Наблюдение командования
Подборка наиболее важных документов по запросу Наблюдение командования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 104. Наблюдение командования воинской части
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 104. Наблюдение командования воинской части
Статья: Меры пресечения при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности: основания и особенности избрания
(Жиделев А.Д.)
("Мировой судья", 2025, N 9)Меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, личного поручительства и наблюдения командования воинской части - это не исключительная дискреция следователя и дознавателя. Предлагается внесение изменений в УПК РФ, в соответствии с которыми по судебному решению взамен заключения под стражу и домашнего ареста может быть избираема любая предусмотренная уголовно-процессуальным законом мера пресечения, а не только та, на избрание которой в данном порядке прямо указано в ныне действующей ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ.
(Жиделев А.Д.)
("Мировой судья", 2025, N 9)Меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, личного поручительства и наблюдения командования воинской части - это не исключительная дискреция следователя и дознавателя. Предлагается внесение изменений в УПК РФ, в соответствии с которыми по судебному решению взамен заключения под стражу и домашнего ареста может быть избираема любая предусмотренная уголовно-процессуальным законом мера пресечения, а не только та, на избрание которой в данном порядке прямо указано в ныне действующей ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 104. Наблюдение командования воинской части
(ред. от 27.10.2025)Статья 104. Наблюдение командования воинской части
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части;
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части;
Статья: Особенности избрания мер пресечения, действующих без судебного решения, по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности
(Жиделев А.Д.)
("Мировой судья", 2024, N 9)Правовые формулировки норм, регулирующих меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ), личного поручительства (ст. 103 УПК РФ) и наблюдения командования воинской части (ст. 104 УПК РФ), вовсе не определяют субъектный состав их избрания. Следовательно, исходя из общего определения оснований к избранию мер пресечения с указанием неделимого на их виды правомочного субъектного состава (ст. 97 УПК РФ), можно сделать вывод, что законодательно запрет на избрание указанных иных мер пресечения суду не установлен.
(Жиделев А.Д.)
("Мировой судья", 2024, N 9)Правовые формулировки норм, регулирующих меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ), личного поручительства (ст. 103 УПК РФ) и наблюдения командования воинской части (ст. 104 УПК РФ), вовсе не определяют субъектный состав их избрания. Следовательно, исходя из общего определения оснований к избранию мер пресечения с указанием неделимого на их виды правомочного субъектного состава (ст. 97 УПК РФ), можно сделать вывод, что законодательно запрет на избрание указанных иных мер пресечения суду не установлен.
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ);
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ);
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Мерами пресечения являются: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, запрет определенных действий, залог, домашний арест, заключение под стражу;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Мерами пресечения являются: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, запрет определенных действий, залог, домашний арест, заключение под стражу;
Статья: Проблемы приостановления и прекращения уголовного преследования в отношении подозреваемого (обвиняемого), привлекаемого для прохождения военной службы
(Нуриев И.Н., Тропина М.А.)
("Уголовное право", 2025, N 8)В связи с этим неясно, почему законодатель принял строгое решение, предписывающее необходимость отмены любой ранее избранной меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого), направляемого для прохождения военной службы в зону СВО (ч. 1 ст. 110 УПК РФ), и не предусмотрел возможности ее замены на более подходящую по смыслу, а именно наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ), тогда как закон препятствий для ее избрания не содержит.
(Нуриев И.Н., Тропина М.А.)
("Уголовное право", 2025, N 8)В связи с этим неясно, почему законодатель принял строгое решение, предписывающее необходимость отмены любой ранее избранной меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого), направляемого для прохождения военной службы в зону СВО (ч. 1 ст. 110 УПК РФ), и не предусмотрел возможности ее замены на более подходящую по смыслу, а именно наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ), тогда как закон препятствий для ее избрания не содержит.
Статья: Пробелы нормативной регламентации реабилитации в уголовном судопроизводстве
(Стельмах В.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Можно предложить и несколько иную трактовку соотношения указанных положений уголовно-процессуального и гражданского законов: избрание заключения под стражу и подписки о невыезде и надлежащем поведении в случае последующего прекращения уголовного преследования влечет возникновение права на реабилитацию в обязательном порядке, а применение других мер пресечения - в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Подобная интерпретация может быть признана состоятельной в отношении таких мер пресечения, как личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним, наблюдение командования воинской части и залог. Подписка о невыезде и надлежащем поведении, несмотря на мягкий характер, обусловленный отсутствием строгого нормативно закрепленного контроля за исполнением данной меры пресечения, тем не менее подразумевает запрет выезда за пределы места жительства, непосредственно ограничивающий конституционное право на свободу передвижения, причем этот запрет в период действия указанной меры пресечения носит всеобъемлющий, не предусматривающий исключений характер. Личное поручительство и присмотр за несовершеннолетним, во-первых, не содержат запрета на перемещение за пределы населенного пункта, в котором проживает обвиняемый (подозреваемый), а во-вторых, заключаются в возложении обязанностей не на самого обвиняемого (подозреваемого), а на иных лиц, призванных обеспечить должное поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Отсутствие обязанности обвиняемого (подозреваемого) не покидать место жительства и перенос обеспечения указанных мер пресечения на поручителей позволяют констатировать, что для самого обвиняемого (подозреваемого) данные меры пресечения носят даже несколько более мягкий характер, чем подписка о невыезде и надлежащем поведении.
(Стельмах В.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Можно предложить и несколько иную трактовку соотношения указанных положений уголовно-процессуального и гражданского законов: избрание заключения под стражу и подписки о невыезде и надлежащем поведении в случае последующего прекращения уголовного преследования влечет возникновение права на реабилитацию в обязательном порядке, а применение других мер пресечения - в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Подобная интерпретация может быть признана состоятельной в отношении таких мер пресечения, как личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним, наблюдение командования воинской части и залог. Подписка о невыезде и надлежащем поведении, несмотря на мягкий характер, обусловленный отсутствием строгого нормативно закрепленного контроля за исполнением данной меры пресечения, тем не менее подразумевает запрет выезда за пределы места жительства, непосредственно ограничивающий конституционное право на свободу передвижения, причем этот запрет в период действия указанной меры пресечения носит всеобъемлющий, не предусматривающий исключений характер. Личное поручительство и присмотр за несовершеннолетним, во-первых, не содержат запрета на перемещение за пределы населенного пункта, в котором проживает обвиняемый (подозреваемый), а во-вторых, заключаются в возложении обязанностей не на самого обвиняемого (подозреваемого), а на иных лиц, призванных обеспечить должное поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Отсутствие обязанности обвиняемого (подозреваемого) не покидать место жительства и перенос обеспечения указанных мер пресечения на поручителей позволяют констатировать, что для самого обвиняемого (подозреваемого) данные меры пресечения носят даже несколько более мягкий характер, чем подписка о невыезде и надлежащем поведении.