Налогообложение АНО
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение АНО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: АНО на УСН (НДС 5%) получила от коммерческой организации по договору дарения стройматериалы, которые были использованы для строительства спортивных сооружений. Какое налогообложение возникает у АНО при передаче данных сооружений госучреждению в безвозмездное пользование?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: АНО на УСН (НДС 5%), основным видом деятельности которой является предоставление услуг в сфере занятий физкультурой и спортом, получила от коммерческой организации по договору дарения стройматериалы, которые были использованы для строительства спортивных сооружений. Какое налогообложение возникает у АНО при передаче данных сооружений госучреждению в безвозмездное пользование?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: АНО на УСН (НДС 5%), основным видом деятельности которой является предоставление услуг в сфере занятий физкультурой и спортом, получила от коммерческой организации по договору дарения стройматериалы, которые были использованы для строительства спортивных сооружений. Какое налогообложение возникает у АНО при передаче данных сооружений госучреждению в безвозмездное пользование?
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)При заключении вышеуказанных договоров и иных аналогичных договоров у АНО в налоговом периоде была получена чистая прибыль.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)При заключении вышеуказанных договоров и иных аналогичных договоров у АНО в налоговом периоде была получена чистая прибыль.
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12.1 "Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, представитель работников необоснованно обратился с заявлением об установлении платы представителю трудового коллектива - директору автономной некоммерческой организации.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, представитель работников необоснованно обратился с заявлением об установлении платы представителю трудового коллектива - директору автономной некоммерческой организации.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 104 "Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины" КАС РФАнализ положений части 5 статьи 40 и части 1 статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", не позволяет утверждать, что АНО Экологический центр "Зеленая метка" освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с такого рода требованиями в суд.
Нормативные акты
"Тематический обзор Верховного Суда Российской Федерации N 4/2026. О рассмотрении арбитражными судами споров, связанных с налогообложением имущества организаций"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.04.2026 N 6А/2026)Налоговым органом по результатам проведенной проверки принято решение о доначислении хозяйственному обществу недоимки по налогу на имущество организаций соответствующих сумм пени и штрафа в связи с необоснованным исключением из расчета налога недвижимого имущества (нежилых помещений), которое в спорный период было передано автономной некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность (институт).
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.04.2026 N 6А/2026)Налоговым органом по результатам проведенной проверки принято решение о доначислении хозяйственному обществу недоимки по налогу на имущество организаций соответствующих сумм пени и штрафа в связи с необоснованным исключением из расчета налога недвижимого имущества (нежилых помещений), которое в спорный период было передано автономной некоммерческой организации, осуществляющей образовательную деятельность (институт).
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Также не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) на безвозмездной основе автономной некоммерческой организацией по эксплуатации и ремонту указанного выше движимого и недвижимого имущества.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Также не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) на безвозмездной основе автономной некоммерческой организацией по эксплуатации и ремонту указанного выше движимого и недвижимого имущества.
Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов НКО, применяющей УСН и осуществляющей деятельность в области массового спорта, образования в области спорта.
(Письмо Минфина России от 19.03.2025 N 03-15-05/27264)Департамент налоговой политики рассмотрел обращения АНО (от 20.02.2025), поступившие в Минфин России 21.02.2025 на официальный сайт, письмом от 24.02.2025 и письмом от 03.03.2025, и в части своей компетенции по вопросам применения пониженных тарифов страховых взносов некоммерческой организацией на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности которой является "Деятельность спортивных клубов" (код ОКВЭД 2 - 93.12), а дополнительными - "Образование в области спорта и отдыха" (код ОКВЭД - 85.41.1), "Деятельность спортивных объектов" (код ОКВЭД - 93.11), "Деятельность фитнес-центров" (код ОКВЭД - 93.13), и распространения применения пониженных тарифов страховых взносов на некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность в области профессионального спорта, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 19.03.2025 N 03-15-05/27264)Департамент налоговой политики рассмотрел обращения АНО (от 20.02.2025), поступившие в Минфин России 21.02.2025 на официальный сайт, письмом от 24.02.2025 и письмом от 03.03.2025, и в части своей компетенции по вопросам применения пониженных тарифов страховых взносов некоммерческой организацией на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности которой является "Деятельность спортивных клубов" (код ОКВЭД 2 - 93.12), а дополнительными - "Образование в области спорта и отдыха" (код ОКВЭД - 85.41.1), "Деятельность спортивных объектов" (код ОКВЭД - 93.11), "Деятельность фитнес-центров" (код ОКВЭД - 93.13), и распространения применения пониженных тарифов страховых взносов на некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность в области профессионального спорта, сообщает следующее.
Вопрос: Об учете доходов в виде субсидий, полученных автономной некоммерческой IT-организацией, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов и налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 03-15-05/67172)Вопрос: Об учете доходов в виде субсидий, полученных автономной некоммерческой IT-организацией, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов и налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 18.07.2024 N 03-15-05/67172)Вопрос: Об учете доходов в виде субсидий, полученных автономной некоммерческой IT-организацией, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов и налога на прибыль.
Последние изменения: Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездной передачи и получения имущества (услуг)
(КонсультантПлюс, 2026)безвозмездная передача движимого имущества, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества некоммерческой организацией, признаваемой благотворительным фондом или автономной некоммерческой организацией. Такое имущество должно быть передано образовательной НКО, которая безвозмездно оказывает детям лицензированные услуги в сфере образования. Основное условие: облагаемые налогом на прибыль доходы НКО не превышают 1% от суммы целевых поступлений на ее содержание и ведение уставной деятельности за налоговый период по налогу на прибыль;
(КонсультантПлюс, 2026)безвозмездная передача движимого имущества, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества некоммерческой организацией, признаваемой благотворительным фондом или автономной некоммерческой организацией. Такое имущество должно быть передано образовательной НКО, которая безвозмездно оказывает детям лицензированные услуги в сфере образования. Основное условие: облагаемые налогом на прибыль доходы НКО не превышают 1% от суммы целевых поступлений на ее содержание и ведение уставной деятельности за налоговый период по налогу на прибыль;
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
Вопрос: О применении пониженных тарифов страховых взносов АНО, применяющей УСН и предоставляющей социальные услуги без обеспечения проживания.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 03-15-05/79629)В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода применительно к указанному периоду организация не выполняет вышеупомянутое условие о доле доходов, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 427 Налогового кодекса, с начала расчетного периода, в котором допущено такое несоответствие.
(Письмо Минфина России от 23.08.2024 N 03-15-05/79629)В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода применительно к указанному периоду организация не выполняет вышеупомянутое условие о доле доходов, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 427 Налогового кодекса, с начала расчетного периода, в котором допущено такое несоответствие.
Вопрос: О праве на применение пониженных тарифов страховых взносов вновь зарегистрированной в 2024 г. НКО на УСН, осуществляющей деятельность в области научных исследований и разработок.
(Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-15-06/100973)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение АНО, поступившее на официальный сайт Минфина России 06.09.2024, по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов вновь зарегистрированной некоммерческой организацией на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-15-06/100973)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение АНО, поступившее на официальный сайт Минфина России 06.09.2024, по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов вновь зарегистрированной некоммерческой организацией на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) и сообщает следующее.
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?
Вопрос: О применении единых пониженных тарифов страховых взносов АНО в сфере экологии и защиты окружающей среды, применяющей УСН.
(Письмо Минфина России от 10.11.2023 N 03-15-06/107182)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение автономной некоммерческой организации в сфере экологии и защиты окружающей среды от 11.10.2023 по вопросу применения некоммерческой организацией пониженных тарифов страховых взносов и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 10.11.2023 N 03-15-06/107182)Департамент налоговой политики рассмотрел обращение автономной некоммерческой организации в сфере экологии и защиты окружающей среды от 11.10.2023 по вопросу применения некоммерческой организацией пониженных тарифов страховых взносов и сообщает следующее.
Вопрос: О праве на применение пониженного тарифа страховых взносов некоммерческой организацией, применяющей УСН, осуществляющей деятельность по изданию газет в печатном виде.
(Письмо Минфина России от 15.04.2025 N 03-15-06/37461)Исходя из обращения, а также из информации, полученной из открытых источников, автономная некоммерческая организация является некоммерческой организацией, зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке в Минюсте России, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Основным видом экономической деятельности данной организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) является "Издание газет в печатном виде" (код ОКВЭД 58.13.1), входящий в класс 58 "Деятельность издательская" раздела J "Деятельность в области информации и связи".
(Письмо Минфина России от 15.04.2025 N 03-15-06/37461)Исходя из обращения, а также из информации, полученной из открытых источников, автономная некоммерческая организация является некоммерческой организацией, зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке в Минюсте России, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Основным видом экономической деятельности данной организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) является "Издание газет в печатном виде" (код ОКВЭД 58.13.1), входящий в класс 58 "Деятельность издательская" раздела J "Деятельность в области информации и связи".