Надлежащее направление претензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Надлежащее направление претензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Претензия поручителю
(КонсультантПлюс, 2025)Признается надлежаще поданной претензия, если кредитор до подачи иска направил ее изначальному поручителю, а в ходе рассмотрения дела - конечному поручителю (правопреемнику по договору поручительства), не заявившему намерения урегулировать спор во внесудебном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)Признается надлежаще поданной претензия, если кредитор до подачи иска направил ее изначальному поручителю, а в ходе рассмотрения дела - конечному поручителю (правопреемнику по договору поручительства), не заявившему намерения урегулировать спор во внесудебном порядке
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Срок действия независимой (банковской) гарантии по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Заказчик... направил претензию... с требованием предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)...Заказчик... направил претензию... с требованием предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как предъявить претензию по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Если ошибка (опечатка) допущена при указании адреса в тексте претензии, но при этом сама претензия была направлена по надлежащему адресу, о чем свидетельствует, например, уведомление о вручении, в котором нет опечатки, то полагаем, что порядок досудебного урегулирования спора в таком случае может считаться соблюденным.
(КонсультантПлюс, 2025)Если ошибка (опечатка) допущена при указании адреса в тексте претензии, но при этом сама претензия была направлена по надлежащему адресу, о чем свидетельствует, например, уведомление о вручении, в котором нет опечатки, то полагаем, что порядок досудебного урегулирования спора в таком случае может считаться соблюденным.
Готовое решение: Как составить претензию к подрядчику о нарушении сроков выполнения работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Формат приложений (электронная форма, бумажная) сам по себе гл. 37 ГК РФ о подряде и положениями АПК РФ и ГПК РФ о досудебном урегулировании не предписан. Полагаем, его стоит определять с учетом надлежащего для вас способа направления претензии.
(КонсультантПлюс, 2025)Формат приложений (электронная форма, бумажная) сам по себе гл. 37 ГК РФ о подряде и положениями АПК РФ и ГПК РФ о досудебном урегулировании не предписан. Полагаем, его стоит определять с учетом надлежащего для вас способа направления претензии.
Нормативные акты
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)3. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.
(ред. от 24.06.2025)3. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии.
Статья: Комментарий Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
(Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4; 2021, N 1)В то же время возникает закономерный вопрос: какой порядок направления претензии будет надлежащим? Та же ч. 5 ст. 4 АПК РФ не устанавливает какого-либо общего диспозитивного правила, которое можно было бы применить к отношениям сторон при отсутствии их выраженного волеизъявления об этом в договоре. В сложившейся ситуации было бы целесообразно установить такой порядок на уровне разъяснений Верховного Суда РФ, чего, к сожалению, не сделано в Обзоре. Это означает, что исходить следует из такого способа направления претензии, который с высокой степенью достоверности позволяет установить наличие соответствующего факта. В настоящий момент судебная практика исходит из того, что достаточным для этого является, в частности, направление претензии заказным письмом с уведомлением. Кроме того, стороны имеют возможность определить индивидуальную для себя форму направления претензии в договоре.
(Фильченко Д.Г., Евтухович Е.А.)
("Третейский суд", 2020, N 3/4; 2021, N 1)В то же время возникает закономерный вопрос: какой порядок направления претензии будет надлежащим? Та же ч. 5 ст. 4 АПК РФ не устанавливает какого-либо общего диспозитивного правила, которое можно было бы применить к отношениям сторон при отсутствии их выраженного волеизъявления об этом в договоре. В сложившейся ситуации было бы целесообразно установить такой порядок на уровне разъяснений Верховного Суда РФ, чего, к сожалению, не сделано в Обзоре. Это означает, что исходить следует из такого способа направления претензии, который с высокой степенью достоверности позволяет установить наличие соответствующего факта. В настоящий момент судебная практика исходит из того, что достаточным для этого является, в частности, направление претензии заказным письмом с уведомлением. Кроме того, стороны имеют возможность определить индивидуальную для себя форму направления претензии в договоре.
Статья: Судебная власть в системе защиты частных и публичных прав в условиях реализации антикризисных мер
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2024, N 1)Если абстрагироваться от проблемы надлежащего адреса направления претензии, то очевидно, что применительно к досудебному урегулированию спора используется термин "претензия". Неясно, чем претензия отличается от информационного сообщения, направление которого не может согласно правовой позиции Пленума ВС РФ считаться выполнением требования об обязательном досудебном (претензионном) урегулировании. Очевидно, что заинтересованное лицо вполне может и часто не желает идти ни на какие уступки в части своих требований, а в претензии сообщает о них, а также о своем намерении обратиться в суд. Принудить это лицо к уступкам никто не вправе. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день решение вопроса о том, было ли соблюдено истцом надлежащим образом досудебное (претензионное) урегулирование спора, решается судом, арбитражным судом по своему усмотрению. Разумеется, это создает препятствия для доступа к правосудию, в силу чего представляется необходимым легально закрепить четкие условия, при которых досудебное (претензионное) урегулирование споров, рассматриваемых судами в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, считается выполненным надлежащим образом. Если этого не будет сделано, то досудебное урегулирование спора будет оказывать в ряде случаев негативное влияние на реализацию конституционного права каждого на судебную защиту <6>.
(Михайлова Е.В.)
("Российский судья", 2024, N 1)Если абстрагироваться от проблемы надлежащего адреса направления претензии, то очевидно, что применительно к досудебному урегулированию спора используется термин "претензия". Неясно, чем претензия отличается от информационного сообщения, направление которого не может согласно правовой позиции Пленума ВС РФ считаться выполнением требования об обязательном досудебном (претензионном) урегулировании. Очевидно, что заинтересованное лицо вполне может и часто не желает идти ни на какие уступки в части своих требований, а в претензии сообщает о них, а также о своем намерении обратиться в суд. Принудить это лицо к уступкам никто не вправе. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день решение вопроса о том, было ли соблюдено истцом надлежащим образом досудебное (претензионное) урегулирование спора, решается судом, арбитражным судом по своему усмотрению. Разумеется, это создает препятствия для доступа к правосудию, в силу чего представляется необходимым легально закрепить четкие условия, при которых досудебное (претензионное) урегулирование споров, рассматриваемых судами в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, считается выполненным надлежащим образом. Если этого не будет сделано, то досудебное урегулирование спора будет оказывать в ряде случаев негативное влияние на реализацию конституционного права каждого на судебную защиту <6>.
Готовое решение: Как составить претензию к поставщику
(КонсультантПлюс, 2025)Если из условий договора вытекает, что риски повреждения, гибели товара в пути несет покупатель, то возложить ответственность на поставщика можно, только если в момент заключения договора тот знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю (п. 2 ст. 459 ГК РФ). Поэтому если поставщик передал товар перевозчику в надлежащем состоянии, то претензию в таком случае следует предъявить компании, которая фактически осуществляла доставку.
(КонсультантПлюс, 2025)Если из условий договора вытекает, что риски повреждения, гибели товара в пути несет покупатель, то возложить ответственность на поставщика можно, только если в момент заключения договора тот знал или должен был знать, что товар утрачен или поврежден, и не сообщил об этом покупателю (п. 2 ст. 459 ГК РФ). Поэтому если поставщик передал товар перевозчику в надлежащем состоянии, то претензию в таком случае следует предъявить компании, которая фактически осуществляла доставку.
Статья: Страхование D&O - крепкий орешек российского страхового права
(Фогельсон Ю.Б., Кондратюк П.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)В соответствии с п. 1 ст. 53.1 ГК РФ акционеры, требуя привлечь менеджмент к ответственности, будут выступать в интересах юридического лица, но вовсе не обязательно от его имени. В полисе идет речь о том, кто является предъявителем претензии, а не о том, кто обладает материальным правом требовать возмещения убытков. При этом если претензия предъявлена надлежащим образом и обладает надлежащими атрибутами, то неважно, кто потом будет предъявлять материальное требование (или иск). И вообще будут ли материальные требования (иски). Мы встречали такие случаи, когда претензию предъявляет акционер, но требует возместить убытки общества. То есть в полисах, где претензии страхователя блокированы, страхователю, желающему востребовать убытки с менеджмента и воспользоваться при этом защитой полиса D&O, нужно думать и "крутиться": в частности, договариваться с акционерами, что не всегда возможно. Именно поэтому мы рекомендуем будущим страхователям внимательно читать полисные условия, и особенно определение третьего лица. Не приобретайте полис D&O, в котором из определения третьего лица исключен страхователь, или договаривайтесь со страховщиком об изменении определения третьего лица.
(Фогельсон Ю.Б., Кондратюк П.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 2)В соответствии с п. 1 ст. 53.1 ГК РФ акционеры, требуя привлечь менеджмент к ответственности, будут выступать в интересах юридического лица, но вовсе не обязательно от его имени. В полисе идет речь о том, кто является предъявителем претензии, а не о том, кто обладает материальным правом требовать возмещения убытков. При этом если претензия предъявлена надлежащим образом и обладает надлежащими атрибутами, то неважно, кто потом будет предъявлять материальное требование (или иск). И вообще будут ли материальные требования (иски). Мы встречали такие случаи, когда претензию предъявляет акционер, но требует возместить убытки общества. То есть в полисах, где претензии страхователя блокированы, страхователю, желающему востребовать убытки с менеджмента и воспользоваться при этом защитой полиса D&O, нужно думать и "крутиться": в частности, договариваться с акционерами, что не всегда возможно. Именно поэтому мы рекомендуем будущим страхователям внимательно читать полисные условия, и особенно определение третьего лица. Не приобретайте полис D&O, в котором из определения третьего лица исключен страхователь, или договаривайтесь со страховщиком об изменении определения третьего лица.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку с покупателя по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)Если адрес головной организации указан как исключительный для отправки всех юридически значимых сообщений или конкретно претензий по договору, то направление претензии по такому адресу будет надлежащим. Это следует из ст. 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.
(КонсультантПлюс, 2025)Если адрес головной организации указан как исключительный для отправки всех юридически значимых сообщений или конкретно претензий по договору, то направление претензии по такому адресу будет надлежащим. Это следует из ст. 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.
Статья: Множественный единоличный исполнительный орган: проблемы законодательства и практики
(Шиткина И.С.)
("Закон", 2021, N 9)Как отметил суд в одном из дел, признавая надлежаще направленной претензию, адресованную одному из директоров, "в соответствии с частью 3 статьи 65.3 ГК РФ уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 ст. 53). Таким образом, указанные в ЕГРЮЛ лица, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица, для сведений контрагентов признаются равнозначными лицами, осуществляющими текущее руководство деятельностью ответчика (выделено нами. - И.Ш.)" <19>.
(Шиткина И.С.)
("Закон", 2021, N 9)Как отметил суд в одном из дел, признавая надлежаще направленной претензию, адресованную одному из директоров, "в соответствии с частью 3 статьи 65.3 ГК РФ уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 ст. 53). Таким образом, указанные в ЕГРЮЛ лица, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица, для сведений контрагентов признаются равнозначными лицами, осуществляющими текущее руководство деятельностью ответчика (выделено нами. - И.Ш.)" <19>.