Национальная платежная система России
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальная платежная система России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Содержание исполнительного листа в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Из части 1.1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве следует, что в исполнительном документе указывается как уникальный идентификатор начисления, так и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. При этом вопреки доводам кассационной жалобы, указание иных платежных реквизитов взыскателя, в частности казначейского счета и кода бюджетной классификации, не отменяет требования о содержании в исполнительном документе уникального идентификатора начисления..."
(КонсультантПлюс, 2025)Из части 1.1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве следует, что в исполнительном документе указывается как уникальный идентификатор начисления, так и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. При этом вопреки доводам кассационной жалобы, указание иных платежных реквизитов взыскателя, в частности казначейского счета и кода бюджетной классификации, не отменяет требования о содержании в исполнительном документе уникального идентификатора начисления..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Распоряжение клиента, порядок его приема к исполнению и исполнения" Федерального закона "О национальной платежной системе""Учитывая положения части 1 статьи 8 Закона о национальной платежной системе и принятые в соответствии с ним Положение N 383-П, Положение N 762-П, Правила N 107н, суд первой инстанции верно указал, что в силу приведенных нормативных актов уникальный идентификатор платежа присваивается получателем средств. В случае его присвоения он доводится получателем средств до плательщика. В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Закона о национальной платежной системе Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: История становления и развития правового регулирования национальной платежной системы Российской Федерации
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5
Нормативные акты
"Основные направления развития национальной платежной системы на период 2025 - 2027 годов"
(одобрены Советом директоров Банка России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(одобрены Советом директоров Банка России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Концептуальные проблемы формирования правовых основ цифрового рубля
(Костикова Е.Г.)
("Финансовое право", 2024, N 8)<21> Официальный представитель Банка России озвучивал идею о том, что плату за транзакции с цифровыми рублями будет взимать только Центробанк, при этом для граждан такие операции будут бесплатными. См.: Интервью директора Департамента национальной платежной системы Банка России Аллы Бакиной "Все ответы о цифровом рубле" от 20 апреля 2023 г. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14713 (дата обращения: 01.07.2024). Тем не менее ст. 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции Федерального закона N 340-ФЗ дополнена п. 17.16 - 17.17, которыми установлено, что Совет директоров Центробанка получит полномочия определять максимальное значение размера платы, взимаемой участниками платформы цифрового рубля с пользователей платформы цифрового рубля (п. 17.17). То есть кредитные организации - вопреки озвученным планам - все-таки получили право взимать плату по операциям с цифровыми рублями.
(Костикова Е.Г.)
("Финансовое право", 2024, N 8)<21> Официальный представитель Банка России озвучивал идею о том, что плату за транзакции с цифровыми рублями будет взимать только Центробанк, при этом для граждан такие операции будут бесплатными. См.: Интервью директора Департамента национальной платежной системы Банка России Аллы Бакиной "Все ответы о цифровом рубле" от 20 апреля 2023 г. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14713 (дата обращения: 01.07.2024). Тем не менее ст. 18 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции Федерального закона N 340-ФЗ дополнена п. 17.16 - 17.17, которыми установлено, что Совет директоров Центробанка получит полномочия определять максимальное значение размера платы, взимаемой участниками платформы цифрового рубля с пользователей платформы цифрового рубля (п. 17.17). То есть кредитные организации - вопреки озвученным планам - все-таки получили право взимать плату по операциям с цифровыми рублями.
Статья: О гражданско-правовых проблемах цифровизации
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<18> Действующему законодательству уже более 10 лет известно понятие "электронные денежные средства" и "электронные средства платежа" в смысле особых форм безналичных расчетов (см. подп. 18 и 19 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872).
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)<18> Действующему законодательству уже более 10 лет известно понятие "электронные денежные средства" и "электронные средства платежа" в смысле особых форм безналичных расчетов (см. подп. 18 и 19 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872).
Статья: Кредитные организации как субъекты финансового права
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<20> Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)<20> Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
Статья: Новеллы российского законодательства о цифровых валютах и их использовании участниками внешнеэкономической деятельности в условиях санкций
(Голощапов И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<9> Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
(Голощапов И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<9> Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
Статья: Некоторые аспекты применения инновационных технологий в сфере оказания юридической помощи
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 5)<14> См. подр.: Баракина Е.Ю. Понятие "технология блокчейн" и его применение в национальной платежной системе Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Банковское право. 2018. N 1. С. 53 - 58.
(Баракина Е.Ю.)
("Юрист", 2022, N 5)<14> См. подр.: Баракина Е.Ю. Понятие "технология блокчейн" и его применение в национальной платежной системе Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Банковское право. 2018. N 1. С. 53 - 58.
Статья: Регулирование оборота цифровых финансов как важной составляющей экономического и технологического суверенитета России
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 3)<15> Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которым вносятся изменения и дополнения в несколько нормативно-правовых актов" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2020; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (ред. от 12.12.2023) "О банках и банковской деятельности" // Российская газета. 1996. 10 февраля; Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О национальной платежной системе" // Российская газета. 2011. 30 июня.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 3)<15> Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которым вносятся изменения и дополнения в несколько нормативно-правовых актов" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2020; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (ред. от 12.12.2023) "О банках и банковской деятельности" // Российская газета. 1996. 10 февраля; Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О национальной платежной системе" // Российская газета. 2011. 30 июня.
Статья: К вопросу о совершенствовании финансово-правовой ответственности операторов платежных систем
(Ларионова Е.С.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Ключевые слова: платежная система, финансово-правовая ответственность, надзор в национальной платежной системе, Банк России.
(Ларионова Е.С.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Ключевые слова: платежная система, финансово-правовая ответственность, надзор в национальной платежной системе, Банк России.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Исследование категории "цифровой публичный финансовый контроль" требует обратиться к рассмотрению предпосылок ее формирования, а именно: цифровизации финансовой сферы и государственного управления. Цифровизация финансовой сферы представляет интерес, поскольку в рамках настоящего исследования под публичным финансовым контролем понимается деятельность субъектов публичного финансового контроля, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, направленные на обеспечение финансового суверенитета Российской Федерации, т.е. стабильности национальной денежной единицы, бесперебойного функционирования денежно-кредитной системы, национального финансового рынка, национальной платежной системы, повышения капитализации российских компаний, сбалансированности бюджетов бюджетной системы, формирования источников долгосрочных финансовых ресурсов на территории государства. Рассмотрение цифровизации государственного управления обусловлено тем фактом, что публичный финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности как управленческой деятельности, которая, в свою очередь, является направлением государственного управления. Соответственно, все процессы и изменения, которые происходят в государственном управлении, непосредственно оказывают влияние на публичный финансовый контроль, процедуру его осуществления, поскольку выстраивается иным образом взаимодействие внутри системы публичной власти.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Исследование категории "цифровой публичный финансовый контроль" требует обратиться к рассмотрению предпосылок ее формирования, а именно: цифровизации финансовой сферы и государственного управления. Цифровизация финансовой сферы представляет интерес, поскольку в рамках настоящего исследования под публичным финансовым контролем понимается деятельность субъектов публичного финансового контроля, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, направленные на обеспечение финансового суверенитета Российской Федерации, т.е. стабильности национальной денежной единицы, бесперебойного функционирования денежно-кредитной системы, национального финансового рынка, национальной платежной системы, повышения капитализации российских компаний, сбалансированности бюджетов бюджетной системы, формирования источников долгосрочных финансовых ресурсов на территории государства. Рассмотрение цифровизации государственного управления обусловлено тем фактом, что публичный финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности как управленческой деятельности, которая, в свою очередь, является направлением государственного управления. Соответственно, все процессы и изменения, которые происходят в государственном управлении, непосредственно оказывают влияние на публичный финансовый контроль, процедуру его осуществления, поскольку выстраивается иным образом взаимодействие внутри системы публичной власти.
Статья: Развитие финансово-правового механизма функционирования платежных систем в новых экономических условиях
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)<18> Хоменко Е.Г. О "виртуализации" платежных услуг в национальной платежной системе России // Банковское право. 2020. N 6. С. 37 - 43.
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)<18> Хоменко Е.Г. О "виртуализации" платежных услуг в национальной платежной системе России // Банковское право. 2020. N 6. С. 37 - 43.