Налог на имущество бюджетных организаций по кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество бюджетных организаций по кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как крупнейшему налогоплательщику уплатить налоги и подать отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения об объектах, облагаемых по кадастровой стоимости, российским организациям включать в декларацию не нужно. Если в налоговом периоде у вас были только такие объекты, то декларацию не представляйте (п. 6 ст. 386 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)Сведения об объектах, облагаемых по кадастровой стоимости, российским организациям включать в декларацию не нужно. Если в налоговом периоде у вас были только такие объекты, то декларацию не представляйте (п. 6 ст. 386 НК РФ);
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 01.02.2021 N БВ-4-7/1078@
<О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2020 года по вопросам налогообложения>Кроме того, гражданин-налогоплательщик не лишен возможности повлиять на величину налоговой базы, обратившись с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд, а также в бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки.
<О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2020 года по вопросам налогообложения>Кроме того, гражданин-налогоплательщик не лишен возможности повлиять на величину налоговой базы, обратившись с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд, а также в бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки.
Готовое решение: Какие специальные налоговые режимы применяют учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)налог на имущество организаций в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. По нашему мнению, у автономных учреждений таких объектов недвижимости быть не может. Порядок налогообложения, установленный п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ, применяется к недвижимости, принадлежащей организации на праве собственности и (или) хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). Поскольку за автономными учреждениями объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления, полагаем, что оснований для уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости у автономных учреждений не возникает.
(КонсультантПлюс, 2025)налог на имущество организаций в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости. По нашему мнению, у автономных учреждений таких объектов недвижимости быть не может. Порядок налогообложения, установленный п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ, применяется к недвижимости, принадлежащей организации на праве собственности и (или) хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). Поскольку за автономными учреждениями объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления, полагаем, что оснований для уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости у автономных учреждений не возникает.
Готовое решение: Как организации-дарителю учесть при налогообложении операции по договору дарения
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок налогообложения будет зависеть от того, какие налоги вы платите:
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок налогообложения будет зависеть от того, какие налоги вы платите:
Готовое решение: Как учреждению определить налоговую базу по налогу на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговую базу по налогу на имущество организаций определяйте по среднегодовой стоимости недвижимого имущества, закрепленного за вами на праве оперативного управления и признаваемого объектом налогообложения. Это объясняется тем, что государственные (муниципальные) учреждения не являются собственниками имущества или не владеют им на праве хозяйственного ведения. Поэтому они не применяют порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости (пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ, Письма Минфина России от 07.09.2021 N 03-05-05-01/72214, от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговую базу по налогу на имущество организаций определяйте по среднегодовой стоимости недвижимого имущества, закрепленного за вами на праве оперативного управления и признаваемого объектом налогообложения. Это объясняется тем, что государственные (муниципальные) учреждения не являются собственниками имущества или не владеют им на праве хозяйственного ведения. Поэтому они не применяют порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости (пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ, Письма Минфина России от 07.09.2021 N 03-05-05-01/72214, от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386).
Готовое решение: Когда учреждение рассчитывает и уплачивает налог на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости
(КонсультантПлюс, 2025)Это объясняется тем, что за государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления. Они не являются собственниками имущества, не владеют им на праве хозяйственного ведения и, по общему правилу, не получают имущество по концессионному соглашению. Поэтому учреждения не применяют порядок расчета и уплаты налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, п. п. 4, 5 Федерального стандарта N 146н, Письма Минфина России от 07.09.2021 N 03-05-05-01/72214, от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386, от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473).
(КонсультантПлюс, 2025)Это объясняется тем, что за государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления. Они не являются собственниками имущества, не владеют им на праве хозяйственного ведения и, по общему правилу, не получают имущество по концессионному соглашению. Поэтому учреждения не применяют порядок расчета и уплаты налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях, п. п. 4, 5 Федерального стандарта N 146н, Письма Минфина России от 07.09.2021 N 03-05-05-01/72214, от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386, от 25.03.2020 N 03-05-05-01/23473).
Готовое решение: Как учреждению исчислить, уплатить и отразить в учете налог на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Автономное учреждение, применяющее УСН, освобождается от исчисления и уплаты налога на имущество с объектов недвижимости, облагаемых по среднегодовой стоимости. Это следует из п. 2 ст. 346.11 НК РФ в совокупности с п. 1 ст. 374, п. п. 1, 2 ст. 375 НК РФ. На объекты недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, освобождение по п. 2 ст. 346.11 НК РФ не распространяется. Порядок обложения, установленный п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ, применяется в отношении недвижимости, принадлежащей организации на праве собственности (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). За автономными учреждениями объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления, в связи с чем отсутствуют основания для уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости (Письма Минфина России от 07.09.2021 N 03-05-05-01/72214, от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386).
(КонсультантПлюс, 2025)Автономное учреждение, применяющее УСН, освобождается от исчисления и уплаты налога на имущество с объектов недвижимости, облагаемых по среднегодовой стоимости. Это следует из п. 2 ст. 346.11 НК РФ в совокупности с п. 1 ст. 374, п. п. 1, 2 ст. 375 НК РФ. На объекты недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, освобождение по п. 2 ст. 346.11 НК РФ не распространяется. Порядок обложения, установленный п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ, применяется в отношении недвижимости, принадлежащей организации на праве собственности (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). За автономными учреждениями объекты недвижимости закреплены на праве оперативного управления, в связи с чем отсутствуют основания для уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости (Письма Минфина России от 07.09.2021 N 03-05-05-01/72214, от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386).
Ситуация: Как оспорить (уменьшить) кадастровую стоимость квартиры или земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! До 01.01.2026 высшим исполнительным органом субъекта РФ может быть принято решение об установлении по заявлению заинтересованных лиц кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости соответствующим бюджетным учреждением. Нормы закона об оспаривании кадастровой стоимости в этом случае не применяются (ст. 22.1 Закона N 237-ФЗ; ч. 2 ст. 6 Закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! До 01.01.2026 высшим исполнительным органом субъекта РФ может быть принято решение об установлении по заявлению заинтересованных лиц кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости соответствующим бюджетным учреждением. Нормы закона об оспаривании кадастровой стоимости в этом случае не применяются (ст. 22.1 Закона N 237-ФЗ; ч. 2 ст. 6 Закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ).
Готовое решение: Какое имущество учреждения облагается налогом на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, автономное учреждение на УСН налог на имущество организаций не уплачивает. Это объясняется тем, что применение УСН предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество по объектам недвижимости, облагаемым по среднегодовой стоимости. Объекты, облагаемые по кадастровой стоимости, у учреждений отсутствуют (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, Письма Минфина России от 07.09.2021 N 03-05-05-01/72214, от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386, от 28.07.2014 N 03-11-06/2/36924).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, автономное учреждение на УСН налог на имущество организаций не уплачивает. Это объясняется тем, что применение УСН предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество по объектам недвижимости, облагаемым по среднегодовой стоимости. Объекты, облагаемые по кадастровой стоимости, у учреждений отсутствуют (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, Письма Минфина России от 07.09.2021 N 03-05-05-01/72214, от 14.08.2020 N 03-05-05-01/71386, от 28.07.2014 N 03-11-06/2/36924).
Готовое решение: Как организациям и ИП уведомить налоговый орган об исчисленных суммах налогов и взносов, перечисляемых посредством ЕНП
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление об исчисленном налоге на имущество организаций за истекший налоговый период российские организации подают только в части налога на недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости. Иностранные организации такой документ не представляют. Такой вывод можно сделать исходя из п. 27 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, Информации ФНС России, Писем ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@, от 01.03.2023 N БС-4-21/2346. Последнее Письмо было направлено до внесения изменений в п. 3 ст. 386 НК РФ. Полагаем, по-прежнему применимы разъяснения о подаче уведомления об исчисленном налоге по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, в случае, когда у налогоплательщика есть объекты недвижимости, облагаемые по среднегодовой стоимости, и объекты, облагаемые по кадастровой стоимости;
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление об исчисленном налоге на имущество организаций за истекший налоговый период российские организации подают только в части налога на недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости. Иностранные организации такой документ не представляют. Такой вывод можно сделать исходя из п. 27 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, Информации ФНС России, Писем ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@, от 01.03.2023 N БС-4-21/2346. Последнее Письмо было направлено до внесения изменений в п. 3 ст. 386 НК РФ. Полагаем, по-прежнему применимы разъяснения о подаче уведомления об исчисленном налоге по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, в случае, когда у налогоплательщика есть объекты недвижимости, облагаемые по среднегодовой стоимости, и объекты, облагаемые по кадастровой стоимости;
Статья: Государственный протекционизм в делах об оспаривании кадастровой стоимости
(Комиссаров Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)Таким образом, очевидно, что государственные бюджетные учреждения, созданные с целью определения кадастровой стоимости, работают в интересах заинтересованного лица, а именно публично-правовых образований, поскольку налог на имущество физических лиц и земельный налог являются местными налогами, поступления которых формируют местные бюджеты. Причина такого количества удовлетворенных требований кроется в некачественно проводимой кадастровой оценке, которую осуществляют государственные бюджетные учреждения. Определяемая ими стоимость имеет явно спекулятивный характер, что в итоге нарушает интересы налогоплательщиков и, как следствие, побуждает их обращаться с исками о защите своих прав в суд.
(Комиссаров Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 9)Таким образом, очевидно, что государственные бюджетные учреждения, созданные с целью определения кадастровой стоимости, работают в интересах заинтересованного лица, а именно публично-правовых образований, поскольку налог на имущество физических лиц и земельный налог являются местными налогами, поступления которых формируют местные бюджеты. Причина такого количества удовлетворенных требований кроется в некачественно проводимой кадастровой оценке, которую осуществляют государственные бюджетные учреждения. Определяемая ими стоимость имеет явно спекулятивный характер, что в итоге нарушает интересы налогоплательщиков и, как следствие, побуждает их обращаться с исками о защите своих прав в суд.