Мультимодальный коносамент
Подборка наиболее важных документов по запросу Мультимодальный коносамент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2025 N 05АП-2571/2025 по делу N А51-18626/2024
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, представления об устранении причин и условий совершения нарушения валютного законодательства, предписания об устранении нарушения.
Решение: Требование удовлетворено в части.Следовательно, представленные обществом в инспекцию коносаменты подтверждают факт перевозки контейнеров (товаров в них) до территории Российской Федерации, однако, не подтверждают оказание таких услуг именно компанией "LOGTIME DMCC" в рамках договора мультимодальной контейнерной перевозки от 01.01.2024 N LT-09/2022.
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, представления об устранении причин и условий совершения нарушения валютного законодательства, предписания об устранении нарушения.
Решение: Требование удовлетворено в части.Следовательно, представленные обществом в инспекцию коносаменты подтверждают факт перевозки контейнеров (товаров в них) до территории Российской Федерации, однако, не подтверждают оказание таких услуг именно компанией "LOGTIME DMCC" в рамках договора мультимодальной контейнерной перевозки от 01.01.2024 N LT-09/2022.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инкотермс 2020: теория и практика внешнеторговой контрактной работы и международных расчетов
(Холопов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Расходы и риски переходят с продавца на покупателя в оговоренном в контракте месте - в момент передачи товара первому перевозчику. Документами, подтверждающими поставку товара на согласованных в договоре условиях, могут быть накладные различных видов транспорта (автомобильного, воздушного, железнодорожного) и мультимодальные коносаменты и накладные (например, документы ФИАТА - FBL <6> и FWB <7>). Сегодня МТП/ICC рекомендует сторонам договора более активно использовать морские коносаменты (с бортовой отметкой) для целей подтверждения поставки товара на согласованных условиях. Эти документы могут не содержать отметки перевозчиков или экспедиторов <8> об оплате продавцом товара стоимости перевозки (транспортного тарифа, фрахта, провозных платежей и сборов) и иных сопутствующих услуг.
(Холопов К.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Расходы и риски переходят с продавца на покупателя в оговоренном в контракте месте - в момент передачи товара первому перевозчику. Документами, подтверждающими поставку товара на согласованных в договоре условиях, могут быть накладные различных видов транспорта (автомобильного, воздушного, железнодорожного) и мультимодальные коносаменты и накладные (например, документы ФИАТА - FBL <6> и FWB <7>). Сегодня МТП/ICC рекомендует сторонам договора более активно использовать морские коносаменты (с бортовой отметкой) для целей подтверждения поставки товара на согласованных условиях. Эти документы могут не содержать отметки перевозчиков или экспедиторов <8> об оплате продавцом товара стоимости перевозки (транспортного тарифа, фрахта, провозных платежей и сборов) и иных сопутствующих услуг.
Статья: К вопросу о систематизации транспортного законодательства о документообороте в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Во-первых, систематизация транспортных документов происходит в рамках отдельного вида транспорта. Тем самым можно утверждать, что существующий документооборот на конкретном виде транспорта является обособленным, не имеющим связи с документооборотом, осуществляющимся на иных видах транспорта. Такая особенность является препятствием для развития смешанных перевозок, так как не соответствует одной из важнейших задач развития смешанных перевозок - "бесшовности" грузовой логистики и перевозок, о которой было заявлено в разделе 2 Паспорта Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России. В статье 2 проекта N 1179766-7 Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сделаны определенные попытки на пути реализации поставленной цели - создания сквозного обмена документами. Так, в отличие от предыдущих пяти законопроектов <2>, в рассматриваемом документе указывается на перевозку грузов, пассажиров, багажа по единому транспортному документу, который должен оформляться на весь путь следования. Предусмотренный в законопроекте единый транспортный документ можно сравнить с тем, который применяется в мировой экспедиторской практике, а именно с оборотным мультимодальным транспортным коносаментом ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading, FBL). Значимость такого документа заключается в том, что с его помощью систематизируется документооборот и упорядочиваются отношения между участниками перевозочного процесса. В этом транспортном документе указывается одно лицо - экспедитор, который является ответственным за все расстояние доставки груза от места погрузки до места назначения. Тем самым коносамент ФИАТА подтверждает единую ответственность экспедитора перед клиентом независимо от того, какие третьи лица были привлечены к осуществлению перемещения груза.
(Бажина М.А.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Во-первых, систематизация транспортных документов происходит в рамках отдельного вида транспорта. Тем самым можно утверждать, что существующий документооборот на конкретном виде транспорта является обособленным, не имеющим связи с документооборотом, осуществляющимся на иных видах транспорта. Такая особенность является препятствием для развития смешанных перевозок, так как не соответствует одной из важнейших задач развития смешанных перевозок - "бесшовности" грузовой логистики и перевозок, о которой было заявлено в разделе 2 Паспорта Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России. В статье 2 проекта N 1179766-7 Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сделаны определенные попытки на пути реализации поставленной цели - создания сквозного обмена документами. Так, в отличие от предыдущих пяти законопроектов <2>, в рассматриваемом документе указывается на перевозку грузов, пассажиров, багажа по единому транспортному документу, который должен оформляться на весь путь следования. Предусмотренный в законопроекте единый транспортный документ можно сравнить с тем, который применяется в мировой экспедиторской практике, а именно с оборотным мультимодальным транспортным коносаментом ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading, FBL). Значимость такого документа заключается в том, что с его помощью систематизируется документооборот и упорядочиваются отношения между участниками перевозочного процесса. В этом транспортном документе указывается одно лицо - экспедитор, который является ответственным за все расстояние доставки груза от места погрузки до места назначения. Тем самым коносамент ФИАТА подтверждает единую ответственность экспедитора перед клиентом независимо от того, какие третьи лица были привлечены к осуществлению перемещения груза.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@
<О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров>
(вместе с "Порядком замены (корректировки) существенных сведений (товар, грузополучатель, пункт поставки и т.п.) в товаросопроводительных документах")8.4.3. Коносамент на смешанную перевозку, или мультимодальный коносамент (Bill of lading for multimodal transport)
<О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров>
(вместе с "Порядком замены (корректировки) существенных сведений (товар, грузополучатель, пункт поставки и т.п.) в товаросопроводительных документах")8.4.3. Коносамент на смешанную перевозку, или мультимодальный коносамент (Bill of lading for multimodal transport)
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.04.2018 N 51
(ред. от 20.10.2020)
"Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом"код порта первоначального отправления грузов (в случае осуществления мультимодальных перевозок или перевозок по сквозным коносаментам);
(ред. от 20.10.2020)
"Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом"код порта первоначального отправления грузов (в случае осуществления мультимодальных перевозок или перевозок по сквозным коносаментам);
Статья: Товарораспорядительные документы как объекты коммерческого (торгового) права: анализ судебной практики
(Пантелеев И.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)В судебной практике можно встретить примеры, когда суды приходили к выводу, что смена судовладельца или судна приводит к прекращению действия коносамента (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2023 по делу N А32-30423/2022). Полагаем, что такой подход противоречит как существующему законодательному регулированию (например, согласно ст. 174 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации), так и существующим потребностям торгового оборота, предполагающим так называемые мультимодальные перевозки <23>.
(Пантелеев И.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)В судебной практике можно встретить примеры, когда суды приходили к выводу, что смена судовладельца или судна приводит к прекращению действия коносамента (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2023 по делу N А32-30423/2022). Полагаем, что такой подход противоречит как существующему законодательному регулированию (например, согласно ст. 174 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации), так и существующим потребностям торгового оборота, предполагающим так называемые мультимодальные перевозки <23>.
Статья: О правовой природе коносамента в морских перевозках
(Кляндин А.Ф.)
("Юрист", 2025, N 7)С развитием мультимодальных (смешанных) перевозок (в том числе контейнерных) стали распространены сквозные коносаменты. На необходимость специального законодательного регулирования таких перевозок неоднократно указывалось в литературе, например А.С. Скаридовым, Я.Е. Бразовской <8>. С сентября 2025 г. вступает в силу Федеральный закон "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому такие перевозки регулируются специальным транспортным законодательством в части, не урегулированной данным Законом.
(Кляндин А.Ф.)
("Юрист", 2025, N 7)С развитием мультимодальных (смешанных) перевозок (в том числе контейнерных) стали распространены сквозные коносаменты. На необходимость специального законодательного регулирования таких перевозок неоднократно указывалось в литературе, например А.С. Скаридовым, Я.Е. Бразовской <8>. С сентября 2025 г. вступает в силу Федеральный закон "О прямых смешанных перевозках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому такие перевозки регулируются специальным транспортным законодательством в части, не урегулированной данным Законом.
Статья: Проблемы классификации и наименования договоров, связанных с морскими перевозками
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)9. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки / Э.Л. Лимонов. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Модуль, 2006. 379 с.
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)9. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки / Э.Л. Лимонов. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Модуль, 2006. 379 с.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)- коносаментами, их переводами;
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)- коносаментами, их переводами;
Статья: Транспортные расходы в структуре таможенной стоимости: практика начислений и вычетов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Во-первых, декларант может располагать только документами, оформляемыми в соответствии с обычаями делового оборота и применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. В частности, компания-экспортер, продающая товары на внутренний рынок ЕАЭС на условиях поставки DAP, DPU или DDP, обязана передать компании-импортеру в соответствии с требованиями "Инкотермс-2020" коммерческий счет-фактуру (включающий в том числе затраты на доставку товаров в пункт назначения) и деливери-ордер или обычный транспортный документ (например, оборотный коносамент, железнодорожную накладную или накладную мультимодальной перевозки). Причем таможенные органы, требующие предоставления договоров по транспортировке товаров, счетов-фактур и банковских документов, игнорируют, на наш взгляд, тот очевидный факт, что участниками правоотношения в данном случае являются не компании-импортеры, а иностранные компании-производители, продающие товары на экспорт, и транспортно-экспедиторские компании, несущие все расходы и риски по доставке товаров до места назначения на таможенной территории ЕАЭС. Более того, стоимость транспортно-экспедиторских услуг, включенная в цену договора международной купли-продажи товаров, как правило, выше той стоимости услуг, которая указана в договорах транспортной экспедиции, заключенных между компаниями-экспортерами и компаниями-перевозчиками, поскольку иностранные компании-производители добавляют в соответствии с требованиями бухгалтерского учета к цене, установленной транспортно-экспедиторскими компаниями, собственные затраты, связанные с подготовкой и заключением договора на транспортировку товаров, согласованием технических условий погрузки и крепления грузов, участием в организации транспортного процесса, рисками утраты или повреждения товаров в пути, и прочие расходы.
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Во-первых, декларант может располагать только документами, оформляемыми в соответствии с обычаями делового оборота и применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. В частности, компания-экспортер, продающая товары на внутренний рынок ЕАЭС на условиях поставки DAP, DPU или DDP, обязана передать компании-импортеру в соответствии с требованиями "Инкотермс-2020" коммерческий счет-фактуру (включающий в том числе затраты на доставку товаров в пункт назначения) и деливери-ордер или обычный транспортный документ (например, оборотный коносамент, железнодорожную накладную или накладную мультимодальной перевозки). Причем таможенные органы, требующие предоставления договоров по транспортировке товаров, счетов-фактур и банковских документов, игнорируют, на наш взгляд, тот очевидный факт, что участниками правоотношения в данном случае являются не компании-импортеры, а иностранные компании-производители, продающие товары на экспорт, и транспортно-экспедиторские компании, несущие все расходы и риски по доставке товаров до места назначения на таможенной территории ЕАЭС. Более того, стоимость транспортно-экспедиторских услуг, включенная в цену договора международной купли-продажи товаров, как правило, выше той стоимости услуг, которая указана в договорах транспортной экспедиции, заключенных между компаниями-экспортерами и компаниями-перевозчиками, поскольку иностранные компании-производители добавляют в соответствии с требованиями бухгалтерского учета к цене, установленной транспортно-экспедиторскими компаниями, собственные затраты, связанные с подготовкой и заключением договора на транспортировку товаров, согласованием технических условий погрузки и крепления грузов, участием в организации транспортного процесса, рисками утраты или повреждения товаров в пути, и прочие расходы.
Статья: Судебно-арбитражная практика в области транзитных правоотношений: создание оборотного цифрового документа
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Рассмотренные проблемы в своем Постановлении отразил АС Уральского округа по делу N А60-31994/2015 <30>. Согласно материалам дела общество с ограниченной ответственность "МаниБург" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд субъекта Российской Федерации с требованием о признании незаконными ряда актов Росфиннадзора. Судом установлено, что общество заключило внешнеторговые сделки, а именно договоры купли-продажи бездокументарных ценных бумаг, с китайской компанией. Во исполнение обязанностей, закрепленных в договорах, обществом перечислены денежные средства в общей сумме свыше 100 млн долл. США. В качестве обоснования осуществления платежей резидентом указана предварительная оплата товаров (оплата ценных бумаг, содержащих обязательственные права на груз). Как было описано в дальнейшем, товарораспорядительные документы не удостоверяли каких-либо прав в отношении грузов и использовались с целью перевода денежных средств клиентов-резидентов общества. Таким образом, действия организации были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в качестве незаконных валютных операций <31>. Вместе с тем правонарушителем предприняты попытки обоснования противоправных действий с использованием концепции мультимодальных оборотных документов. Представителем общества была озвучена позиция о соответствии рассматриваемых документов транспортному коносаменту Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), оформленному в бездокументарной форме. Однако судом такая позиция признана несостоятельной, поскольку обществом не представлено доказательств действительности требований, удостоверенных такими товарораспорядительными документами. Судом сделано важное замечание, согласно которому "необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги является определение в законе или в установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которых влечет ее ничтожность".
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Рассмотренные проблемы в своем Постановлении отразил АС Уральского округа по делу N А60-31994/2015 <30>. Согласно материалам дела общество с ограниченной ответственность "МаниБург" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд субъекта Российской Федерации с требованием о признании незаконными ряда актов Росфиннадзора. Судом установлено, что общество заключило внешнеторговые сделки, а именно договоры купли-продажи бездокументарных ценных бумаг, с китайской компанией. Во исполнение обязанностей, закрепленных в договорах, обществом перечислены денежные средства в общей сумме свыше 100 млн долл. США. В качестве обоснования осуществления платежей резидентом указана предварительная оплата товаров (оплата ценных бумаг, содержащих обязательственные права на груз). Как было описано в дальнейшем, товарораспорядительные документы не удостоверяли каких-либо прав в отношении грузов и использовались с целью перевода денежных средств клиентов-резидентов общества. Таким образом, действия организации были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в качестве незаконных валютных операций <31>. Вместе с тем правонарушителем предприняты попытки обоснования противоправных действий с использованием концепции мультимодальных оборотных документов. Представителем общества была озвучена позиция о соответствии рассматриваемых документов транспортному коносаменту Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), оформленному в бездокументарной форме. Однако судом такая позиция признана несостоятельной, поскольку обществом не представлено доказательств действительности требований, удостоверенных такими товарораспорядительными документами. Судом сделано важное замечание, согласно которому "необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги является определение в законе или в установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которых влечет ее ничтожность".
Статья: Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок грузов в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Сказанное выше подтверждает целесообразность разработки унифицированной электронной формы для всех видов транспорта. За основу может быть взят документооборот, разработанный международной организацией ФИАТА (Международная федерация экспедиторских ассоциаций). Речь идет об экспедиторском документе, именуемом мультимодальным транспортным коносаментом (FBL - Negotiable FIATA Multimodal Transportation Bill of Landing). Основным достоинством этого документа является то, что он может выступать в качестве ценной бумаги наподобие коносамента, выдаваемого при морской перевозке грузов. Иными словами, этот документ обладает характеристиками оборотного документа. В настоящее время уже существует электронная версия FBL. Однако сохраняется проблема по разработке механизма контроля, выдачи и проверки такой электронной накладной согласно существующим требованиям. Следуя тенденциям дигитализации, ФИАТА планирует создать программное обеспечение, с помощью которого участники ФИАТА смогут выдавать электронную версию накладной через главный сервис управления транспортировкой. С этой целью у каждого участника ФИАТА будет свой электронный профайл, позволяющий его идентифицировать. Цель такой системы сводится к тому, чтобы выдачу любого документа можно было отследить, присвоив ему уникальный номер и QR-код <6>.
(Бажина М.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Сказанное выше подтверждает целесообразность разработки унифицированной электронной формы для всех видов транспорта. За основу может быть взят документооборот, разработанный международной организацией ФИАТА (Международная федерация экспедиторских ассоциаций). Речь идет об экспедиторском документе, именуемом мультимодальным транспортным коносаментом (FBL - Negotiable FIATA Multimodal Transportation Bill of Landing). Основным достоинством этого документа является то, что он может выступать в качестве ценной бумаги наподобие коносамента, выдаваемого при морской перевозке грузов. Иными словами, этот документ обладает характеристиками оборотного документа. В настоящее время уже существует электронная версия FBL. Однако сохраняется проблема по разработке механизма контроля, выдачи и проверки такой электронной накладной согласно существующим требованиям. Следуя тенденциям дигитализации, ФИАТА планирует создать программное обеспечение, с помощью которого участники ФИАТА смогут выдавать электронную версию накладной через главный сервис управления транспортировкой. С этой целью у каждого участника ФИАТА будет свой электронный профайл, позволяющий его идентифицировать. Цель такой системы сводится к тому, чтобы выдачу любого документа можно было отследить, присвоив ему уникальный номер и QR-код <6>.