Налог собственность не разграничена
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог собственность не разграничена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, КС РФ: Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, должен быть дифференцирован по критериям, которые влияют на доходность земельного участка
Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2018 N 1-АПГ18-14 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, абз. 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при принятии соответствующих нормативных правовых актов помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Иными словами, судам необходимо определить, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставок земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, которая находится в муниципальной (государственной) собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2018 N 1-АПГ18-14 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, абз. 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при принятии соответствующих нормативных правовых актов помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Иными словами, судам необходимо определить, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставок земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, которая находится в муниципальной (государственной) собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 N 15АП-3655/2024 по делу N А32-468/2021
Требование: О взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, неустойки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В пункте 1.3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" указано, что при переоформлении в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды размер арендной платы не может превышать более чем в 2 раза размер земельного налога. Аналогичное правило закреплено в пункте 9 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов".
Требование: О взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, неустойки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В пункте 1.3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" указано, что при переоформлении в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды размер арендной платы не может превышать более чем в 2 раза размер земельного налога. Аналогичное правило закреплено в пункте 9 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: НДС по операциям с земельными участками
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязанности налогового агента по НДС при оплате за сервитут возникают у организации или ИП, в интересах которых он установлен, если сервитут предоставляет государственный или муниципальный орган, орган публичной власти федеральной территории "Сириус" в отношении государственных или муниципальных земельных участков, участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус". Исключения - сервитут является публичным или сервитут предоставлен в отношении участков, государственная собственность на которые не разграничена. Налоговый агент определяет налоговую базу по НДС по каждому земельному участку отдельно как сумму оплаты за сервитут с учетом налога. Налоговый агент обязан в обычном порядке исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС вне зависимости от того, является ли он сам плательщиком НДС, а также составить счет-фактуру (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ, Письма Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992, от 24.03.2025 N 03-07-11/28719, от 21.08.2024 N 03-07-11/78746, от 27.03.2024 N 03-07-11/27422).
Вопрос: Об НДС при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)Таким образом, порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, не применяется в случаях предоставления права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с этим при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, осуществляющими операции по предоставлению данных прав.
(Письмо Минфина России от 10.03.2025 N 03-07-11/23356)Таким образом, порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, не применяется в случаях предоставления права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с этим при предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, осуществляющими операции по предоставлению данных прав.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)33. Если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)33. Если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года"из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена
Вопрос: Об НДС при предоставлении органами государственной власти, органами МСУ сервитута (публичного сервитута) в отношении земельных участков.
(Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719)В связи с этим порядок определения налоговой базы по НДС, установленный абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, не применяется в случаях предоставления права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719)В связи с этим порядок определения налоговой базы по НДС, установленный абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, не применяется в случаях предоставления права ограниченного пользования (сервитута) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Размер платы за право постоянного землевладения и порядок ее внесения лицами, указанными в настоящем пункте, определяются законом. До установления законом размера и порядка внесения этой платы указанные лица вносят плату за право постоянного землевладения в размере земельного налога собственнику земельного участка, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - публично-правовому образованию, органы которого в соответствии с законом уполномочены распоряжаться такими земельными участками. Граждане вносят плату за право постоянного землевладения по счету, направляемому им уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Религиозные организации и иные субъекты соответствующих вещных прав, которые до вступления в силу настоящего Федерального закона были освобождены от уплаты земельного налога, после вступления его в силу продолжают владеть и пользоваться земельными участками на праве постоянного землевладения безвозмездно.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Размер платы за право постоянного землевладения и порядок ее внесения лицами, указанными в настоящем пункте, определяются законом. До установления законом размера и порядка внесения этой платы указанные лица вносят плату за право постоянного землевладения в размере земельного налога собственнику земельного участка, а в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - публично-правовому образованию, органы которого в соответствии с законом уполномочены распоряжаться такими земельными участками. Граждане вносят плату за право постоянного землевладения по счету, направляемому им уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Религиозные организации и иные субъекты соответствующих вещных прав, которые до вступления в силу настоящего Федерального закона были освобождены от уплаты земельного налога, после вступления его в силу продолжают владеть и пользоваться земельными участками на праве постоянного землевладения безвозмездно.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Из анализа данного соглашения следует, что стороны пришли к соглашению перераспределить земли, государственная собственность на которые не разграничена и право распоряжения которыми принадлежит стороне-1 (Комитет по управлению имуществом), и земельный участок, принадлежащий на праве собственности стороне-2 (Общество). Сторона-1 (при условии внесения платы за увеличение площади земельного участка) обязана обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок за стороной-2, а сторона-2 в свою очередь обязана внести плату за увеличение площади принадлежащего ей на праве собственности земельного участка. Плата за увеличение площади земельного участка должна быть внесена до государственной регистрации права собственности стороны-2 на земельный участок.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Из анализа данного соглашения следует, что стороны пришли к соглашению перераспределить земли, государственная собственность на которые не разграничена и право распоряжения которыми принадлежит стороне-1 (Комитет по управлению имуществом), и земельный участок, принадлежащий на праве собственности стороне-2 (Общество). Сторона-1 (при условии внесения платы за увеличение площади земельного участка) обязана обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок за стороной-2, а сторона-2 в свою очередь обязана внести плату за увеличение площади принадлежащего ей на праве собственности земельного участка. Плата за увеличение площади земельного участка должна быть внесена до государственной регистрации права собственности стороны-2 на земельный участок.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С учетом этого указанные органы вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости соответствующих земельных участков.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С учетом этого указанные органы вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости соответствующих земельных участков.
Готовое решение: Как организациям и ИП заполнять декларацию по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Тогда организации или ИП - пользователи сервитута исчисляют НДС как налоговые агенты в порядке п. 3 ст. 161 НК РФ. Обязанности налоговых агентов возникают у них во всех случаях, кроме ситуаций, когда сервитут является публичным или государственная собственность на участок не разграничена (Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719). Налоговый агент отражает соответствующую операцию:
(КонсультантПлюс, 2025)Тогда организации или ИП - пользователи сервитута исчисляют НДС как налоговые агенты в порядке п. 3 ст. 161 НК РФ. Обязанности налоговых агентов возникают у них во всех случаях, кроме ситуаций, когда сервитут является публичным или государственная собственность на участок не разграничена (Письмо Минфина России от 24.03.2025 N 03-07-11/28719). Налоговый агент отражает соответствующую операцию:
Статья: 4 варианта передачи имущества от ИП в ООО
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 3)Внимание! Иногда ИП спрашивают: если недвижимость принадлежит мне как физлицу, а не как ИП, значит ли это, что компания не сможет принять к вычету НДС, который я восстановил при передаче этой недвижимости в уставный капитал? Можно ли тогда до передачи перерегистрировать недвижимость на ИП? Но имущество ИП юридически не разграничено на предпринимательское и личное. И право собственности на недвижимость всегда регистрируется за гражданином, вне зависимости от наличия у него статуса ИП <17>. Так что у организации нет препятствий для вычета НДС, восстановленного при передаче такого имущества участником - физическим лицом со статусом ИП <18>.
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 3)Внимание! Иногда ИП спрашивают: если недвижимость принадлежит мне как физлицу, а не как ИП, значит ли это, что компания не сможет принять к вычету НДС, который я восстановил при передаче этой недвижимости в уставный капитал? Можно ли тогда до передачи перерегистрировать недвижимость на ИП? Но имущество ИП юридически не разграничено на предпринимательское и личное. И право собственности на недвижимость всегда регистрируется за гражданином, вне зависимости от наличия у него статуса ИП <17>. Так что у организации нет препятствий для вычета НДС, восстановленного при передаче такого имущества участником - физическим лицом со статусом ИП <18>.
Вопрос: Об НДС при заключении договоров на размещение рекламных конструкций с использованием муниципальных имущества и земельных участков и участков, государственная собственность на которые не разграничена.
(Письмо Минфина России от 03.04.2023 N 03-07-11/28948)В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 8 февраля 2023 г., по вопросу применения налога на добавленную стоимость при предоставлении прав на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций с использованием имущества и земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент налоговой политики сообщает.
(Письмо Минфина России от 03.04.2023 N 03-07-11/28948)В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 8 февраля 2023 г., по вопросу применения налога на добавленную стоимость при предоставлении прав на заключение договоров на размещение и установку рекламных конструкций с использованием имущества и земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, Департамент налоговой политики сообщает.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)в силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ. С учетом этого указанные органы вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости соответствующих земельных участков;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)в силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ. С учетом этого указанные органы вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости соответствующих земельных участков;
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)32. Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Орловской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Орловской области: Постановление правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года N 443.
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)32. Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Орловской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Орловской области: Постановление правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года N 443.