Надзор за органами дознания
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за органами дознания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Прокурор" УПК РФ"По смыслу взаимосвязанных статей 37 и 124 УПК РФ жалобу на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа рассматривает прокурор соответствующего уровня, непосредственно осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 124 "Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа" УПК РФ"По смыслу статей 37 и 124 УПК РФ в их взаимосвязи жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа рассматривает прокурор, непосредственно осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурорский надзор в части принятия мер по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями
(Войтович А.П.)
("Мировой судья", 2023, N 11)В статье анализируется современная ситуация, сложившаяся при осуществлении прокурорского надзора за органами следствия и дознания в части принятия мер по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями, на примере Брянской области. Обозначены отдельные проблемы уголовного судопроизводства, требующие своего научного осмысления. Обобщен опыт обеспечения законности и обоснованности при производстве дознания и предварительного следствия в целях реализации прав потерпевших на возмещение ущерба, причиненного преступлениями. Предложены конкретные рекомендации по совершенствованию механизма прокурорского надзора.
(Войтович А.П.)
("Мировой судья", 2023, N 11)В статье анализируется современная ситуация, сложившаяся при осуществлении прокурорского надзора за органами следствия и дознания в части принятия мер по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями, на примере Брянской области. Обозначены отдельные проблемы уголовного судопроизводства, требующие своего научного осмысления. Обобщен опыт обеспечения законности и обоснованности при производстве дознания и предварительного следствия в целях реализации прав потерпевших на возмещение ущерба, причиненного преступлениями. Предложены конкретные рекомендации по совершенствованию механизма прокурорского надзора.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,
Статья: Разграничение ведомственного процессуального контроля и прокурорского надзора при производстве дознания в уголовном судопроизводстве
(Коротаева Ю.А.)
("Российский судья", 2023, N 4)Ключевые слова: ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор, начальник органа дознания, прокурор, начальник подразделения дознания.
(Коротаева Ю.А.)
("Российский судья", 2023, N 4)Ключевые слова: ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор, начальник органа дознания, прокурор, начальник подразделения дознания.
Статья: Современные реалии функционирования органов дознания
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Современное право", 2025, N 4)Эффективная работа органов дознания невозможна без тесного взаимодействия с другими правоохранительными органами - прокуратурой, судом. Так, сотрудники прокуратуры осуществляют надзор за законностью действий органов дознания. Судьи рассматривают уголовные дела, поступившие к ним от органов дознания.
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Современное право", 2025, N 4)Эффективная работа органов дознания невозможна без тесного взаимодействия с другими правоохранительными органами - прокуратурой, судом. Так, сотрудники прокуратуры осуществляют надзор за законностью действий органов дознания. Судьи рассматривают уголовные дела, поступившие к ним от органов дознания.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)данное определение также может быть направлено прокурору, осуществлявшему (осуществляющему) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия по делу, по которому допущено превышение разумных сроков (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)данное определение также может быть направлено прокурору, осуществлявшему (осуществляющему) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия по делу, по которому допущено превышение разумных сроков (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Статья: Типология правовых моделей уголовно-процессуального управления в досудебном производстве России и государств - участников Содружества Независимых Государств
(Макаренко М.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)3. Дифференцированно суммируя правовые модели двух описанных выше типов, может быть выделен третий тип уголовно-процессуального управления - смешанный. В настоящее время он функционирует в Республике Беларусь, где прокурор имеет право возбудить уголовное дело и осуществлять его расследование. Однако в системе прокуратуры как такового следственного аппарата нет, но действует система уголовно-процессуального управления, которое осуществляет вышестоящий прокурор по отношению к нижестоящему прокурору. Существующая же в Следственном комитете и Комитете государственной безопасности его правовая модель довольно близка к инновационной. Несмотря на то что полномочия белорусского прокурора существенно шире, чем российского коллеги, он не обладает правом вести процессуальное руководство в отношении следователей данных органов. В рамках же надзора за органами дознания он обладает широчайшими полномочиями, характерными для правовой модели консервативного (прокурорского) типа.
(Макаренко М.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)3. Дифференцированно суммируя правовые модели двух описанных выше типов, может быть выделен третий тип уголовно-процессуального управления - смешанный. В настоящее время он функционирует в Республике Беларусь, где прокурор имеет право возбудить уголовное дело и осуществлять его расследование. Однако в системе прокуратуры как такового следственного аппарата нет, но действует система уголовно-процессуального управления, которое осуществляет вышестоящий прокурор по отношению к нижестоящему прокурору. Существующая же в Следственном комитете и Комитете государственной безопасности его правовая модель довольно близка к инновационной. Несмотря на то что полномочия белорусского прокурора существенно шире, чем российского коллеги, он не обладает правом вести процессуальное руководство в отношении следователей данных органов. В рамках же надзора за органами дознания он обладает широчайшими полномочиями, характерными для правовой модели консервативного (прокурорского) типа.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Предметом специального надзора является законность решений, принимаемых органами дознания, полномочия прокурора при осуществлении такого надзора устанавливаются УПК РФ и иными федеральными законами.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Предметом специального надзора является законность решений, принимаемых органами дознания, полномочия прокурора при осуществлении такого надзора устанавливаются УПК РФ и иными федеральными законами.
Статья: Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием в свете приказа Генерального прокурора РФ
(Войтович А.П.)
("Мировой судья", 2022, N 3)Современный этап развития российского государства характеризуется дальнейшим преобразованием и совершенствованием системы органов уголовной юстиции, попытками навести соответствующий порядок и дисциплину в этих органах, повысить роль прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Для достижения положительных результатов органами предварительного расследования при раскрытии и расследовании преступлений российским государством в последние годы проводились соответствующие мероприятия. Так, серьезные изменения затронули сферу регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации процедуры досудебного производства по уголовным делам, которые впоследствии рассматривают мировые судьи. При этом значительно расширены правовые гарантии по обеспечению прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступлений, и лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.
(Войтович А.П.)
("Мировой судья", 2022, N 3)Современный этап развития российского государства характеризуется дальнейшим преобразованием и совершенствованием системы органов уголовной юстиции, попытками навести соответствующий порядок и дисциплину в этих органах, повысить роль прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Для достижения положительных результатов органами предварительного расследования при раскрытии и расследовании преступлений российским государством в последние годы проводились соответствующие мероприятия. Так, серьезные изменения затронули сферу регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации процедуры досудебного производства по уголовным делам, которые впоследствии рассматривают мировые судьи. При этом значительно расширены правовые гарантии по обеспечению прав и законных интересов граждан, пострадавших от преступлений, и лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Первым потерпевшим в диспозиции ч. 2 ст. 294 УК РФ назван прокурор. Указание на цель в виде воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию позволяет заключить, что деятельность прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и по осуществлению уголовного преследования не защищается данной нормой.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Первым потерпевшим в диспозиции ч. 2 ст. 294 УК РФ назван прокурор. Указание на цель в виде воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию позволяет заключить, что деятельность прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и по осуществлению уголовного преследования не защищается данной нормой.