Можно ли в одной жалобе обжаловать несколько постановлений по коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Можно ли в одной жалобе обжаловать несколько постановлений по коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2953-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"А.В. Николаев, полагая, что им было совершено одно длящееся административное правонарушение, подал одну жалобу на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях. Определением судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 21 сентября 2020 года, оставленным без изменения вышестоящими судами, в том числе постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2021 года, данная жалоба была возвращена без рассмотрения, поскольку Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает возможности обжалования нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях посредством подачи одной жалобы.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Николаева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"А.В. Николаев, полагая, что им было совершено одно длящееся административное правонарушение, подал одну жалобу на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях. Определением судьи Арзамасского городского суда Нижегородской области от 21 сентября 2020 года, оставленным без изменения вышестоящими судами, в том числе постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2021 года, данная жалоба была возвращена без рассмотрения, поскольку Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает возможности обжалования нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях посредством подачи одной жалобы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В связи с принятием названного Определения КС РФ возникает вопрос о том, вправе ли лицо, привлеченное к административной ответственности, при обращении в арбитражный суд соединить в одном заявлении требования об оспаривании сразу нескольких постановлений административного органа.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В связи с принятием названного Определения КС РФ возникает вопрос о том, вправе ли лицо, привлеченное к административной ответственности, при обращении в арбитражный суд соединить в одном заявлении требования об оспаривании сразу нескольких постановлений административного органа.
"Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая"
(том 2)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Суды обращают внимание на то, что по смыслу ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ на каждое постановление должностного лица по делу об административном правонарушении должна быть подана самостоятельная жалоба, так как действующее законодательство не предусматривает возможность подачи одной жалобы на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях. КоАП РФ не содержит запрета на обжалование нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях. Однако при обжаловании нескольких постановлений по разным делам об административных правонарушениях заявителю необходимо представить самостоятельную жалобу на постановление по каждому делу. Порядок подачи жалобы на постановление указан в ст. 30.2 КоАП РФ, из положений которой следует, что жалоба подается на одно постановление по одному делу об административном правонарушении (Определения Московского городского суда от 20.07.2017 по делу N 7-10106/2017, от 04.07.2017 по делу N 7-8822/2017, от 18.05.2017 по делу N 7-6273/2017).
(том 2)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Суды обращают внимание на то, что по смыслу ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ на каждое постановление должностного лица по делу об административном правонарушении должна быть подана самостоятельная жалоба, так как действующее законодательство не предусматривает возможность подачи одной жалобы на несколько постановлений по делам об административных правонарушениях. КоАП РФ не содержит запрета на обжалование нескольких постановлений по делам об административных правонарушениях. Однако при обжаловании нескольких постановлений по разным делам об административных правонарушениях заявителю необходимо представить самостоятельную жалобу на постановление по каждому делу. Порядок подачи жалобы на постановление указан в ст. 30.2 КоАП РФ, из положений которой следует, что жалоба подается на одно постановление по одному делу об административном правонарушении (Определения Московского городского суда от 20.07.2017 по делу N 7-10106/2017, от 04.07.2017 по делу N 7-8822/2017, от 18.05.2017 по делу N 7-6273/2017).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 30.12.2011 N ЯК-7-9/1009@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 12.12.2006 N САЭ-3-08/844@ "Об утверждении информационного ресурса "Журнал учета работы по досудебному урегулированию" (с учетом изменений, внесенных Приказами ФНС России от 22.11.2007 N ММ-3-08/648@ и от 17.12.2008 N ММ-3-9/667@)"В реквизите 11 "Налоговая и административная ответственность" указываются виды налоговых и административных правонарушений и ответственность за их совершение (с указанием на конкретные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации), обжалуемых в Жалобах заявителем. Выбирается из справочника реквизита один или несколько признаков.
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 12.12.2006 N САЭ-3-08/844@ "Об утверждении информационного ресурса "Журнал учета работы по досудебному урегулированию" (с учетом изменений, внесенных Приказами ФНС России от 22.11.2007 N ММ-3-08/648@ и от 17.12.2008 N ММ-3-9/667@)"В реквизите 11 "Налоговая и административная ответственность" указываются виды налоговых и административных правонарушений и ответственность за их совершение (с указанием на конкретные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации), обжалуемых в Жалобах заявителем. Выбирается из справочника реквизита один или несколько признаков.
Проект
"Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/06-20/00102945)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.06.2020)5) об удовлетворении ходатайства лица, подавшего жалобу, об отказе от жалобы и о прекращении производства по ее рассмотрению;
"Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/06-20/00102945)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.06.2020)5) об удовлетворении ходатайства лица, подавшего жалобу, об отказе от жалобы и о прекращении производства по ее рассмотрению;
"Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(4-е издание, исправленное и переработанное)
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2020)ВАС РФ исходил из того, что обратиться в арбитражный суд субъекта РФ с заявлением об оспаривании решений административных органов по делам об административных правонарушениях вправе лишь те прокуроры, которые указаны в ч. 2 ст. 52 АПК, а именно прокурор субъекта РФ и его заместители, а также приравненные к ним прокуроры (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 45/07), что не согласуется с требованиями ст. 30.10 КоАП в части постановлений, не вступивших в законную силу, а ведь по делам о привлечении к административной ответственности (§ 1 гл. 25 АПК) ВАС РФ обоснованно отдал приоритет именно данной норме по сравнению со ст. 52 АПК, указав на право прокуроров городов и районов (их заместителей) обратиться с заявлением о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Еще раз подчеркнем, что прокуроры, указанные в ч. 2 ст. 52 АПК, вправе оспорить в арбитражном суде в порядке § 2 гл. 25 АПК и постановление о прекращении производства по делу, и определение об отказе в возбуждении дела, и решение вышестоящего административного органа (должностного лица) по жалобе на постановление (определение) по делу об административном правонарушении независимо от того, возбуждалось дело об административном правонарушении на основании постановления прокурора (ст. 28.4 КоАП) или нет (ст. 25.11 КоАП).
(постатейный)
(4-е издание, исправленное и переработанное)
(под ред. В.В. Яркова)
("Статут", 2020)ВАС РФ исходил из того, что обратиться в арбитражный суд субъекта РФ с заявлением об оспаривании решений административных органов по делам об административных правонарушениях вправе лишь те прокуроры, которые указаны в ч. 2 ст. 52 АПК, а именно прокурор субъекта РФ и его заместители, а также приравненные к ним прокуроры (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 N 45/07), что не согласуется с требованиями ст. 30.10 КоАП в части постановлений, не вступивших в законную силу, а ведь по делам о привлечении к административной ответственности (§ 1 гл. 25 АПК) ВАС РФ обоснованно отдал приоритет именно данной норме по сравнению со ст. 52 АПК, указав на право прокуроров городов и районов (их заместителей) обратиться с заявлением о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Еще раз подчеркнем, что прокуроры, указанные в ч. 2 ст. 52 АПК, вправе оспорить в арбитражном суде в порядке § 2 гл. 25 АПК и постановление о прекращении производства по делу, и определение об отказе в возбуждении дела, и решение вышестоящего административного органа (должностного лица) по жалобе на постановление (определение) по делу об административном правонарушении независимо от того, возбуждалось дело об административном правонарушении на основании постановления прокурора (ст. 28.4 КоАП) или нет (ст. 25.11 КоАП).
"Административные правонарушения в области дорожного движения: комментарий к главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(постатейный)
(Панкова О.В.)
("Статут", 2016)<1> Следует обратить внимание, что при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, за совершение которых в отношении одного лица органом, должностным лицом или судьей было вынесено не одно, а несколько постановлений о назначении административного наказания, жалобы на данные постановления подлежат объединению в одно производство. В связи с этим в рамках производства по данному делу Верховный Суд РФ рассмотрел одновременно две жалобы П. на постановления по делам об административных правонарушениях и вынес один судебный акт. При наличии идеальной совокупности административных правонарушений допускается также подача одной жалобы на все обжалуемые постановления. В иных случаях рассмотрение нескольких жалоб на несколько постановлений, равно как и одной жалобы на несколько постановлений, не допускается, так как нормами КоАП РФ это не предусмотрено.
(постатейный)
(Панкова О.В.)
("Статут", 2016)<1> Следует обратить внимание, что при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, за совершение которых в отношении одного лица органом, должностным лицом или судьей было вынесено не одно, а несколько постановлений о назначении административного наказания, жалобы на данные постановления подлежат объединению в одно производство. В связи с этим в рамках производства по данному делу Верховный Суд РФ рассмотрел одновременно две жалобы П. на постановления по делам об административных правонарушениях и вынес один судебный акт. При наличии идеальной совокупности административных правонарушений допускается также подача одной жалобы на все обжалуемые постановления. В иных случаях рассмотрение нескольких жалоб на несколько постановлений, равно как и одной жалобы на несколько постановлений, не допускается, так как нормами КоАП РФ это не предусмотрено.
"Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях"
(Панкова О.В.)
(под ред. О.А. Егоровой)
("Статут", 2014)Исходя из апелляционного характера судебного производства по проверке (пересмотру) не вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях исключается возможность для одного участника производства неоднократно обжаловать постановление по делу по различным основаниям, впрочем, как и возможность для нескольких участников повторно обжаловать одно и то же постановление. Например, нельзя рассмотреть протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, которое уже было пересмотрено по жалобе потерпевшего. В этом случае протест подлежит возвращению прокурору без рассмотрения, что не лишает его права опротестовать данное постановление в порядке надзора. Если же на постановление по делу одновременно поступили и жалоба, и протест, либо несколько жалоб различных участников, то они должны быть рассмотрены в рамках одного производства. При этом независимо от количества жалоб судья, рассматривающий дело, обязан вынести одно решение.
(Панкова О.В.)
(под ред. О.А. Егоровой)
("Статут", 2014)Исходя из апелляционного характера судебного производства по проверке (пересмотру) не вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях исключается возможность для одного участника производства неоднократно обжаловать постановление по делу по различным основаниям, впрочем, как и возможность для нескольких участников повторно обжаловать одно и то же постановление. Например, нельзя рассмотреть протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, которое уже было пересмотрено по жалобе потерпевшего. В этом случае протест подлежит возвращению прокурору без рассмотрения, что не лишает его права опротестовать данное постановление в порядке надзора. Если же на постановление по делу одновременно поступили и жалоба, и протест, либо несколько жалоб различных участников, то они должны быть рассмотрены в рамках одного производства. При этом независимо от количества жалоб судья, рассматривающий дело, обязан вынести одно решение.
Статья: Применение норм о пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях
(Федотов И.С.)
("Административное право и процесс", 2016, N 3)4. Несмотря на то что в главе 30 КоАП РФ, в ст. 30.14, указано на то, что должны содержать жалоба, протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, тем не менее нормы главы 30 КоАП РФ не включают положений о том, что должна содержать жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Отсутствие подобных требований приводит к тому, что при подготовке к судебному заседанию суду приходится дополнительно получать материалы, которые необходимы, в частности, для правильного, в соответствии с требованиями закона, определения территориальной подсудности рассмотрения поступившей жалобы, выносить определение о возврате жалобы заявителю в связи с тем, что заявитель в одной жалобе обжалует несколько постановлений, подсудных разным судам, и др. В отдельных случаях в жалобе заявителя отсутствуют доводы с указанием оснований для пересмотра не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении <12>, однако в связи с тем, что в главе 30 КоАП РФ отсутствуют требования, предъявляемые к содержанию жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, данная жалоба передается судье на рассмотрение, который при подготовке к ее рассмотрению не может выяснить все обстоятельства, предусмотренные ст. 30.4 КоАП РФ, в связи с чем назначает судебное заседание, куда вызывает заявителя, и в данном судебном заседании дополнительно устанавливает как обстоятельства, предусмотренные ст. 30.4 КоАП РФ, так и иные обстоятельства, для установления которых в отдельных случаях не требуется проведение судебного заседания, а подобный порядок не обеспечивает процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении в данном случае жалоб и профилактику правонарушений, как на то указывает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П <13>.
(Федотов И.С.)
("Административное право и процесс", 2016, N 3)4. Несмотря на то что в главе 30 КоАП РФ, в ст. 30.14, указано на то, что должны содержать жалоба, протест на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, тем не менее нормы главы 30 КоАП РФ не включают положений о том, что должна содержать жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Отсутствие подобных требований приводит к тому, что при подготовке к судебному заседанию суду приходится дополнительно получать материалы, которые необходимы, в частности, для правильного, в соответствии с требованиями закона, определения территориальной подсудности рассмотрения поступившей жалобы, выносить определение о возврате жалобы заявителю в связи с тем, что заявитель в одной жалобе обжалует несколько постановлений, подсудных разным судам, и др. В отдельных случаях в жалобе заявителя отсутствуют доводы с указанием оснований для пересмотра не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении <12>, однако в связи с тем, что в главе 30 КоАП РФ отсутствуют требования, предъявляемые к содержанию жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, данная жалоба передается судье на рассмотрение, который при подготовке к ее рассмотрению не может выяснить все обстоятельства, предусмотренные ст. 30.4 КоАП РФ, в связи с чем назначает судебное заседание, куда вызывает заявителя, и в данном судебном заседании дополнительно устанавливает как обстоятельства, предусмотренные ст. 30.4 КоАП РФ, так и иные обстоятельства, для установления которых в отдельных случаях не требуется проведение судебного заседания, а подобный порядок не обеспечивает процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении в данном случае жалоб и профилактику правонарушений, как на то указывает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П <13>.
Статья: Каско и ОСАГО в расходах фирмы
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 10)При наличии доказательств, что водитель был на дороге без жилета, оспорить штраф в суде практически невозможно.
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 10)При наличии доказательств, что водитель был на дороге без жилета, оспорить штраф в суде практически невозможно.