Может ли гражданский служащий работать по совместительству
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли гражданский служащий работать по совместительству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли госслужащий работать по совместительству
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Вопрос: Работник трудится в организации по основной работе и по внутреннему совместительству. Все документы и копии на него хранятся в одном личном деле. Сколько личных карточек на него вести - одну или две? Можно ли вести одно личное дело, или их должно быть два?
(Консультация эксперта, 2023)Требование об обязательном ведении личных дел установлено в отношении некоторых категорий работников, например государственных и муниципальных служащих, прокурорских работников (ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 41.2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 30 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
(Консультация эксперта, 2023)Требование об обязательном ведении личных дел установлено в отношении некоторых категорий работников, например государственных и муниципальных служащих, прокурорских работников (ст. 42 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 41.2 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 30 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Вопрос: Можно ли, имея основную работу в ООО, работать на муниципальной службе по совместительству?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, законодательство РФ не запрещает гражданину, работающему в ООО по трудовому договору по основному месту работы, работать в порядке совместительства в должности муниципального служащего с соблюдением требований, установленных Законом N 25-ФЗ.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, законодательство РФ не запрещает гражданину, работающему в ООО по трудовому договору по основному месту работы, работать в порядке совместительства в должности муниципального служащего с соблюдением требований, установленных Законом N 25-ФЗ.
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вопросы реализации трудовых прав государственными служащими (в том числе и вопросы осуществления иной оплачиваемой работы) нашли свое отражение в исследованиях таких юристов, как А.В. Артемов [1], Ю.Г. Беляева [2], Е.Р. Брюхина [3], И.В. Григорьев [4], Т.А. Занко [5], А.В. Ольшевская [6]. Несмотря на расхождения в оценке сущностного содержания рассматриваемого ограничения права государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу: от дозволения до прямого запрета (и квазиуведомительного порядка, позволяющего представителю нанимателя фактически запретить выполнение иной оплачиваемой работы посредством толкования понятия "конфликт интересов"), исследователи сходятся в том, что данное ограничение трудовых прав госслужащих является элементом системы антикоррупционных запретов [7]. С учетом всеобъемлющего подхода к противодействию коррупции, выражающегося в том числе посредством универсального применения категории "конфликт интересов" ко всем государственным и муниципальным служащим, а также особенностей ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения [8] видится логичным системное и универсальное регулирование вопроса ограничения прав государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству. Для подтверждения данного предположения обратимся прежде всего к институту государственной гражданской службы Российской Федерации - согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя о соответствующем намерении и если это не повлечет за собой конфликта интересов. В случае если деятельность оплачивается исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданскому служащему потребуется письменное разрешение представителя нанимателя.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)Вопросы реализации трудовых прав государственными служащими (в том числе и вопросы осуществления иной оплачиваемой работы) нашли свое отражение в исследованиях таких юристов, как А.В. Артемов [1], Ю.Г. Беляева [2], Е.Р. Брюхина [3], И.В. Григорьев [4], Т.А. Занко [5], А.В. Ольшевская [6]. Несмотря на расхождения в оценке сущностного содержания рассматриваемого ограничения права государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу: от дозволения до прямого запрета (и квазиуведомительного порядка, позволяющего представителю нанимателя фактически запретить выполнение иной оплачиваемой работы посредством толкования понятия "конфликт интересов"), исследователи сходятся в том, что данное ограничение трудовых прав госслужащих является элементом системы антикоррупционных запретов [7]. С учетом всеобъемлющего подхода к противодействию коррупции, выражающегося в том числе посредством универсального применения категории "конфликт интересов" ко всем государственным и муниципальным служащим, а также особенностей ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения [8] видится логичным системное и универсальное регулирование вопроса ограничения прав государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству. Для подтверждения данного предположения обратимся прежде всего к институту государственной гражданской службы Российской Федерации - согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при условии предварительного уведомления представителя нанимателя о соответствующем намерении и если это не повлечет за собой конфликта интересов. В случае если деятельность оплачивается исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, гражданскому служащему потребуется письменное разрешение представителя нанимателя.
Ситуация: Возможно ли установить размер пенсии или произвести ее перерасчет на основании сведений в партийном билете?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В свою очередь, ежемесячные членские взносы, как правило, были установлены в процентах от месячного заработка: от 51 до 100 руб. - 0,5%; от 101 до 150 руб. - 1,0%; от 151 до 200 руб. - 1,5%; от 201 до 250 руб. - 2,0%; от 251 до 300 руб. - 2,5%; свыше 300 руб. - 3,0%. Если заработок составлял до 50 руб., взносы уплачивались в размере 10 коп. При этом учитывались как основная зарплата, так и все виды дополнительных заработков, в частности доплата за совместительство, сверхурочную и аккордную работу, надбавки к зарплате, все получаемые премии и другие денежные вознаграждения в совокупности (п. п. 1, 2 Инструкции).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В свою очередь, ежемесячные членские взносы, как правило, были установлены в процентах от месячного заработка: от 51 до 100 руб. - 0,5%; от 101 до 150 руб. - 1,0%; от 151 до 200 руб. - 1,5%; от 201 до 250 руб. - 2,0%; от 251 до 300 руб. - 2,5%; свыше 300 руб. - 3,0%. Если заработок составлял до 50 руб., взносы уплачивались в размере 10 коп. При этом учитывались как основная зарплата, так и все виды дополнительных заработков, в частности доплата за совместительство, сверхурочную и аккордную работу, надбавки к зарплате, все получаемые премии и другие денежные вознаграждения в совокупности (п. п. 1, 2 Инструкции).
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Как нам представляется, такой разрешительный порядок был бы более оправдан и при трудоустройстве гражданского служащего на работу по совместительству, чем существующий на сегодняшний день уведомительный.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Как нам представляется, такой разрешительный порядок был бы более оправдан и при трудоустройстве гражданского служащего на работу по совместительству, чем существующий на сегодняшний день уведомительный.
Статья: О некоторых аспектах применения в Российской Федерации института доверительного управления как инструмента предотвращения конфликта интересов
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)9. Приказ Банка России от 04.02.1997 N 02-15 "О Перечне должностей служащих Банка России, которые не имеют права работать по совместительству, по договору подряда, занимать должности в кредитных и иных организациях, а также которые обязаны уведомить Совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций" // https://consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).
(Горохова С.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)9. Приказ Банка России от 04.02.1997 N 02-15 "О Перечне должностей служащих Банка России, которые не имеют права работать по совместительству, по договору подряда, занимать должности в кредитных и иных организациях, а также которые обязаны уведомить Совет директоров о приобретении акций и долей участия в уставном капитале кредитных организаций" // https://consultant.ru (дата обращения: 27.07.2022).
Вопрос: Установлены ли особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего?
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с действующим законодательством иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим в свободное от государственной гражданской службы время на условиях трудового договора (совместительство) или гражданско-правового договора (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 N 2796-17).
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с действующим законодательством иная оплачиваемая работа может осуществляться гражданским служащим в свободное от государственной гражданской службы время на условиях трудового договора (совместительство) или гражданско-правового договора (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.09.2008 N 2796-17).
Статья: Процесс формирования институтов судебной службы, проблемы реформирования
(Штефан Д.И.)
("Юрист", 2021, N 10)На судебных служащих возлагается ряд обязанностей и запретов, а именно: обязанность не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету судебной системы; запрет предпринимательской, другой оплачиваемой деятельности, за исключением преподавательской, научной, иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы; запрет представлять интересы граждан; запрет отправлять правосудие.
(Штефан Д.И.)
("Юрист", 2021, N 10)На судебных служащих возлагается ряд обязанностей и запретов, а именно: обязанность не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету судебной системы; запрет предпринимательской, другой оплачиваемой деятельности, за исключением преподавательской, научной, иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы; запрет представлять интересы граждан; запрет отправлять правосудие.
Статья: Требования при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)- при заключении трудового договора с гражданином, поступающим на основную работу;
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)- при заключении трудового договора с гражданином, поступающим на основную работу;