Мораторий на банкротство системообразующих предприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий на банкротство системообразующих предприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Для ответа на вопрос, подлежит ли исполнительский сбор взысканию в период моратория, важно в первую очередь определить субъектов, которые подпадают под его действие, выяснить, приостанавливается ли исполнительное производство в отношении данных лиц на этот период. В правоприменительной практике вопрос о круге лиц, на который распространялся первый мораторий 2020 года, был решен оперативно благодаря Постановлению Пленума ВС РФ от 24 декабря 2020 года N 44 (далее - Постановление Пленума N 44) и Обзорам N 1 и N 2 Верховного Суда РФ от 2020 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ соответственно 21 и 30 апреля 2020 года. В частности, действие моратория защищало от банкротных и принудительных процедур субъектов из отраслей, наиболее пострадавших от пандемийных ограничений, стратегические и системообразующие предприятия. При этом Пленум ВС РФ в п. 2 Постановления N 44 пояснил, что действие ограничений моратория распространяется на должника вне зависимости от наличия у него признаков предбанкротного состояния. Возможных условий неприменения моратория два: первое - должник добровольно отказался от его применения; второе - причина долговой нагрузки заключается не в предшествующих мораторию обстоятельствах при условии злоупотребления должника, требующего применения в отношении его ст. 9.1 Закона о банкротстве.
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Для ответа на вопрос, подлежит ли исполнительский сбор взысканию в период моратория, важно в первую очередь определить субъектов, которые подпадают под его действие, выяснить, приостанавливается ли исполнительное производство в отношении данных лиц на этот период. В правоприменительной практике вопрос о круге лиц, на который распространялся первый мораторий 2020 года, был решен оперативно благодаря Постановлению Пленума ВС РФ от 24 декабря 2020 года N 44 (далее - Постановление Пленума N 44) и Обзорам N 1 и N 2 Верховного Суда РФ от 2020 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ соответственно 21 и 30 апреля 2020 года. В частности, действие моратория защищало от банкротных и принудительных процедур субъектов из отраслей, наиболее пострадавших от пандемийных ограничений, стратегические и системообразующие предприятия. При этом Пленум ВС РФ в п. 2 Постановления N 44 пояснил, что действие ограничений моратория распространяется на должника вне зависимости от наличия у него признаков предбанкротного состояния. Возможных условий неприменения моратория два: первое - должник добровольно отказался от его применения; второе - причина долговой нагрузки заключается не в предшествующих мораторию обстоятельствах при условии злоупотребления должника, требующего применения в отношении его ст. 9.1 Закона о банкротстве.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В рамках правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в период пандемии важную роль сыграли подзаконные нормативные правовые акты. Так, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 <73> устанавливался мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении некоторых должников, в том числе организаций из отраслей, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер из-за пандемии COVID-19, системообразующих организаций, стратегических предприятий и акционерных обществ <74>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В рамках правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в период пандемии важную роль сыграли подзаконные нормативные правовые акты. Так, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 <73> устанавливался мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении некоторых должников, в том числе организаций из отраслей, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер из-за пандемии COVID-19, системообразующих организаций, стратегических предприятий и акционерных обществ <74>.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 08.12.2020 N АПЛ20-402
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 16.09.2020 N АКПИ20-437, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев второго, третьего подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников">В обоснование заявленного требования указало на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 181, 270, 288, 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и нарушают его права как субъекта малого и среднего предпринимательства. Полагает, что введение Постановлением в оспариваемой части моратория в отношении абсолютно всех системообразующих организаций российской экономики и стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ без установления реальных критериев отнесения той или иной организации к категории пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции нарушает принцип равенства и справедливости, так как предоставляет этим предприятиям поддержку за счет иных граждан и юридических лиц Российской Федерации, что фактически приводит к банкротству предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. По его мнению, мораторий должен распространяться только на пострадавшие категории лиц, поскольку является исключительной мерой, применяемой при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 16.09.2020 N АКПИ20-437, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев второго, третьего подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников">В обоснование заявленного требования указало на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 181, 270, 288, 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и нарушают его права как субъекта малого и среднего предпринимательства. Полагает, что введение Постановлением в оспариваемой части моратория в отношении абсолютно всех системообразующих организаций российской экономики и стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ без установления реальных критериев отнесения той или иной организации к категории пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции нарушает принцип равенства и справедливости, так как предоставляет этим предприятиям поддержку за счет иных граждан и юридических лиц Российской Федерации, что фактически приводит к банкротству предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. По его мнению, мораторий должен распространяться только на пострадавшие категории лиц, поскольку является исключительной мерой, применяемой при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.09.2020 N АКПИ20-437
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев второго, третьего подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников">По мнению административного истца, мораторий должен распространяться только на пострадавшие категории лиц, поскольку является исключительной мерой, применяемой при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах. Введение моратория в отношении абсолютно всех системообразующих организаций российской экономики и стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ без установления реальных критериев отнесения той или иной организации к категории пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции свидетельствует о нарушении принципов равенства и справедливости, предоставляя стратегическим и системообразующим предприятиям поддержку за счет иных граждан и юридических лиц Российской Федерации, что фактически приводит к банкротству предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев второго, третьего подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников">По мнению административного истца, мораторий должен распространяться только на пострадавшие категории лиц, поскольку является исключительной мерой, применяемой при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах. Введение моратория в отношении абсолютно всех системообразующих организаций российской экономики и стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ без установления реальных критериев отнесения той или иной организации к категории пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции свидетельствует о нарушении принципов равенства и справедливости, предоставляя стратегическим и системообразующим предприятиям поддержку за счет иных граждан и юридических лиц Российской Федерации, что фактически приводит к банкротству предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)8. Красинский В.В. Российские и международные методики оценки финансовой устойчивости системообразующих организаций и стратегических обществ // Современное право. 2021. N 11. С. 50 - 60.
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)8. Красинский В.В. Российские и международные методики оценки финансовой устойчивости системообразующих организаций и стратегических обществ // Современное право. 2021. N 11. С. 50 - 60.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Впервые такой мораторий был введен на шесть месяцев в апреле 2020 года, а затем продлен еще на три месяца. Он распространялся на компании и индивидуальных предпринимателей из наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей, а также на системообразующие и стратегические предприятия и организации <11>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Впервые такой мораторий был введен на шесть месяцев в апреле 2020 года, а затем продлен еще на три месяца. Он распространялся на компании и индивидуальных предпринимателей из наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей, а также на системообразующие и стратегические предприятия и организации <11>.
Статья: Безбанкротное состояние
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)В первую очередь очевидна их "неравнозначность" в плане влияния на экономику в целом и вклада в стабилизацию бизнеса в РФ. "Ковидный" мораторий вводился на полгода, но реально действовал девять месяцев - с апреля 2020-го до января 2021 года. Но тогда запрет на принудительное банкротство распространялся лишь на компании, ведущие деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики, Перечень которых определяло Правительство РФ, а также на системообразующие организации и стратегические предприятия (из официального списка). В период его действия максимальное число защищенных юридических лиц составляло всего 517,2 тыс. компаний и 1 612,3 тыс. ИП, сообщили "БО" в Федресурсе. Это более чем треть зарегистрированных на тот момент в ФНС 5,6 млн структур.
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)В первую очередь очевидна их "неравнозначность" в плане влияния на экономику в целом и вклада в стабилизацию бизнеса в РФ. "Ковидный" мораторий вводился на полгода, но реально действовал девять месяцев - с апреля 2020-го до января 2021 года. Но тогда запрет на принудительное банкротство распространялся лишь на компании, ведущие деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики, Перечень которых определяло Правительство РФ, а также на системообразующие организации и стратегические предприятия (из официального списка). В период его действия максимальное число защищенных юридических лиц составляло всего 517,2 тыс. компаний и 1 612,3 тыс. ИП, сообщили "БО" в Федресурсе. Это более чем треть зарегистрированных на тот момент в ФНС 5,6 млн структур.
Статья: Мораторий на инициирование процедуры несостоятельности (банкротства) как инструмент государственного регулирования экономики
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)Отметим, что в рамках правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в период пандемии важную роль сыграли также подзаконные нормативные правовые акты. Так, Постановлением Правительства РФ N 428 от 3 апреля 2020 г. <7> (утратило силу) был установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении некоторых должников, в том числе организаций из отраслей, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер из-за пандемии COVID-19, системообразующих организаций, стратегических предприятий и акционерных обществ. Действие этого Постановления впоследствии было продлено <8>.
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)Отметим, что в рамках правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в период пандемии важную роль сыграли также подзаконные нормативные правовые акты. Так, Постановлением Правительства РФ N 428 от 3 апреля 2020 г. <7> (утратило силу) был установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении некоторых должников, в том числе организаций из отраслей, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер из-за пандемии COVID-19, системообразующих организаций, стратегических предприятий и акционерных обществ. Действие этого Постановления впоследствии было продлено <8>.
Статья: Банкротный мораторий. Итоги
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Правительство Российской Федерации достаточно быстро воспользовалось данным полномочием, и уже через два дня было принято Постановление от 03.04.2020 N 428 (далее - Постановление N 428) о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также в отношении ряда системообразующих организаций российской экономики, стратегических предприятий и организаций.
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Правительство Российской Федерации достаточно быстро воспользовалось данным полномочием, и уже через два дня было принято Постановление от 03.04.2020 N 428 (далее - Постановление N 428) о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также в отношении ряда системообразующих организаций российской экономики, стратегических предприятий и организаций.