Надзор за исполнением законов в сфере правовой статистики
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за исполнением законов в сфере правовой статистики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 22 "Полномочия прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17 февраля 2015 года N 2-П), взаимосвязанные положения статей 6, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", закрепляющие полномочие прокурора требовать при проведении проверок в порядке осуществления функции надзора за исполнением законов безусловного представления руководителями и другими должностными лицами организаций необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, обеспечивают выполнение прокуратурой Российской Федерации возложенной на нее функции надзора как деятельности, обусловленной по своему предназначению требованиями Конституции Российской Федерации, и направлены на обеспечение законности, государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод других лиц, а также иных конституционно значимых ценностей."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 17 февраля 2015 года N 2-П), взаимосвязанные положения статей 6, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", закрепляющие полномочие прокурора требовать при проведении проверок в порядке осуществления функции надзора за исполнением законов безусловного представления руководителями и другими должностными лицами организаций необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, обеспечивают выполнение прокуратурой Российской Федерации возложенной на нее функции надзора как деятельности, обусловленной по своему предназначению требованиями Конституции Российской Федерации, и направлены на обеспечение законности, государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод других лиц, а также иных конституционно значимых ценностей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Современные технологии правового просвещения и правового информирования как инструмент профилактической деятельности прокуратуры
(Долидзе Н.И., Ионкина Р.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)В настоящее время органы прокуратуры имеют ведомственные информационные системы, позволяющие решать задачи, направленные на осуществление правового просвещения и правового информирования населения, например: информационную систему обеспечения надзора за исполнением законов; государственные информационные системы (государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС), информационно-аналитический ресурс "Портал правовой статистики" (crimestat.ru), официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc.gov.ru) единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), локальные сайты региональных ведомств <7>.
(Долидзе Н.И., Ионкина Р.С.)
("Российский следователь", 2021, N 9)В настоящее время органы прокуратуры имеют ведомственные информационные системы, позволяющие решать задачи, направленные на осуществление правового просвещения и правового информирования населения, например: информационную систему обеспечения надзора за исполнением законов; государственные информационные системы (государственная автоматизированная система правовой статистики (ГАС ПС), информационно-аналитический ресурс "Портал правовой статистики" (crimestat.ru), официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc.gov.ru) единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), локальные сайты региональных ведомств <7>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"4. Федеральному законодателю надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести в правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением органами прокуратуры надзора за исполнением законов, соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"4. Федеральному законодателю надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести в правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением органами прокуратуры надзора за исполнением законов, соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Приказ Генпрокуратуры России от 15.03.2018 N 144
(ред. от 15.09.2021)
"Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в судах"Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главному управлению правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, Университету ежегодно обобщать состояние данной работы и до 25 февраля докладывать курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
(ред. от 15.09.2021)
"Об организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в судах"Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главному управлению правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, Университету ежегодно обобщать состояние данной работы и до 25 февраля докладывать курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)<4> Данные по административным делам в анализируемой форме статистического учета отдельно учитываются с 2021 г.
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)<4> Данные по административным делам в анализируемой форме статистического учета отдельно учитываются с 2021 г.
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<419> См.: Статистический отчет "О работе прокурора" по форме П за январь - декабрь 2010 г.; Статистические отчеты "Сведения о результатах надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства" по форме НСиД за январь - декабрь 2011, 2012 гг.; Статистические отчеты "Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства" по форме НСиД за январь - декабрь 2013, 2014 гг.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<419> См.: Статистический отчет "О работе прокурора" по форме П за январь - декабрь 2010 г.; Статистические отчеты "Сведения о результатах надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства" по форме НСиД за январь - декабрь 2011, 2012 гг.; Статистические отчеты "Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства" по форме НСиД за январь - декабрь 2013, 2014 гг.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы: вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования
(Чобанян А.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Названные акты прокурорского реагирования вносятся лишь после выявления нарушений закона. При этом следует принимать во внимание, что зачастую в ходе проверки прокурор получает сведения об обстоятельствах, которые могут привести к нарушениям закона или способствовать этому. Например, о намерении администрации исправительного учреждения использовать рабочие места без их соответствующей аттестации, что может привести к производственному травматизму трудоустроенных осужденных. В подобных случаях прокурор обязан незамедлительно принять упреждающие меры реагирования в виде объявления ответственным должностным лицам УИС предостережения. Такая форма реагирования применяется нередко: в 2023 г. объявлено предостережение 638 должностным лицам УИС, в 2022 г. - 596 <1>. Этот акт предусмотрен ст. 25.1 Закона о прокуратуре, однако в норме Закона (ст. 33), касающейся полномочий прокурора в сфере уголовно-правового принуждения, он не указан, что, на наш взгляд, недопустимо.
(Чобанян А.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Названные акты прокурорского реагирования вносятся лишь после выявления нарушений закона. При этом следует принимать во внимание, что зачастую в ходе проверки прокурор получает сведения об обстоятельствах, которые могут привести к нарушениям закона или способствовать этому. Например, о намерении администрации исправительного учреждения использовать рабочие места без их соответствующей аттестации, что может привести к производственному травматизму трудоустроенных осужденных. В подобных случаях прокурор обязан незамедлительно принять упреждающие меры реагирования в виде объявления ответственным должностным лицам УИС предостережения. Такая форма реагирования применяется нередко: в 2023 г. объявлено предостережение 638 должностным лицам УИС, в 2022 г. - 596 <1>. Этот акт предусмотрен ст. 25.1 Закона о прокуратуре, однако в норме Закона (ст. 33), касающейся полномочий прокурора в сфере уголовно-правового принуждения, он не указан, что, на наш взгляд, недопустимо.
Статья: Обеспечение законности в сфере охраны интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2024, N 10)Несмотря на совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности, анализ исполнения этого законодательства показывает, что проблема обеспечения законности в названной сфере правоотношений по-прежнему сохраняется.
(Хусяйнова С.Г.)
("Законность", 2024, N 10)Несмотря на совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности, анализ исполнения этого законодательства показывает, что проблема обеспечения законности в названной сфере правоотношений по-прежнему сохраняется.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)<25> Приказ Генерального прокурора РФ от 04.09.2017 N 605 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности" по форме К и Инструкции по его формированию" // URL: http://docs.cntd.ru/document/553942000 (дата обращения: 21.03.2020).
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)<25> Приказ Генерального прокурора РФ от 04.09.2017 N 605 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности" по форме К и Инструкции по его формированию" // URL: http://docs.cntd.ru/document/553942000 (дата обращения: 21.03.2020).
Статья: Динамика состояния законности в экономической сфере
(Бут Н.Д.)
("Юрист", 2022, N 7)<24> Данные прокурорской статистики по форме ОН ("Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина").
(Бут Н.Д.)
("Юрист", 2022, N 7)<24> Данные прокурорской статистики по форме ОН ("Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина").
Статья: Участие прокуроров в рассмотрении судами дел об оспаривании актов прокурорского реагирования
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)<2> См.: Отчет по форме ОН, утвержденный (ныне утратившим силу) Приказом Генерального прокурора РФ от 20 июня 2018 г. N 368 "Об утверждении и введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" по форме ОН и Инструкции по его формированию".
(Мирошниченко М.Н.)
("Законность", 2023, N 1)<2> См.: Отчет по форме ОН, утвержденный (ныне утратившим силу) Приказом Генерального прокурора РФ от 20 июня 2018 г. N 368 "Об утверждении и введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" по форме ОН и Инструкции по его формированию".
Статья: Перспективы использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве в контексте реализации прокурорских полномочий
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)В уголовном судопроизводстве прокурор реализует значительные полномочия, которые выражены в функции прокурорского надзора за исполнением законов и в функции уголовного преследования. Реализация этих функций требует от прокуроров значительных затрат. Представляется, что ощутимую помощь в сокращении ресурсных затрат окажет внедрение цифровых технологий в прокурорскую деятельность, связанную с реализацией полномочий в уголовном судопроизводстве.
(Гаврилов М.А.)
("Российский следователь", 2024, N 11)В уголовном судопроизводстве прокурор реализует значительные полномочия, которые выражены в функции прокурорского надзора за исполнением законов и в функции уголовного преследования. Реализация этих функций требует от прокуроров значительных затрат. Представляется, что ощутимую помощь в сокращении ресурсных затрат окажет внедрение цифровых технологий в прокурорскую деятельность, связанную с реализацией полномочий в уголовном судопроизводстве.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов (так называемого общего надзора) прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать задачи, поставленные перед ними Законом о прокуратуре.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов (так называемого общего надзора) прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать задачи, поставленные перед ними Законом о прокуратуре.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)<11> Выборочные данные из формы ОН за 2019 - 2020 гг. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.06.2018 N 368 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по форме ОН и Инструкции по его формированию).
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)<11> Выборочные данные из формы ОН за 2019 - 2020 гг. (утверждена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.06.2018 N 368 "Об утверждении и о введении в действие статистического отчета "Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по форме ОН и Инструкции по его формированию).