Надзорная жалоба КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзорная жалоба КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка органом жилнадзора (ГЖИ), в т.ч. по жалобам жильцов
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО "УК"... подало в Арбитражный суд города... заявление о признании незаконным и об отмене вынесенного... Главным управлением государственного надзора города... постановления о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации...
(КонсультантПлюс, 2025)"...ООО "УК"... подало в Арбитражный суд города... заявление о признании незаконным и об отмене вынесенного... Главным управлением государственного надзора города... постановления о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации...
Определение Московского городского суда от 26.03.2025 по делу N 7-6732/2025 (УИД 77RS0032-02-2024-007494-70)
Процессуальные вопросы: О возвращении апелляционной жалобы.Указание в тексте доверенности на возможность представлять интересы ООО "Марвис" в судах общей юрисдикции с правом подачи жалоб, апелляционных, частных, кассационных, надзорных и иных жалоб не может подменять предъявляемые ст. 25.5 КоАП РФ к доверенности требования и не свидетельствует о возможности фио подавать и подписывать жалобу на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Марвис".
Процессуальные вопросы: О возвращении апелляционной жалобы.Указание в тексте доверенности на возможность представлять интересы ООО "Марвис" в судах общей юрисдикции с правом подачи жалоб, апелляционных, частных, кассационных, надзорных и иных жалоб не может подменять предъявляемые ст. 25.5 КоАП РФ к доверенности требования и не свидетельствует о возможности фио подавать и подписывать жалобу на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Марвис".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работник по устной просьбе работодателя и в его интересах выполняет поручения, не входящие в его трудовые обязанности и не относящиеся к занимаемой должности. Дополнительная оплата этого в рамках ст. 60.2 ТК РФ не осуществляется. Возможно ли привлечение работодателя к ответственности?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)На основании вышеизложенного следует, что подход работодателя в указанном случае неправомерен и подпадает сразу под три состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4, 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Надзорный орган может привлечь работодателя к административной ответственности даже при отсутствии жалобы со стороны работника.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)На основании вышеизложенного следует, что подход работодателя в указанном случае неправомерен и подпадает сразу под три состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4, 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Надзорный орган может привлечь работодателя к административной ответственности даже при отсутствии жалобы со стороны работника.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"34. При решении вопроса о принятии к рассмотрению надзорной жалобы или протеста судье, правомочному пересматривать в порядке надзора вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб и протестов (части 2 и 3 статьи 30.13 КоАП РФ), необходимо в каждом случае выяснять, соблюдены ли при подаче жалобы, принесении протеста требования, предусмотренные статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 КоАП РФ.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"34. При решении вопроса о принятии к рассмотрению надзорной жалобы или протеста судье, правомочному пересматривать в порядке надзора вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб и протестов (части 2 и 3 статьи 30.13 КоАП РФ), необходимо в каждом случае выяснять, соблюдены ли при подаче жалобы, принесении протеста требования, предусмотренные статьей 30.14 и частью 4 статьи 30.16 КоАП РФ.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
(ред. от 04.11.2025)Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
Статья: Особенности привлечения должностными лицами МЧС России виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности
(Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Ярким примером указанного является практика Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю, где имелся случай, когда юридическое лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, подало жалобу на законность составления протокола и его рассмотрения соответствующим должностным лицом. В жалобе юридического лица делается ссылка на ст. 28.3 КоАП РФ, которая напрямую не предоставляет должностному лицу органа государственного пожарного надзора полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ.
(Семенова У.С., Шеншин В.М., Шеншина Л.А.)
("Юрист", 2022, N 5)Ярким примером указанного является практика Отдела надзорной деятельности по городу Симферополю, где имелся случай, когда юридическое лицо, обвиняемое в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, подало жалобу на законность составления протокола и его рассмотрения соответствующим должностным лицом. В жалобе юридического лица делается ссылка на ст. 28.3 КоАП РФ, которая напрямую не предоставляет должностному лицу органа государственного пожарного надзора полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ.
Статья: Административная ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также государственной и иной охраняемой законом тайны
(Овсянников П.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Так, например, после публикации в газете персональных данных лица (фамилия, имя, место работы, звание) без его согласия на обработку персональных данных в действиях главного редактора газеты надзорный орган усмотрел признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Верховный Суд Российской Федерации признал действия надзорного органа и судов нижестоящих инстанций законными <9>. Все решения и Постановления Верховный Суд РФ оставил без изменения, а жалобу без удовлетворения.
(Овсянников П.Ю.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Так, например, после публикации в газете персональных данных лица (фамилия, имя, место работы, звание) без его согласия на обработку персональных данных в действиях главного редактора газеты надзорный орган усмотрел признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Верховный Суд Российской Федерации признал действия надзорного органа и судов нижестоящих инстанций законными <9>. Все решения и Постановления Верховный Суд РФ оставил без изменения, а жалобу без удовлетворения.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)К сожалению, приведенный пример неединичный. По данным судебной практики, в деятельности арбитражных судов широкое распространение получили случаи рассмотрения жалоб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления органов государственного пожарного надзора о привлечении их к административной ответственности по ч. 1 - 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения требований пожарной безопасности.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)К сожалению, приведенный пример неединичный. По данным судебной практики, в деятельности арбитражных судов широкое распространение получили случаи рассмотрения жалоб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на постановления органов государственного пожарного надзора о привлечении их к административной ответственности по ч. 1 - 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушения требований пожарной безопасности.
Статья: Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в электронной форме: вопросы теории и правоприменительной практики
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в электронной форме имеет определенные преимущества как для административных органов, так и для судебных учреждений. В научной литературе отмечается, что применение информационных технологий в рамках процедуры обжалования, как правило, позволяет снизить временные и финансовые затраты, нагрузку на административные органы <22>. На наш взгляд, применение указанных средств в рамках процедуры обжалования постановлений позволяет снизить нагрузку и на судебные учреждения, поскольку заявители в порядке, предусмотренном ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ, вправе подать жалобу без необходимости личного посещения суда. Об эффективности данной процедуры также следует говорить, исходя из складывающейся практики правового регулирования в сфере контрольно-надзорной деятельности <23> и некоторых статистических данных <24>, свидетельствующих об уменьшении общего числа поступивших жалоб на каждом "последующем" этапе пересмотра.
(Лифанов Д.М.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 3)Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях в электронной форме имеет определенные преимущества как для административных органов, так и для судебных учреждений. В научной литературе отмечается, что применение информационных технологий в рамках процедуры обжалования, как правило, позволяет снизить временные и финансовые затраты, нагрузку на административные органы <22>. На наш взгляд, применение указанных средств в рамках процедуры обжалования постановлений позволяет снизить нагрузку и на судебные учреждения, поскольку заявители в порядке, предусмотренном ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ, вправе подать жалобу без необходимости личного посещения суда. Об эффективности данной процедуры также следует говорить, исходя из складывающейся практики правового регулирования в сфере контрольно-надзорной деятельности <23> и некоторых статистических данных <24>, свидетельствующих об уменьшении общего числа поступивших жалоб на каждом "последующем" этапе пересмотра.
Статья: Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами проверочных инстанций
(Литвинова Т.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Так, частью 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, именуемой "Опротестование судебных решений", предусмотрено принесение прокурором кассационного или частного протеста, протеста в порядке надзора (в судах общей юрисдикции) либо апелляционной, кассационной жалобы либо протеста в порядке надзора (в арбитражных судах). Протест прокурора как средство возбуждения процедуры обжалования судебного акта на сегодня урегулирован лишь Кодексом об административных правонарушениях (ст. 30.10). Однако КоАП РФ предоставляет прокурору полномочие приносить протест лишь на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление и никак не дифференцирует протесты прокурора. Что касается процессуального законодательства (ГПК, АПК, КАС), то оно вообще не упоминает прокурорский протест в числе его процессуальных полномочий ни в одной из судебных инстанций.
(Литвинова Т.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Так, частью 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, именуемой "Опротестование судебных решений", предусмотрено принесение прокурором кассационного или частного протеста, протеста в порядке надзора (в судах общей юрисдикции) либо апелляционной, кассационной жалобы либо протеста в порядке надзора (в арбитражных судах). Протест прокурора как средство возбуждения процедуры обжалования судебного акта на сегодня урегулирован лишь Кодексом об административных правонарушениях (ст. 30.10). Однако КоАП РФ предоставляет прокурору полномочие приносить протест лишь на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление и никак не дифференцирует протесты прокурора. Что касается процессуального законодательства (ГПК, АПК, КАС), то оно вообще не упоминает прокурорский протест в числе его процессуальных полномочий ни в одной из судебных инстанций.
Статья: Отдельные вопросы прокурорского надзора в сфере производства по делам об административных правонарушениях
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)В гл. 30 КоАП не предусмотрено приостановление исчисления сроков обжалования принятого постановления (определения) по делу об административном правонарушении в случае обращения с жалобой к прокурору. Статьями 30.14 - 30.16 КоАП закреплено право подачи надзорного протеста прокурором субъекта Федерации на вступившее в законную силу постановление (определение) по делу об административном правонарушении, однако очевидно, что подобная процедура затягивает сроки восстановления нарушенных прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)В гл. 30 КоАП не предусмотрено приостановление исчисления сроков обжалования принятого постановления (определения) по делу об административном правонарушении в случае обращения с жалобой к прокурору. Статьями 30.14 - 30.16 КоАП закреплено право подачи надзорного протеста прокурором субъекта Федерации на вступившее в законную силу постановление (определение) по делу об административном правонарушении, однако очевидно, что подобная процедура затягивает сроки восстановления нарушенных прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Некоторое отличие имеет институт обжалования в административно-юрисдикционном производстве. В частности, в КоАП РФ мы не найдем норм, в которых упоминается о производстве в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. В ст. 30.13 КоАП РФ лишь разграничивается компетенция судов по рассмотрению жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Некоторое отличие имеет институт обжалования в административно-юрисдикционном производстве. В частности, в КоАП РФ мы не найдем норм, в которых упоминается о производстве в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. В ст. 30.13 КоАП РФ лишь разграничивается компетенция судов по рассмотрению жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Статья: Обжалование незаконных действий (бездействия) мирового судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ревизия законности и обоснованности принимаемых мировыми судьями при отправлении правосудия судебных актов осуществляется исключительно в рамках установленных кодифицированным законодательством (ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ) процессуальных форм путем подачи лицами, участвующими в деле, и иными лицами, которым законом предоставлено соответствующее право, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб в вышестоящие судебные инстанции.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ревизия законности и обоснованности принимаемых мировыми судьями при отправлении правосудия судебных актов осуществляется исключительно в рамках установленных кодифицированным законодательством (ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ) процессуальных форм путем подачи лицами, участвующими в деле, и иными лицами, которым законом предоставлено соответствующее право, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб в вышестоящие судебные инстанции.
Статья: Недопустимые доказательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 02.06.2020 N 310-ЭС19-23787 по делу N А08-881/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 21.10.2020 N 296-ПЭК20 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Данные выводы согласуются с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 02.06.2020 N 310-ЭС19-23787 по делу N А08-881/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 21.10.2020 N 296-ПЭК20 отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ).