На праве постоянного бессрочного пользования изменить вид разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу На праве постоянного бессрочного пользования изменить вид разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с арендой и безвозмездным пользованием земельными участками: Арендодатель (Уполномоченный орган) хочет признать договор аренды земельного участка недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)Договор аренды заключен в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, а вид разрешенного использования изменен по решению Уполномоченного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Договор аренды заключен в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, а вид разрешенного использования изменен по решению Уполномоченного органа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 N 15АП-19801/2023 по делу N А32-43129/2022
Требование: О признании недействительными договора аренды земельного участка, дополнительного соглашения к договору аренды, договора о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды, обязании вернуть земельный участок, восстановить в ЕГРН сведения о виде разрешенного использования земельного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.В данном случае земельные участки при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования предоставлены для сельскохозяйственного использования (пункт 1.1 договоров аренды). В отсутствие исключений, названных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса, утверждение правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов, внесение сведений в ЕГРН о видах разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположен участок, не свидетельствует об обязанности арендодателя внести изменения в договор аренды в части видов использования участка.
Требование: О признании недействительными договора аренды земельного участка, дополнительного соглашения к договору аренды, договора о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды, обязании вернуть земельный участок, восстановить в ЕГРН сведения о виде разрешенного использования земельного участка.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено в части.В данном случае земельные участки при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования предоставлены для сельскохозяйственного использования (пункт 1.1 договоров аренды). В отсутствие исключений, названных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса, утверждение правил землепользования и застройки и градостроительных регламентов, внесение сведений в ЕГРН о видах разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположен участок, не свидетельствует об обязанности арендодателя внести изменения в договор аренды в части видов использования участка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции также не принял во внимание доказательства последующего юридического оформления ответчиком фактически изъятого земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2018 г.: справка кадастрового инженера о расположении в границах спорного земельного участка линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования; регистрация в ЕГРН права муниципальной собственности на спорный земельный участок с изменением вида разрешенного использования в качестве территории общего пользования; передача участка на праве постоянного бессрочного пользования МКУ {...}; указание спорного участка в проекте межевания в числе участков, которые отнесены к территории общего пользования и предполагаются к изъятию для муниципальных нужд в целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги; принятие Постановления от 28 мая 2019 г. N 2208, где спорный участок указан как предназначенный для размещения автомобильной дороги местного значения. Действия ответчика по закреплению юридического статуса существующего внутрирайонного проезда были направлены на устранение нарушений, допущенных им при застройке микрорайона в отсутствие схемы планировки его улично-дорожной сети, с учетом сформировавшегося фактического использования спорного земельного участка в качестве объекта транспортной инфраструктуры района.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции также не принял во внимание доказательства последующего юридического оформления ответчиком фактически изъятого земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2018 г.: справка кадастрового инженера о расположении в границах спорного земельного участка линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования; регистрация в ЕГРН права муниципальной собственности на спорный земельный участок с изменением вида разрешенного использования в качестве территории общего пользования; передача участка на праве постоянного бессрочного пользования МКУ {...}; указание спорного участка в проекте межевания в числе участков, которые отнесены к территории общего пользования и предполагаются к изъятию для муниципальных нужд в целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги; принятие Постановления от 28 мая 2019 г. N 2208, где спорный участок указан как предназначенный для размещения автомобильной дороги местного значения. Действия ответчика по закреплению юридического статуса существующего внутрирайонного проезда были направлены на устранение нарушений, допущенных им при застройке микрорайона в отсутствие схемы планировки его улично-дорожной сети, с учетом сформировавшегося фактического использования спорного земельного участка в качестве объекта транспортной инфраструктуры района.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Приведенными положениями Закона о введении в действие ЗК РФ не предусмотрены ограничения по сроку владения земельным участком на основании договора аренды, заключенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, в целях реализации арендатором права на приобретение этого участка в собственность.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)Приведенными положениями Закона о введении в действие ЗК РФ не предусмотрены ограничения по сроку владения земельным участком на основании договора аренды, заключенного в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, в целях реализации арендатором права на приобретение этого участка в собственность.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)- переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды без уведомления правообладателя в результате раздела земельного участка <5>;
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)- переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды без уведомления правообладателя в результате раздела земельного участка <5>;
Статья: Характеристика первого Закона о "дачной амнистии"
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Благодаря Федеральному закону N 93-ФЗ в Федеральном законе N 137-ФЗ появилась норма, согласно которой земельные участки с видами разрешенного использования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, могли быть зарегистрированы на праве частной собственности. Исключение было одно - если только участок не мог предоставляться в частную собственность. В настоящее время эта норма несколько изменилась - указано, что такой участок считается предоставленным на праве частной собственности (п. 9.1 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ), только если такой участок может предоставляться в частную собственность.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)Благодаря Федеральному закону N 93-ФЗ в Федеральном законе N 137-ФЗ появилась норма, согласно которой земельные участки с видами разрешенного использования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, могли быть зарегистрированы на праве частной собственности. Исключение было одно - если только участок не мог предоставляться в частную собственность. В настоящее время эта норма несколько изменилась - указано, что такой участок считается предоставленным на праве частной собственности (п. 9.1 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ), только если такой участок может предоставляться в частную собственность.
Статья: Основные направления совершенствования регистрационного законодательства: формирование реестрового права в России
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)1) с продолжением темы "амнистий" в сфере недвижимости <25>. Согласно этому законопроекту такие ограниченные вещные права граждан, как право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения, признаются правом собственности в силу закона независимо от вида разрешенного использования земельного участка. Этот проект в первую очередь должен:
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)1) с продолжением темы "амнистий" в сфере недвижимости <25>. Согласно этому законопроекту такие ограниченные вещные права граждан, как право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения, признаются правом собственности в силу закона независимо от вида разрешенного использования земельного участка. Этот проект в первую очередь должен:
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Похожая позиция отражена в п. 56 Информации Минэкономразвития России <1>: по мнению Департамента недвижимости, изменение ВРИ участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования органу государственной власти или органу местного самоуправления, возможно путем принятия уполномоченным органом решения об установлении ВРИ участка в соответствии с ПЗЗ и направления его в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия <2>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Похожая позиция отражена в п. 56 Информации Минэкономразвития России <1>: по мнению Департамента недвижимости, изменение ВРИ участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования органу государственной власти или органу местного самоуправления, возможно путем принятия уполномоченным органом решения об установлении ВРИ участка в соответствии с ПЗЗ и направления его в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия <2>.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов Российской Федерации в 2021 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года" (результаты мероприятия учитываются в рамках КОКМ "Анализ эффективности системы межбюджетных отношений")
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)<52> Росреестром согласован 51 отказ от права постоянного (бессрочного) пользования, 42 из них переданы в казну Российской Федерации, в отношении 2 земельных участков изменен вид разрешенного использования. В настоящее время Росреестром подано исковое заявление к ТУ Росимущества в Московской области об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:03:0030380:722 площадью 1,6 га, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования Росреестра, в казну Российской Федерации.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)<52> Росреестром согласован 51 отказ от права постоянного (бессрочного) пользования, 42 из них переданы в казну Российской Федерации, в отношении 2 земельных участков изменен вид разрешенного использования. В настоящее время Росреестром подано исковое заявление к ТУ Росимущества в Московской области об изъятии земельного участка с кадастровым номером 50:03:0030380:722 площадью 1,6 га, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования Росреестра, в казну Российской Федерации.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)- указанные земельные участки принадлежат одному лицу на праве собственности, и (или) на праве постоянного (бессрочного) пользования, и (или) на праве пожизненного наследуемого владения, и (или) на праве безвозмездного пользования;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)- указанные земельные участки принадлежат одному лицу на праве собственности, и (или) на праве постоянного (бессрочного) пользования, и (или) на праве пожизненного наследуемого владения, и (или) на праве безвозмездного пользования;
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Согласно последним поправкам к ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <3>, основной или условно разрешенный вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр недвижимости). Из чего можно сделать вывод, что землепользователь, будь то собственник или арендатор земельного участка, обязан использовать его исключительно согласно тем целям, которые занесены в реестр недвижимости, иное будет считаться правонарушением. Выбор целеполагания землепользователя ограничен вариантами, которые предусмотрены для данной территориальной зоны. Последняя описывается в Правилах землепользования и застройки отдельной территории, в частности в градостроительном регламенте для соответствующей зоны. Таким образом, чтобы землепользование считалось надлежащим, при перемене направлений хозяйственной деятельности на земельном участке требуется уведомить об этом органы Росреестра (Роскадастра) и изменить вид разрешенного использования земельного участка в рамках допустимых для данной зоны видов согласно новым намерениям землепользователя. В отношении уполномоченного субъекта такой инициативы закон в той же ст. 7 ЗК указывает на "правообладателя земельного участка". Исчерпывающий перечень лиц, относящихся к этой категории, дан в ст. 5 ЗК РФ. Так, к ним относятся собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. ГрК РФ (ст. 37) уточняет, что инициаторами изменений ВРИ не могут выступать органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия. По всей видимости, этим ограничением законодатель хотел учесть то обстоятельство, что в настоящее время указанные субъекты используют земельные участки на особом праве - праве постоянного бессрочного пользования, в то время как собственность на данные земли принадлежит соответствующему публично-правовому образованию. Соответственно, оно и должно решать вопрос о смене вида разрешенного использования. Однако сохраняется неопределенность в вопросе о том, могут ли названные в ст. 37 ГрК РФ лица (органы публичной власти, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия) самостоятельно инициировать изменение целевого назначения частного земельного участка, если они его используют на основании договоров аренды или безвозмездного пользования. Буквальное толкование комментируемой нормы позволяет дать отрицательный ответ на данный вопрос, что нелогично. Пока оставив в стороне данный спорный момент, резюмируем, что комментируемые положения дают возможность собственнику и любому иному правообладателю земельного участка, за исключением названных в ст. 37 ГрК РФ, самостоятельно поменять вид разрешенного использования, а значит, и внести изменения в реестр недвижимости.