Нагрузка учителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Нагрузка учителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 151 "Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором" Трудового кодекса РФ"Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 60.2, 72, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что педагогическую нагрузку учителя физики в количестве 5 часов в неделю истец выполнял временно в течение 2021 - 2022 учебного года на условия совмещения в соответствии с заключенным дополнительным соглашением от 01 сентября 2021 года; ввиду отсутствия на 01 сентября 2022 года вакансии учителя физики, соглашение между истцом и работодателем о выполнении дополнительной работы по должности учителя физики на 2022 - 2023 год не заключалось; педагогическая нагрузка истца по должности педагога дополнительного образования на 2022 - 2023 год не изменялась, заработная плата истцу выплачивается в соответствии с трудовым договором, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 "Изменение определенных сторонами условий трудового договора" Трудового кодекса РФ"Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 60.2, 72, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что педагогическую нагрузку учителя физики в количестве 5 часов в неделю истец выполнял временно в течение 2021 - 2022 учебного года на условия совмещения в соответствии с заключенным дополнительным соглашением от 01 сентября 2021 года; ввиду отсутствия на 01 сентября 2022 года вакансии учителя физики, соглашение между истцом и работодателем о выполнении дополнительной работы по должности учителя физики на 2022 - 2023 год не заключалось; педагогическая нагрузка истца по должности педагога дополнительного образования на 2022 - 2023 год не изменялась, заработная плата истцу выплачивается в соответствии с трудовым договором, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Классный час: трудовые споры с педагогическими работниками
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2022, N 10)С учетом большой нагрузки учителей педагогам не всегда удается быть в курсе последних нововведений законодательства. Ознакомление с локальными актами учебного заведения происходит в самый критический момент - при вынесении дисциплинарных взысканий и увольнении.
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2022, N 10)С учетом большой нагрузки учителей педагогам не всегда удается быть в курсе последних нововведений законодательства. Ознакомление с локальными актами учебного заведения происходит в самый критический момент - при вынесении дисциплинарных взысканий и увольнении.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Нормы времени установлены только для педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме учебной (тренировочной) нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Нормы времени установлены только для педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме учебной (тренировочной) нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Защита от насилия и домогательств в сфере труда: вызовы и возможности для России и Казахстана
(Головина С.Ю., Сыченко Е.В., Войтковская И.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)<33> О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя: Закон Республики Казахстан от 27 дек. 2019 г. N 294-VI ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz.
(Головина С.Ю., Сыченко Е.В., Войтковская И.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)<33> О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя: Закон Республики Казахстан от 27 дек. 2019 г. N 294-VI ЗРК. URL: https://adilet.zan.kz.
Статья: В Трудовом кодексе РФ закрепили правила премирования и "депремирования" работников
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 20)Корректируются положения ст. 333 ТК РФ, касающиеся рабочего времени педагогических работников. Сейчас нормы нагрузки и оплаты труда учителей регулируются Минобрнауки России и Минпросвещения России. С сентября 2025 г. эти министерства при установлении продолжительности рабочего времени педагогических работников, правил оплаты дополнительной нагрузки обязаны будут учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 20)Корректируются положения ст. 333 ТК РФ, касающиеся рабочего времени педагогических работников. Сейчас нормы нагрузки и оплаты труда учителей регулируются Минобрнауки России и Минпросвещения России. С сентября 2025 г. эти министерства при установлении продолжительности рабочего времени педагогических работников, правил оплаты дополнительной нагрузки обязаны будут учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья: Квалификация злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса России) с учетом специальных норм
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Суд кассационной инстанции не согласился с квалификацией действий директора школы по ч. 1 ст. 285 УК РФ, которая в целях исключения срыва учебного процесса. согласилась с условиями учителя ФИО11, замещавшей учителя ФИО13, не издавать официальный приказ на замену учителей. При этом учитель ФИО13, заработная плата которой была выше заработной платы учителя ФИО11, должна была оплачивать последней часы замещения, не издавая приказа". В Определении указано, что суд "...не аргументировал в описательно-мотивировочной части приговора, в чем же все-таки выражается нарушение нормальной деятельности <данные изъяты> "<данные изъяты>" как последствие преступления, являющееся оценочным критерием. Указав в приговоре при описании преступления на необоснованное увеличение нагрузки учителей в данном учебном заседании, суд оставил без внимания показания свидетелей ФИО11 и ФИО13 о том, что ФИО12 перечисляла денежные средства замещавшей ее ФИО11, не возражавшей против замещения. Сказалось ли замещение ФИО13 на нагрузке иных учителей школы, из материалов дела не видно" <13>. В приведенном примере нарушение директором школы нормативных актов, регламентирующих организацию учебного процесса, не повлекло за собой нарушение законных интересов субъектов образовательных отношений, а также имущественных интересов государства. Комментируемый проступок директора школы несопоставим по общественной опасности и с преступлениями, предусмотренными альтернативно-специальными видами злоупотребления должностными полномочиями. Применительно к комментируемому событию следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, предусматривающую ответственность за "нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", а также на ст. 145 УК РФ, карающую за частичную невыплату заработной платы свыше трех месяцев и ее полную невыплату свыше двух месяцев.
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Суд кассационной инстанции не согласился с квалификацией действий директора школы по ч. 1 ст. 285 УК РФ, которая в целях исключения срыва учебного процесса. согласилась с условиями учителя ФИО11, замещавшей учителя ФИО13, не издавать официальный приказ на замену учителей. При этом учитель ФИО13, заработная плата которой была выше заработной платы учителя ФИО11, должна была оплачивать последней часы замещения, не издавая приказа". В Определении указано, что суд "...не аргументировал в описательно-мотивировочной части приговора, в чем же все-таки выражается нарушение нормальной деятельности <данные изъяты> "<данные изъяты>" как последствие преступления, являющееся оценочным критерием. Указав в приговоре при описании преступления на необоснованное увеличение нагрузки учителей в данном учебном заседании, суд оставил без внимания показания свидетелей ФИО11 и ФИО13 о том, что ФИО12 перечисляла денежные средства замещавшей ее ФИО11, не возражавшей против замещения. Сказалось ли замещение ФИО13 на нагрузке иных учителей школы, из материалов дела не видно" <13>. В приведенном примере нарушение директором школы нормативных актов, регламентирующих организацию учебного процесса, не повлекло за собой нарушение законных интересов субъектов образовательных отношений, а также имущественных интересов государства. Комментируемый проступок директора школы несопоставим по общественной опасности и с преступлениями, предусмотренными альтернативно-специальными видами злоупотребления должностными полномочиями. Применительно к комментируемому событию следует обратить внимание на ст. 143 УК РФ, предусматривающую ответственность за "нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека", а также на ст. 145 УК РФ, карающую за частичную невыплату заработной платы свыше трех месяцев и ее полную невыплату свыше двух месяцев.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В 2017 году в Великобритании был опубликован прогноз: к 2027 г. умные системы заменят традиционных школьных учителей, роль которых будет сведена к поддержке дисциплины и настройке оборудования. Непосредственно обучение будут осуществлять роботы (машины, компьютеры) с ИИ <1>. Появился термин "образовательный кобот" (от англ. educational cobot - "коллаборативный робот") - робот-сотрудник, непосредственно взаимодействующий с учителем и учениками и выполняющий функции помощника учителя <2>. Предполагается, что такие искусственные тьюторы будут содействовать индивидуализации обучения: ассистировать учащимся, которым требуется дополнительная помощь; поддерживать вовлеченность и интерес учащихся; отвечать на наиболее часто возникающие вопросы. Кроме того, они будут способствовать снижению нагрузки учителей, поскольку будут выполнять часть рутинной работы. Принимая неизбежность внедрения коботов в образовательный процесс, основные дискуссии исследователи сводят к внешней форме таких роботов - человекоподобные или нет - и приходят к выводу, что человекоподобные роботы будут вызывать большее доверие у обучающихся ввиду особенностей нейровосприятия <3>.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В 2017 году в Великобритании был опубликован прогноз: к 2027 г. умные системы заменят традиционных школьных учителей, роль которых будет сведена к поддержке дисциплины и настройке оборудования. Непосредственно обучение будут осуществлять роботы (машины, компьютеры) с ИИ <1>. Появился термин "образовательный кобот" (от англ. educational cobot - "коллаборативный робот") - робот-сотрудник, непосредственно взаимодействующий с учителем и учениками и выполняющий функции помощника учителя <2>. Предполагается, что такие искусственные тьюторы будут содействовать индивидуализации обучения: ассистировать учащимся, которым требуется дополнительная помощь; поддерживать вовлеченность и интерес учащихся; отвечать на наиболее часто возникающие вопросы. Кроме того, они будут способствовать снижению нагрузки учителей, поскольку будут выполнять часть рутинной работы. Принимая неизбежность внедрения коботов в образовательный процесс, основные дискуссии исследователи сводят к внешней форме таких роботов - человекоподобные или нет - и приходят к выводу, что человекоподобные роботы будут вызывать большее доверие у обучающихся ввиду особенностей нейровосприятия <3>.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Нормы времени установлены только для педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме учебной (тренировочной) нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Нормы времени установлены только для педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме учебной (тренировочной) нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей.