МОрской коносамент
Подборка наиболее важных документов по запросу МОрской коносамент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: При организации экспедитором морской перевозки товара в Китай заказчик-экспортер указан в поручении на оплату, в контракте. В коносаменте указаны отправитель и получатель, которыми заказчик перевозки не является. Будет ли это причиной отказа в применении ставки НДС 0% по экспедиторским услугам?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация-экспедитор организует морскую перевозку товара в Китай. Заказчик-экспортер указан в поручении на оплату и в контракте. В коносаменте указаны отправитель и получатель, которыми заказчик перевозки не является. Будет ли неуказание в коносаменте непосредственного экспортера причиной отказа в применении ставки НДС 0% по экспедиторским услугам?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация-экспедитор организует морскую перевозку товара в Китай. Заказчик-экспортер указан в поручении на оплату и в контракте. В коносаменте указаны отправитель и получатель, которыми заказчик перевозки не является. Будет ли неуказание в коносаменте непосредственного экспортера причиной отказа в применении ставки НДС 0% по экспедиторским услугам?
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 13.05.2024 N ЕД-7-26/382@
"Об утверждении форматов и форм электронного договора морской перевозки груза и электронного коносамента"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78414)Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. N 78414
"Об утверждении форматов и форм электронного договора морской перевозки груза и электронного коносамента"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78414)Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2024 г. N 78414
"Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов"
(публикация Международной торговой палаты N 500)
(ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994)Статья 23. Морской / океанский коносамент
(публикация Международной торговой палаты N 500)
(ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994)Статья 23. Морской / океанский коносамент
Готовое решение: Каким способом организации представить документы в ответ на требование налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)Есть особенности при истребовании инспекцией коносамента, морской накладной или другого документа, подтверждающего:
(КонсультантПлюс, 2025)Есть особенности при истребовании инспекцией коносамента, морской накладной или другого документа, подтверждающего:
Статья: Морской арбитраж в России: прошлое, настоящее, будущее
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Ключевой источник компетенции любого морского арбитража на рассмотрение конкретного спора - это арбитражное соглашение. Как известно, третейские суды вправе рассматривать не любые дела, а только возникающие из конкретного правоотношения, определенного арбитражным соглашением. Превышение полномочий арбитрами при разрешении спора влечет либо отмену арбитражного решения, либо отказ в его признании и приведении в исполнение. Особенностью арбитража в сфере торгового мореплавания является тот факт, что в подавляющем числе дел арбитражные соглашения существуют как оговорки в проформах морских документов - типовых договорах о спасании, чартерах, коносаментах, других морских транспортных или товарораспорядительных документах (причем нередко в довольно краткой форме). Именно поэтому арбитры часто сталкиваются с необходимостью толкования объема арбитражных соглашений исходя из использованных в таких проформах формулировок. Как известно, отечественная арбитражная реформа позволила снять целый ряд вопросов, касающихся толкования арбитражных оговорок. Законодатель в ст. 7 Закона о международном коммерческом арбитраже однозначно определил, что арбитражная оговорка в договоре распространяется также на любые споры, связанные с заключением такого договора, его вступлением в силу, изменением, прекращением, действительностью, в том числе и с возвратом сторонами исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным. Такой подход, конечно, существенно упростил толкование арбитражных оговорок, включаемых в морские транспортные и товарораспорядительные документы, что, в свою очередь, может благотворно сказаться на развитии отечественного морского арбитража.
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Ключевой источник компетенции любого морского арбитража на рассмотрение конкретного спора - это арбитражное соглашение. Как известно, третейские суды вправе рассматривать не любые дела, а только возникающие из конкретного правоотношения, определенного арбитражным соглашением. Превышение полномочий арбитрами при разрешении спора влечет либо отмену арбитражного решения, либо отказ в его признании и приведении в исполнение. Особенностью арбитража в сфере торгового мореплавания является тот факт, что в подавляющем числе дел арбитражные соглашения существуют как оговорки в проформах морских документов - типовых договорах о спасании, чартерах, коносаментах, других морских транспортных или товарораспорядительных документах (причем нередко в довольно краткой форме). Именно поэтому арбитры часто сталкиваются с необходимостью толкования объема арбитражных соглашений исходя из использованных в таких проформах формулировок. Как известно, отечественная арбитражная реформа позволила снять целый ряд вопросов, касающихся толкования арбитражных оговорок. Законодатель в ст. 7 Закона о международном коммерческом арбитраже однозначно определил, что арбитражная оговорка в договоре распространяется также на любые споры, связанные с заключением такого договора, его вступлением в силу, изменением, прекращением, действительностью, в том числе и с возвратом сторонами исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным. Такой подход, конечно, существенно упростил толкование арбитражных оговорок, включаемых в морские транспортные и товарораспорядительные документы, что, в свою очередь, может благотворно сказаться на развитии отечественного морского арбитража.
Готовое решение: НДС при перевозке грузов
(КонсультантПлюс, 2025)копией коносамента, морской накладной или любого другого документа, который подтверждает факт приема товаров к перевозке и в котором в графе "Порт разгрузки" указано место выгрузки или перегрузки (перевалки) в РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)копией коносамента, морской накладной или любого другого документа, который подтверждает факт приема товаров к перевозке и в котором в графе "Порт разгрузки" указано место выгрузки или перегрузки (перевалки) в РФ;
Статья: Электронный коносамент в Российской Федерации: правовая природа и особенности использования
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Коносамент - это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки <1>. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции - является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (далее - Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее - Типовой закон) <2>.
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Коносамент - это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки <1>. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции - является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (далее - Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее - Типовой закон) <2>.
Готовое решение: Порядок исчисления НДС по работам и услугам, связанным с импортом товаров
(КонсультантПлюс, 2025)копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают ввоз товаров в РФ. Вид документов зависит от того, каким транспортом вы перевозите груз. Например, при ввозе товаров водным транспортом из страны, не являющейся членом ЕАЭС, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано место за пределами ЕАЭС;
(КонсультантПлюс, 2025)копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, которые подтверждают ввоз товаров в РФ. Вид документов зависит от того, каким транспортом вы перевозите груз. Например, при ввозе товаров водным транспортом из страны, не являющейся членом ЕАЭС, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано место за пределами ЕАЭС;
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации морским судном или судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе "Порт выгрузки" указано место выгрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации морским судном или судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товаров к перевозке документа, в котором в графе "Порт выгрузки" указано место выгрузки, расположенное за пределами территории Российской Федерации.
Статья: Товарораспорядительные документы как объекты коммерческого (торгового) права: анализ судебной практики
(Пантелеев И.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Так как в понимании российских ученых-коммерциалистов товарораспорядительные документы используются традиционно в области морской перевозки (коносамент) и хранения (складские свидетельства), то обязательственно-правовая природа проистекает из того, что у перевозчика (хранителя) имеется обязанность выдать товар своему контрагенту. Вместе с тем М.М. Агарков, допуская перемену собственника товара, прямо указывает, что перевозчик (хранитель) не может меняться (по-видимому, это обусловлено тем, что именно определенный перевозчик (хранитель) принял на себя обязательство и перемена должника без согласия кредитора не допускается).
(Пантелеев И.Л.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 4)Так как в понимании российских ученых-коммерциалистов товарораспорядительные документы используются традиционно в области морской перевозки (коносамент) и хранения (складские свидетельства), то обязательственно-правовая природа проистекает из того, что у перевозчика (хранителя) имеется обязанность выдать товар своему контрагенту. Вместе с тем М.М. Агарков, допуская перемену собственника товара, прямо указывает, что перевозчик (хранитель) не может меняться (по-видимому, это обусловлено тем, что именно определенный перевозчик (хранитель) принял на себя обязательство и перемена должника без согласия кредитора не допускается).