством порядке дополнительные средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц.