Начальная (максимальная) цена контракта при закупке у субъектов малого предпринимательства:
Подборка наиболее важных документов по запросу Начальная (максимальная) цена контракта при закупке у субъектов малого предпринимательства: (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 30 Закона N 44-ФЗНельзя проводить совместную закупку среди СМП и СОНКО, если НМЦК составляет более 20 млн руб. >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Конфликт интересов при осуществлении закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Конфликт интересов при осуществлении закупок
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Авансы в контрактах: баланс интересов
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Опустим сейчас тот факт, что аванс устанавливается от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта, а обеспечение контракта как раз наоборот - от начальной (максимальной) цены контракта (за исключением закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) и сопоставить эти нюансы при осуществлении закупки вызывает определенные трудности, и вернемся к обеспечению контрактов в части авансовых платежей.
(Воронова О.Н., Бука О.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Опустим сейчас тот факт, что аванс устанавливается от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта, а обеспечение контракта как раз наоборот - от начальной (максимальной) цены контракта (за исключением закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) и сопоставить эти нюансы при осуществлении закупки вызывает определенные трудности, и вернемся к обеспечению контрактов в части авансовых платежей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
Статья: Контрактные отношения: пролонгация прежних норм
(Лобанова О.Л.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 1)<*> Субъекты малого предпринимательства.
(Лобанова О.Л.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 1)<*> Субъекты малого предпринимательства.
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В систему показателей эффективности закупок включены общие объем и стоимость договоров по результатам закупок, по направлениям: доля закупок по конкурентным процедурам; доля закупок по конкурентным процедурам в электронной форме; экономия средств заказчика при осуществлении закупок, (разница между начальной максимальной ценой и стоимостью договоров, заключенных по итогам конкурентных процедур); снижение доли несостоявшихся закупок к общему количеству закупок; доля закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства для компаний с госучастием.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)В систему показателей эффективности закупок включены общие объем и стоимость договоров по результатам закупок, по направлениям: доля закупок по конкурентным процедурам; доля закупок по конкурентным процедурам в электронной форме; экономия средств заказчика при осуществлении закупок, (разница между начальной максимальной ценой и стоимостью договоров, заключенных по итогам конкурентных процедур); снижение доли несостоявшихся закупок к общему количеству закупок; доля закупок, осуществляемых у субъектов малого и среднего предпринимательства для компаний с госучастием.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 09.07.2024 N 24-08-08/63740 <По гарантийным обязательствам при госзакупках типовую независимую гарантию не оформляют>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 18)- в случае открытых конкурентных способов определения поставщиков (малых предприятий и социально ориентированных НКО) по контрактам с начальной (максимальной) ценой контракта не более 20 млн руб. - включены в перечень, размещенный в этих целях на сайте Минфина России (ч. 1.7 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ);
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 18)- в случае открытых конкурентных способов определения поставщиков (малых предприятий и социально ориентированных НКО) по контрактам с начальной (максимальной) ценой контракта не более 20 млн руб. - включены в перечень, размещенный в этих целях на сайте Минфина России (ч. 1.7 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ);
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- особенности участия субъектов малого предпринимательства в закупках товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 25% запланированного совокупного годового объема закупок, как правило, путем проведения открытых конкурсов. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей <2>;
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- особенности участия субъектов малого предпринимательства в закупках товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 25% запланированного совокупного годового объема закупок, как правило, путем проведения открытых конкурсов. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей <2>;
Вопрос: Об определении объема закупок у СМП и СОНКО.
(Письмо Минфина России от 28.11.2022 N 24-06-06/115996)В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНКО) в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ), рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, при:
(Письмо Минфина России от 28.11.2022 N 24-06-06/115996)В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНКО) в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ), рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, при:
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комиссия ФАС России с учетом НМЦК пришла к выводу, что значительный размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе - 80 729 887,24 рубля, а также размер обеспечения исполнения контракта - 484 379 323,47 рубля влияют на количество потенциальных участников закупки, сводя их к минимуму, поскольку являются актуальными лишь для крупных игроков на рынке выполняемых работ, ограничивая доступ к закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комиссия ФАС России с учетом НМЦК пришла к выводу, что значительный размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе - 80 729 887,24 рубля, а также размер обеспечения исполнения контракта - 484 379 323,47 рубля влияют на количество потенциальных участников закупки, сводя их к минимуму, поскольку являются актуальными лишь для крупных игроков на рынке выполняемых работ, ограничивая доступ к закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статья: Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Эти преимущества заключаются в увеличении цены контракта на 15% учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и организациям инвалидов - победителям конкурентных процедур и проведении специальных закупок (не менее 25% совокупного годового объема закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СО НКО)). Кроме того, предприятия УИС, организации инвалидов "предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке в соответствии с ч. 3 ст. 44) в размере 1/2% начальной (максимальной) цены контракта", в то время как иные участники - от 1/2 и до 1% (в отдельных случаях - 5%).
(Добрецов Г.Б.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)Эти преимущества заключаются в увеличении цены контракта на 15% учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и организациям инвалидов - победителям конкурентных процедур и проведении специальных закупок (не менее 25% совокупного годового объема закупок только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СО НКО)). Кроме того, предприятия УИС, организации инвалидов "предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке в соответствии с ч. 3 ст. 44) в размере 1/2% начальной (максимальной) цены контракта", в то время как иные участники - от 1/2 и до 1% (в отдельных случаях - 5%).
Вопрос: Об определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
(Письмо Минфина России от 21.04.2023 N 24-06-06/36695)В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНКО) в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ), рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ:
(Письмо Минфина России от 21.04.2023 N 24-06-06/36695)В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНКО) в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок (далее - СГОЗ), рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ:
Вопрос: О предоставлении обеспечения исполнения контракта и установлении размера аванса по контракту для нужд субъекта РФ, предусматривающему казначейское сопровождение, поэтапное исполнение, выплату аванса.
(Письмо Минфина России от 03.03.2023 N 02-11-15/18855)<1> Проведение открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
(Письмо Минфина России от 03.03.2023 N 02-11-15/18855)<1> Проведение открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Статья: Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)При этом в случае, если начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 20 млн рублей, заказчик вправе проводить закупку исключительно среди СМП и СОНКО. В рамках данного правила суды, учитывая приведенные законодательные положения и позицию, содержащуюся в письме Министерства экономического развития РФ от 28 января 2016 г. N ОГ-Д28-1174 <7>, обоснованно делают вывод о том, что при осуществлении совместной закупки, НМЦК которой составляет более 20 млн рублей, заказчик не вправе устанавливать ограничение участников закупки только из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Иное толкование, по мнению судейского сообщества, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, целям ограничения по цене контракта для субъектов малого бизнеса, поскольку по результатам проведения совместного конкурса победителем заключаются контракты со всеми заказчиками на общую сумму закупки <8>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)При этом в случае, если начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 20 млн рублей, заказчик вправе проводить закупку исключительно среди СМП и СОНКО. В рамках данного правила суды, учитывая приведенные законодательные положения и позицию, содержащуюся в письме Министерства экономического развития РФ от 28 января 2016 г. N ОГ-Д28-1174 <7>, обоснованно делают вывод о том, что при осуществлении совместной закупки, НМЦК которой составляет более 20 млн рублей, заказчик не вправе устанавливать ограничение участников закупки только из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Иное толкование, по мнению судейского сообщества, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, целям ограничения по цене контракта для субъектов малого бизнеса, поскольку по результатам проведения совместного конкурса победителем заключаются контракты со всеми заказчиками на общую сумму закупки <8>.