Мораторный должник
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторный должник (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.16 "Порядок определения расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению конкурсного управляющего, начисленные в деле о банкротстве должника мораторные проценты имеют ту же правовую природу, что и проценты, уплачиваемые за пользование денежными средствами, потому подлежат включению в состав расходов по УСН на основании подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению конкурсного управляющего, начисленные в деле о банкротстве должника мораторные проценты имеют ту же правовую природу, что и проценты, уплачиваемые за пользование денежными средствами, потому подлежат включению в состав расходов по УСН на основании подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Важнейшая практика по ст. 3 Закона о банкротствеКредитор не сможет возбудить дело о банкротстве должника на основании мораторных процентов, начисленных в предыдущем деле о его банкротстве >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как мораторий на банкротство должника влияет на неустойку
(Крамзин А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 5)"Юридический справочник руководителя", 2024, N 5
(Крамзин А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 5)"Юридический справочник руководителя", 2024, N 5
Готовое решение: В каких случаях и как можно признать недействительными сделки при банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Особенности признания сделки недействительной, если в отношении должника был введен мораторий на возбуждение дела о банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Особенности признания сделки недействительной, если в отношении должника был введен мораторий на возбуждение дела о банкротстве
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88
"О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве"Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в том числе в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности или в ходе внешнего управления согласно плану внешнего управления (абзацы второй и третий пункта 1 статьи 57, абзац второй пункта 6 статьи 88, абзац второй пункта 6 статьи 119 и абзац второй пункта 2 статьи 120 Закона о банкротстве), то кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными и подлежащими уплате по условиям обязательства процентами.
"О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве"Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в том числе в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности или в ходе внешнего управления согласно плану внешнего управления (абзацы второй и третий пункта 1 статьи 57, абзац второй пункта 6 статьи 88, абзац второй пункта 6 статьи 119 и абзац второй пункта 2 статьи 120 Закона о банкротстве), то кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными и подлежащими уплате по условиям обязательства процентами.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, на финансового управляющего имуществом должника возложена обязанность выплатить кредитору мораторные проценты при условии достаточности у должника денежных средств для уплаты данных процентов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, на финансового управляющего имуществом должника возложена обязанность выплатить кредитору мораторные проценты при условии достаточности у должника денежных средств для уплаты данных процентов.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)- во-вторых, ролью, местом и значением должника и (или) осуществляемого им вида деятельности в обеспечении стабильности национальной экономики (например, так называемые "мораторные" должники);
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)- во-вторых, ролью, местом и значением должника и (или) осуществляемого им вида деятельности в обеспечении стабильности национальной экономики (например, так называемые "мораторные" должники);
Готовое решение: Учет долговых обязательств при налогообложении прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)Мораторные проценты начисляются с даты введения процедуры наблюдения в отношении должника (и далее в ходе всех последующих процедур банкротства) до момента фактического удовлетворения требований кредиторов в общем случае в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения соответствующей процедуры банкротства. При этом с даты введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства обычные проценты по долговому обязательству не начисляются (п. п. 1, 4 ст. 63, п. п. 1, 2 ст. 81, п. 2 ст. 95, п. п. 1, 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88).
(КонсультантПлюс, 2025)Мораторные проценты начисляются с даты введения процедуры наблюдения в отношении должника (и далее в ходе всех последующих процедур банкротства) до момента фактического удовлетворения требований кредиторов в общем случае в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения соответствующей процедуры банкротства. При этом с даты введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства обычные проценты по долговому обязательству не начисляются (п. п. 1, 4 ст. 63, п. п. 1, 2 ст. 81, п. 2 ст. 95, п. п. 1, 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88).
"Субординация требований кредиторов в процессе несостоятельности (банкротства) юридических лиц: монография"
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)С.А. Карелина и И.В. Фролов выделяют 9 групп кредиторов: к 1-й группе кредиторов они относят кредиторов, "права которых подлежат максимальной публично-правовой защите ввиду их особого экономико-правового статуса" (кредиторы, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, с которыми производятся расчеты по требованиям, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям (абз. 2 п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве)), и второй очереди (кредиторы, имеющие право требования по выплате выходных пособий и/или оплате труда, а также требование об уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности); ко 2-й группе - собственно конкурсных кредиторов по смыслу Закона о банкротстве; к 3-й группе - кредиторов, требования которых имеют фискально-финансовую природу (уполномоченные органы); к 4-й группе - требования кредиторов по текущим обязательствам должника; к 5-й группе - "залоговых кредиторов" и/или "обеспеченных кредиторов", к 6-й группе - "зареестровых кредиторов"; к 7-й группе - кредиторов должника, "чьи требования подверглись субординации, то есть были понижены в очередности по отношению к иным требованиям кредиторов", к 8-й группе - "кредиторов мораторных должников", к 9-й группе - "кредиторов граждан-должников, признаваемых банкротами во внесудебном порядке по правилам § 5 "Внесудебное банкротство гражданина" главы X Закона о банкротстве <97>. Такое ранжирование очередности требований кредиторов относительно очередности, указанной в Законе о банкротстве, является следствием развития законодательства и судебно-арбитражной практики в части установления или изменения очередности удовлетворения требований кредиторов исходя из специфики их возникновения и исполнения. Целью такого ранжирования является необходимость преодоления конфликта интересов между разными категориями кредиторов, а также учет интересов должника; социальных, экономических и публичных интересов.
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)С.А. Карелина и И.В. Фролов выделяют 9 групп кредиторов: к 1-й группе кредиторов они относят кредиторов, "права которых подлежат максимальной публично-правовой защите ввиду их особого экономико-правового статуса" (кредиторы, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, с которыми производятся расчеты по требованиям, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям (абз. 2 п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве)), и второй очереди (кредиторы, имеющие право требования по выплате выходных пособий и/или оплате труда, а также требование об уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности); ко 2-й группе - собственно конкурсных кредиторов по смыслу Закона о банкротстве; к 3-й группе - кредиторов, требования которых имеют фискально-финансовую природу (уполномоченные органы); к 4-й группе - требования кредиторов по текущим обязательствам должника; к 5-й группе - "залоговых кредиторов" и/или "обеспеченных кредиторов", к 6-й группе - "зареестровых кредиторов"; к 7-й группе - кредиторов должника, "чьи требования подверглись субординации, то есть были понижены в очередности по отношению к иным требованиям кредиторов", к 8-й группе - "кредиторов мораторных должников", к 9-й группе - "кредиторов граждан-должников, признаваемых банкротами во внесудебном порядке по правилам § 5 "Внесудебное банкротство гражданина" главы X Закона о банкротстве <97>. Такое ранжирование очередности требований кредиторов относительно очередности, указанной в Законе о банкротстве, является следствием развития законодательства и судебно-арбитражной практики в части установления или изменения очередности удовлетворения требований кредиторов исходя из специфики их возникновения и исполнения. Целью такого ранжирования является необходимость преодоления конфликта интересов между разными категориями кредиторов, а также учет интересов должника; социальных, экономических и публичных интересов.
Статья: Практика применения законодательства о банкротстве
("Арбитражный управляющий", 2025, N 3)Исходя из реестрового характера мораторных процентов, являющихся специальной ответственностью должника, предусмотренной Законом о банкротстве, направленной на компенсацию потерь кредиторов в связи с прекращением начисления санкций в ходе процедуры банкротства (проценты начисляются и выплачиваются после погашения основного долга, но до осуществления расчетов по санкциям), а также в целях обеспечения стимулирующего воздействия процентной части вознаграждения, погашенные требования по мораторным процентам подлежат учету при исчислении вознаграждения конкурсного управляющего в порядке статьи 20.6 Закона о банкротстве.
("Арбитражный управляющий", 2025, N 3)Исходя из реестрового характера мораторных процентов, являющихся специальной ответственностью должника, предусмотренной Законом о банкротстве, направленной на компенсацию потерь кредиторов в связи с прекращением начисления санкций в ходе процедуры банкротства (проценты начисляются и выплачиваются после погашения основного долга, но до осуществления расчетов по санкциям), а также в целях обеспечения стимулирующего воздействия процентной части вознаграждения, погашенные требования по мораторным процентам подлежат учету при исчислении вознаграждения конкурсного управляющего в порядке статьи 20.6 Закона о банкротстве.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В юридической литературе введение моратория в период пандемии названо "показательным отечественным примером положительного реагирования государства на сложные экономические условия" <77>. Позитивная оценка введения моратория, как уже отмечено, дана и Верховным Судом РФ <78>. Вместе с тем введение моратория выявило несовершенство некоторых законодательных положений о несостоятельности (банкротстве), например продемонстрировало, что в российском законодательстве о несостоятельности (банкротстве) не установлен специальный режим для санационных сделок, реализуемых в период моратория, для восстановления платежеспособности мораторного должника <79>. Кроме того, ряд ученых увидели в использовании такого инструмента риск правовой системе в целом <80>. В частности, высказывалось мнение, что мораторий на банкротство нивелирует принцип незыблемости договорных условий и ответственности за их неисполнение <81>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В юридической литературе введение моратория в период пандемии названо "показательным отечественным примером положительного реагирования государства на сложные экономические условия" <77>. Позитивная оценка введения моратория, как уже отмечено, дана и Верховным Судом РФ <78>. Вместе с тем введение моратория выявило несовершенство некоторых законодательных положений о несостоятельности (банкротстве), например продемонстрировало, что в российском законодательстве о несостоятельности (банкротстве) не установлен специальный режим для санационных сделок, реализуемых в период моратория, для восстановления платежеспособности мораторного должника <79>. Кроме того, ряд ученых увидели в использовании такого инструмента риск правовой системе в целом <80>. В частности, высказывалось мнение, что мораторий на банкротство нивелирует принцип незыблемости договорных условий и ответственности за их неисполнение <81>.
Готовое решение: Как учесть внереализационные доходы при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Введение в отношении должника процедур банкротства или их отсутствие (мораторий) не меняет порядка налогообложения рассматриваемых доходов. В то же время применение п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве препятствует начислению штрафов и пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (Письмо Минфина России от 28.09.2022 N 03-03-06/1/93603).
(КонсультантПлюс, 2025)Введение в отношении должника процедур банкротства или их отсутствие (мораторий) не меняет порядка налогообложения рассматриваемых доходов. В то же время применение п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве препятствует начислению штрафов и пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (Письмо Минфина России от 28.09.2022 N 03-03-06/1/93603).