Мораторий на штрафы 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий на штрафы 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020 года, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (пп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). По смыслу ст. 23 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" этот же правовой режим распространяется и на неустойку (штраф), являющуюся мерой гражданско-правовой ответственности."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 37 "Основы организации розничных рынков" Федерального закона "Об электроэнергетике""Довод ответчика о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 с 06.04.2020 по 01.01.2021 введен мораторий на взыскание неустойки (штрафа, пени) и взыскание с ответчика пени за указанный период неправомерно, отклоняется судом кассационной инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ключевые выводы Судебной коллегии по гражданским спорам Верховного Суда РФ в сфере потребительского права за 2021 год
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Неустойка, предусмотренная Законом о защите прав потребителей, не может быть начислена в отношении лиц, включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики, с момента введения моратория, т.е. с 6 апреля 2020 года на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
(Белов В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 5)Неустойка, предусмотренная Законом о защите прав потребителей, не может быть начислена в отношении лиц, включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики, с момента введения моратория, т.е. с 6 апреля 2020 года на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Статья: Спор о взыскании с застройщика неустойки (пени) по договору участия в долевом строительстве (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истцом заявлены требования о взыскании штрафных санкций (неустойки, штрафа) за период просрочки передачи Объекта долевого строительства, который охватывается периодом действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 423 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве"/Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 479 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве"/Постановлением Правительства РФ от 18.03.2024 N 326 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве".
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истцом заявлены требования о взыскании штрафных санкций (неустойки, штрафа) за период просрочки передачи Объекта долевого строительства, который охватывается периодом действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 423 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве"/Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 479 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве"/Постановлением Правительства РФ от 18.03.2024 N 326 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда 30 апреля 2020 г., одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). По смыслу п. 4 ст. 395 ГК РФ этот же правовой режим распространяется и на проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда 30 апреля 2020 г., одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве). По смыслу п. 4 ст. 395 ГК РФ этот же правовой режим распространяется и на проценты, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020)Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Статья: Ретроспективный анализ института оплаты за жилищные и коммунальные услуги: практический аспект в условиях пандемии
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)На наш взгляд, целесообразно внести экстренные изменения в Жилищный кодекс РФ, закрепляющие мораторий на начисление пеней и других штрафных санкций для легализации указанного моратория.
(Шахова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)На наш взгляд, целесообразно внести экстренные изменения в Жилищный кодекс РФ, закрепляющие мораторий на начисление пеней и других штрафных санкций для легализации указанного моратория.
Статья: Пени за жилищно-коммунальные услуги
(Битюцкий А.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Подобный мораторий на пени и штрафы за просрочку по оплате взносов за жилье, капремонт и ЖКУ вводили во время пандемии. Он действовал с апреля 2020 года по 1 января 2021 года.
(Битюцкий А.)
("Жилищное право", 2022, N 4)Подобный мораторий на пени и штрафы за просрочку по оплате взносов за жилье, капремонт и ЖКУ вводили во время пандемии. Он действовал с апреля 2020 года по 1 января 2021 года.
Статья: Мораторий на финансовые санкции, действовавший с 01.04.2022 по 01.10.2022, не распространяется на штрафы за налоговые правонарушения
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Суды исходили из положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, которым с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на шесть месяцев был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, а также из п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, в силу которого в период моратория не начисляются неустойка (штрафы, пени) и не налагаются иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Кроме того, суды ссылались на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Суды исходили из положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, которым с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на шесть месяцев был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве, а также из п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, в силу которого в период моратория не начисляются неустойка (штрафы, пени) и не налагаются иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Кроме того, суды ссылались на п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44.
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Помимо названных мер государственной финансовой поддержки субъектам МСП на федеральном уровне были предоставлены и иные возможности: рассрочка погашения долгов <20>; увеличение срока уплаты административных штрафов <21>; отсрочка уплаты выкупных платежей <22>; арендные каникулы <23>; мораторий на банкротство <24>; снижение тарифа на эквайринг <25> и т.д.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Помимо названных мер государственной финансовой поддержки субъектам МСП на федеральном уровне были предоставлены и иные возможности: рассрочка погашения долгов <20>; увеличение срока уплаты административных штрафов <21>; отсрочка уплаты выкупных платежей <22>; арендные каникулы <23>; мораторий на банкротство <24>; снижение тарифа на эквайринг <25> и т.д.
Статья: Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Изначально мораторий на банкротство представлялся разовым, оперативным инструментом, необходимым для стабилизации экономики в 2020 году на фоне объявленной в мире пандемии. Эта повестка стала основанием для внесения Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ новой статьи в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <6> - ст. 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве". Речь идет о мерах в отношении должника, выраженных, в частности, в приостановлении ряда действий на период моратория (запрет начисления неустоек и штрафных санкций, обращения взыскания на заложенное имущество; приостановление исполнительного производства; приостановление отдельных обязанностей должника и иных лиц). Стоит отметить, что мораторий 2020 года достиг своей цели, предотвратив масштабный экономический спад. Данное обстоятельство легло в основу повторного обращения к этому правовому средству в 2022 году в условиях усилившегося санкционного давления. Между тем переждать санкции, в отличие от пандемии, вряд ли возможно. Именно поэтому повторное введение моратория на банкротство должно было основываться на четких юридических конструкциях, с одной стороны, исключающих вариативность подходов к толкованию содержания нормативных положений, с другой стороны, обеспечивающих инвариантность подходов к реализации этих норм судами и уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, в частности Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП России).
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Изначально мораторий на банкротство представлялся разовым, оперативным инструментом, необходимым для стабилизации экономики в 2020 году на фоне объявленной в мире пандемии. Эта повестка стала основанием для внесения Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ новой статьи в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <6> - ст. 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве". Речь идет о мерах в отношении должника, выраженных, в частности, в приостановлении ряда действий на период моратория (запрет начисления неустоек и штрафных санкций, обращения взыскания на заложенное имущество; приостановление исполнительного производства; приостановление отдельных обязанностей должника и иных лиц). Стоит отметить, что мораторий 2020 года достиг своей цели, предотвратив масштабный экономический спад. Данное обстоятельство легло в основу повторного обращения к этому правовому средству в 2022 году в условиях усилившегося санкционного давления. Между тем переждать санкции, в отличие от пандемии, вряд ли возможно. Именно поэтому повторное введение моратория на банкротство должно было основываться на четких юридических конструкциях, с одной стороны, исключающих вариативность подходов к толкованию содержания нормативных положений, с другой стороны, обеспечивающих инвариантность подходов к реализации этих норм судами и уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, в частности Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП России).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за январь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 3)Поскольку в отношении производителя с 6 апреля 2020 года на 6 месяцев был введен мораторий в связи с COVID-19 и требование потребителя к производителю о возврате цены за некачественный товар и о выплате неустойки и штрафа заявлены и рассмотрены в период действия моратория, то финансовые санкции за период моратория не должны взыскиваться. Не имеет значения тот факт, что подлежащая взысканию с производителя в пользу потребителя задолженность возникла до введения чрезвычайного положения, вызванного распространением COVID-19.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 3)Поскольку в отношении производителя с 6 апреля 2020 года на 6 месяцев был введен мораторий в связи с COVID-19 и требование потребителя к производителю о возврате цены за некачественный товар и о выплате неустойки и штрафа заявлены и рассмотрены в период действия моратория, то финансовые санкции за период моратория не должны взыскиваться. Не имеет значения тот факт, что подлежащая взысканию с производителя в пользу потребителя задолженность возникла до введения чрезвычайного положения, вызванного распространением COVID-19.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)"Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1, абзацу десятому пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве... одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)"Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9.1, абзацу десятому пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве... одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Статья: Обзор практики ФНС за III квартал 2024 года
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 3)Кроме прочего, СК ВС РФ отметил, что в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 отмечено: в период действия моратория проценты за пользование чужими средствами, неустойка, "налоговые" пени и другие финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория. "При этом как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично-правовых санкций штрафного характера", - говорится в комментируемом Письме ФНС.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 3)Кроме прочего, СК ВС РФ отметил, что в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 44 отмечено: в период действия моратория проценты за пользование чужими средствами, неустойка, "налоговые" пени и другие финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория. "При этом как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично-правовых санкций штрафного характера", - говорится в комментируемом Письме ФНС.
Статья: Межведомственное информационное взаимодействие налоговых и таможенных органов
(Аксенов И.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)О целесообразности дальнейшего развития межведомственного взаимодействия свидетельствует и единовременное увеличение сумм взысканных таможенных платежей, пени и штрафов, сопряженное с единовременным снижением количества совместных проверочных мероприятий ФНС и ФТС России. Так, в 2019 году число межведомственных проверок составляло 680 мероприятий, годом ранее указанный показатель составлял 796 мероприятий, что свидетельствует о снижении их количества на величину около 15% по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, сумма взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов возросла на 66%, поскольку в 2019 г. указанный показатель оценивался величиной 6,2 млрд руб., в 2018 г. - 2,01 млрд руб. Об увеличении эффективности также свидетельствуют результаты межведомственного взаимодействия в 2020 г., поскольку количество проверок во взаимодействии сократилось до 385. Впрочем, снижение числа проверок может быть связано с введением моратория на их проведение, обусловленного пандемией. Об этом косвенно свидетельствует начисление 5,5 млрд руб. в первом квартале 2020 г., то есть до введения публичных ограничений. Вместе с тем годовая сумма дополнительно начисленных платежей, пеней, штрафов составляет около 10,2 млрд руб., сопровождаясь значительным снижением количества самих проверочных мероприятий.
(Аксенов И.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)О целесообразности дальнейшего развития межведомственного взаимодействия свидетельствует и единовременное увеличение сумм взысканных таможенных платежей, пени и штрафов, сопряженное с единовременным снижением количества совместных проверочных мероприятий ФНС и ФТС России. Так, в 2019 году число межведомственных проверок составляло 680 мероприятий, годом ранее указанный показатель составлял 796 мероприятий, что свидетельствует о снижении их количества на величину около 15% по сравнению с предыдущим периодом. Кроме того, сумма взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов возросла на 66%, поскольку в 2019 г. указанный показатель оценивался величиной 6,2 млрд руб., в 2018 г. - 2,01 млрд руб. Об увеличении эффективности также свидетельствуют результаты межведомственного взаимодействия в 2020 г., поскольку количество проверок во взаимодействии сократилось до 385. Впрочем, снижение числа проверок может быть связано с введением моратория на их проведение, обусловленного пандемией. Об этом косвенно свидетельствует начисление 5,5 млрд руб. в первом квартале 2020 г., то есть до введения публичных ограничений. Вместе с тем годовая сумма дополнительно начисленных платежей, пеней, штрафов составляет около 10,2 млрд руб., сопровождаясь значительным снижением количества самих проверочных мероприятий.
Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Существует точка зрения, что при взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ подлежит применению трехлетний срок исковой давности. К такому выводу пришел Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу N А76-48255/2020 от 13.10.2021, в котором оператор подвижного состава в отсутствие договора с лицом, у которого произошел простой вагонов под погрузкой или выгрузкой, предъявил к нему штраф в размере, предусмотренном ст. 62 Устава ЖДТ, хотя условиями договора на предоставление вагонов, заключенного между ответчиком и другим оператором подвижного состава, на период, в который произошел простой, был согласован сторонами мораторий на выставление штрафа. То есть требования к ответчику предъявлены были не в соответствии с договорными обязательствами, а в соответствии с Уставом ЖДТ, но в Постановлении суд второй инстанции в обоснование неверности применения первой инстанцией специального срока исковой давности указал, что "данный срок не применяется к требованиям исполнителя к заказчику по договору о предоставлении в пользование вагонов и их обслуживании - о взыскании неустойки за простой вагонов на станции отправления (назначения)".
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Существует точка зрения, что при взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ подлежит применению трехлетний срок исковой давности. К такому выводу пришел Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу N А76-48255/2020 от 13.10.2021, в котором оператор подвижного состава в отсутствие договора с лицом, у которого произошел простой вагонов под погрузкой или выгрузкой, предъявил к нему штраф в размере, предусмотренном ст. 62 Устава ЖДТ, хотя условиями договора на предоставление вагонов, заключенного между ответчиком и другим оператором подвижного состава, на период, в который произошел простой, был согласован сторонами мораторий на выставление штрафа. То есть требования к ответчику предъявлены были не в соответствии с договорными обязательствами, а в соответствии с Уставом ЖДТ, но в Постановлении суд второй инстанции в обоснование неверности применения первой инстанцией специального срока исковой давности указал, что "данный срок не применяется к требованиям исполнителя к заказчику по договору о предоставлении в пользование вагонов и их обслуживании - о взыскании неустойки за простой вагонов на станции отправления (назначения)".