Мораторий на административные штрафы
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий на административные штрафы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: COVID-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Помимо названных мер государственной финансовой поддержки субъектам МСП на федеральном уровне были предоставлены и иные возможности: рассрочка погашения долгов <20>; увеличение срока уплаты административных штрафов <21>; отсрочка уплаты выкупных платежей <22>; арендные каникулы <23>; мораторий на банкротство <24>; снижение тарифа на эквайринг <25> и т.д.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Помимо названных мер государственной финансовой поддержки субъектам МСП на федеральном уровне были предоставлены и иные возможности: рассрочка погашения долгов <20>; увеличение срока уплаты административных штрафов <21>; отсрочка уплаты выкупных платежей <22>; арендные каникулы <23>; мораторий на банкротство <24>; снижение тарифа на эквайринг <25> и т.д.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В Докладе Россельхознадзора за 2020 г. (сформированном еще не на основе ключевых и индикативных показателей) раздел "Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)" начинается с указания количества проведенных плановых и внеплановых проверок, общей суммы наложенных административных штрафов и общей суммы уплаченных (взысканных) административных штрафов. В 2020 г. за одну проверку налагалось 16 968 тыс. руб. штрафов, а в 2019 г. - 14 304 тыс. Свидетельствует ли это о повышении эффективности контроля (надзора)? Чем обусловлено такое снижение этого показателя? Возможно, снижение интенсивности проверок компенсировалось выбором более строгих наказаний за выявленные нарушения. А возможно, все гораздо проще - в соответствующие статьи КоАП РФ были внесены изменения, увеличившие размеры административных штрафов. Учитывая, что снижение количества проверок и наложенных штрафов стало результатом моратория на проверки, введенного в связи с пандемией, эти данные ничего не говорят ни об эффективности, ни о результативности контрольно-надзорной деятельности.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В Докладе Россельхознадзора за 2020 г. (сформированном еще не на основе ключевых и индикативных показателей) раздел "Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)" начинается с указания количества проведенных плановых и внеплановых проверок, общей суммы наложенных административных штрафов и общей суммы уплаченных (взысканных) административных штрафов. В 2020 г. за одну проверку налагалось 16 968 тыс. руб. штрафов, а в 2019 г. - 14 304 тыс. Свидетельствует ли это о повышении эффективности контроля (надзора)? Чем обусловлено такое снижение этого показателя? Возможно, снижение интенсивности проверок компенсировалось выбором более строгих наказаний за выявленные нарушения. А возможно, все гораздо проще - в соответствующие статьи КоАП РФ были внесены изменения, увеличившие размеры административных штрафов. Учитывая, что снижение количества проверок и наложенных штрафов стало результатом моратория на проверки, введенного в связи с пандемией, эти данные ничего не говорят ни об эффективности, ни о результативности контрольно-надзорной деятельности.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При этом как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично-правовых санкций штрафного характера, целью которых, в качестве универсального правила, является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (в том числе часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Иной подход без должных оснований нарушал бы конституционное требование равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При этом как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично-правовых санкций штрафного характера, целью которых, в качестве универсального правила, является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (в том числе часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Иной подход без должных оснований нарушал бы конституционное требование равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации).
<Письмо> ФНС России от 15.11.2024 N БВ-4-7/13022
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в III квартале 2024 года по вопросам налогообложения>При этом, как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично-правовых санкций штрафного характера, целью которых, в качестве универсального правила, является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (в том числе часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Иной подход без должных оснований нарушал бы конституционное требование равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в III квартале 2024 года по вопросам налогообложения>При этом, как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично-правовых санкций штрафного характера, целью которых, в качестве универсального правила, является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (в том числе часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Иной подход без должных оснований нарушал бы конституционное требование равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации).
Статья: Практика рассмотрения споров, связанных с применением Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в рамках исполнительного производства
(Лущаев С.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, является, по сути, актом о применении меры взыскания штрафного характера, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий (Постановление от 30.07.2001 N 13-П).
(Лущаев С.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, является, по сути, актом о применении меры взыскания штрафного характера, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий (Постановление от 30.07.2001 N 13-П).
Статья: "Скажите спасибо, что не дали срок": почему бизнес все чаще попадает под административные статьи
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)В период пандемии был наложен мораторий на проверки. Но при этом активизировались прокурорские проверки с приглашением в качестве специалистов тех самых инспекторов контрольно-надзорных органов, которые стеснены в самостоятельном проведении проверок во время моратория.
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)В период пандемии был наложен мораторий на проверки. Но при этом активизировались прокурорские проверки с приглашением в качестве специалистов тех самых инспекторов контрольно-надзорных органов, которые стеснены в самостоятельном проведении проверок во время моратория.
Статья: Либерализация административной ответственности за правонарушения в экономической сфере
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Можно выделить несколько "волн" либерализации административной ответственности в экономической сфере в последние годы, среди которых отметим изменения в законодательстве об административных правонарушениях в период 2015 - 2016 гг. <6> и в 2022 г. <7> На Петербургском международном экономическом форуме в 2023 г. Президент РФ отметил, что "мы уже кардинально упростили регулирование внешней торговли, в разы уменьшили штрафы за нарушение валютного законодательства и, я обращаю внимание, полностью убрали их в случае внешних недружественных действий. Кстати, этот мораторий будет продлен на следующий, 2024 год". Кроме того, Президент РФ предложил "объявить амнистию для бизнеса по вынужденным валютным нарушениям, допущенным в период действия моратория" <8>.
(Агамагомедова С.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)Можно выделить несколько "волн" либерализации административной ответственности в экономической сфере в последние годы, среди которых отметим изменения в законодательстве об административных правонарушениях в период 2015 - 2016 гг. <6> и в 2022 г. <7> На Петербургском международном экономическом форуме в 2023 г. Президент РФ отметил, что "мы уже кардинально упростили регулирование внешней торговли, в разы уменьшили штрафы за нарушение валютного законодательства и, я обращаю внимание, полностью убрали их в случае внешних недружественных действий. Кстати, этот мораторий будет продлен на следующий, 2024 год". Кроме того, Президент РФ предложил "объявить амнистию для бизнеса по вынужденным валютным нарушениям, допущенным в период действия моратория" <8>.
Статья: Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Наиболее востребованными федеральными антикризисными мерами для предпринимателей края являются: снижение ставок по упрощенной системе налогообложения (УСН) и налогу на имущество (72,7%), налоговые каникулы по УСН и патентной системе налогообложения (ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (50,9%), мораторий на проведение проверок контролирующими органами (49,1%), субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (34,5%), отсрочка и льготная ставка по арендным платежам арендаторам муниципального имущества (25,5%), применение минимальных размеров административных штрафов (21,8%).
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Наиболее востребованными федеральными антикризисными мерами для предпринимателей края являются: снижение ставок по упрощенной системе налогообложения (УСН) и налогу на имущество (72,7%), налоговые каникулы по УСН и патентной системе налогообложения (ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (50,9%), мораторий на проведение проверок контролирующими органами (49,1%), субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (34,5%), отсрочка и льготная ставка по арендным платежам арендаторам муниципального имущества (25,5%), применение минимальных размеров административных штрафов (21,8%).
Статья: Правила действия моратория на проверки в 2022 году
(Зуев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на формальное объявление моратория на плановые проверки в 2022 году, фактически под него подпадает достаточно небольшой круг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом наиболее "узкие" направления деятельности выведены из-под запрета на проведение плановых проверок. Так, в 2022 году будут проводиться проверки в отношении лицензиатов, а именно на них традиционно приходится значительная доля административных штрафов.
(Зуев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на формальное объявление моратория на плановые проверки в 2022 году, фактически под него подпадает достаточно небольшой круг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом наиболее "узкие" направления деятельности выведены из-под запрета на проведение плановых проверок. Так, в 2022 году будут проводиться проверки в отношении лицензиатов, а именно на них традиционно приходится значительная доля административных штрафов.
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)В свою очередь, не ограниченная мораторием и прокурорским санкционированием полиция не подпадает под действие данного алгоритма. При этом профилактические меры не являются приоритетом в ее работе, а установленные ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ ограничения в ряде случаев игнорируются органами (в том числе судебными), рассматривающими возбужденные полицией дела об административных правонарушениях.
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)В свою очередь, не ограниченная мораторием и прокурорским санкционированием полиция не подпадает под действие данного алгоритма. При этом профилактические меры не являются приоритетом в ее работе, а установленные ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ ограничения в ряде случаев игнорируются органами (в том числе судебными), рассматривающими возбужденные полицией дела об административных правонарушениях.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение законодательных требований к распространению интернет-рекламы
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)<6> Титов предложил наложить мораторий на штрафы за нарушение маркировки интернет-рекламы. URL: https://tass.ru/ekonomika/18704251 (дата обращения: 16.10.2023).
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)<6> Титов предложил наложить мораторий на штрафы за нарушение маркировки интернет-рекламы. URL: https://tass.ru/ekonomika/18704251 (дата обращения: 16.10.2023).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за апрель 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является, по сути, актом о применении меры взыскания штрафного характера, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий (Постановление КС РФ от 30 июля 2001 года N 13-П). Исполнение подлежит приостановлению в том числе на основании п. 9 ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве <6>.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является, по сути, актом о применении меры взыскания штрафного характера, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий (Постановление КС РФ от 30 июля 2001 года N 13-П). Исполнение подлежит приостановлению в том числе на основании п. 9 ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве <6>.
Статья: Новеллы законодательства в сфере долевого строительства и анализ изменения порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий
(Коряченцова С.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 12)В целях недопущения замедления темпов строительства и нецелевого использования руководителями организаций привлеченных денежных средств граждан при проведении проверок особое внимание следует уделять неотвратимости ответственности за ненадлежащее выполнение требований о правомерности привлечения и расходования денежных средств дольщиков именно по итогам применения мер прокурорского реагирования. В условиях моратория по штрафным санкциям и пени, а также с учетом установленных особенностей по передаче объектов строительства и применения к застройщикам "лояльного отношения" со стороны контролирующих органов представляется эффективным проведение именно комплексных прокурорских проверок и принятие именно мер прокурорского реагирования для обеспечения граждан жильем либо получения ими компенсационных выплат. Эффективным средством защиты прав участников долевого строительства в условиях реформирования действующего законодательства является предъявление прокурорами административных исковых заявлений в порядке административного судопроизводства.
(Коряченцова С.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 12)В целях недопущения замедления темпов строительства и нецелевого использования руководителями организаций привлеченных денежных средств граждан при проведении проверок особое внимание следует уделять неотвратимости ответственности за ненадлежащее выполнение требований о правомерности привлечения и расходования денежных средств дольщиков именно по итогам применения мер прокурорского реагирования. В условиях моратория по штрафным санкциям и пени, а также с учетом установленных особенностей по передаче объектов строительства и применения к застройщикам "лояльного отношения" со стороны контролирующих органов представляется эффективным проведение именно комплексных прокурорских проверок и принятие именно мер прокурорского реагирования для обеспечения граждан жильем либо получения ими компенсационных выплат. Эффективным средством защиты прав участников долевого строительства в условиях реформирования действующего законодательства является предъявление прокурорами административных исковых заявлений в порядке административного судопроизводства.
Статья: О некоторых нюансах судебных споров с участием административных органов о понуждении собственников (владельцев) объектов культурного наследия к соблюдению охранных обязательств
(Прокошева Е.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)Важной особенностью дел данной категории является закономерность их инициирования по результатам проведения инспекционных мероприятий. Основанием для обращения с исковым заявлением является нарушение владеющим объектом физическим или юридическим лицом принятых обязательств. Выявление нарушений законодательства в ходе проверочных действий является распространенным основанием для последующего административного реагирования. Однако в связи с действующим мораторием <9> на проведение контрольно-надзорных мероприятий обеспечить действенность контрольно-надзорных механизмов охраны культурного наследия представляется затруднительным. Так, по делу N А40-258046/20 Девятый арбитражный апелляционный суд установил, что выявление фактов ненадлежащего выполнения реставрационных работ на объекте культурного наследия путем составления акта контрольного мероприятия не может подменять собой предусмотренный п. 2 ст. 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта наследия, определенный в акте технического состояния, и сроки их проведения. При этом арбитражный суд сослался на ранее рассмотренные судами общей юрисдикции дела о привлечении лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, решениями по которым была установлена незаконность проведенной административным органом проверки <10>.
(Прокошева Е.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)Важной особенностью дел данной категории является закономерность их инициирования по результатам проведения инспекционных мероприятий. Основанием для обращения с исковым заявлением является нарушение владеющим объектом физическим или юридическим лицом принятых обязательств. Выявление нарушений законодательства в ходе проверочных действий является распространенным основанием для последующего административного реагирования. Однако в связи с действующим мораторием <9> на проведение контрольно-надзорных мероприятий обеспечить действенность контрольно-надзорных механизмов охраны культурного наследия представляется затруднительным. Так, по делу N А40-258046/20 Девятый арбитражный апелляционный суд установил, что выявление фактов ненадлежащего выполнения реставрационных работ на объекте культурного наследия путем составления акта контрольного мероприятия не может подменять собой предусмотренный п. 2 ст. 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта наследия, определенный в акте технического состояния, и сроки их проведения. При этом арбитражный суд сослался на ранее рассмотренные судами общей юрисдикции дела о привлечении лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, решениями по которым была установлена незаконность проведенной административным органом проверки <10>.