Мораторий банкротство перечень
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий банкротство перечень (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Довод ООО "Желдорсоюз", касающийся наличия оснований для освобождения ответчика от ответственности и списания неустойки, был предметом рассмотрения арбитражных судов и обоснованно отклонен. Судами верно указано, что ответчик не включен в перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на банкротство в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В нарушение статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Желдорсоюз" не представило доказательств того, что нарушение договорных обязательств связано исключительно с введением ограничительных мер."
Позиция ВАС РФ: Если платежеспособный должник обратился с заявлением о признании его банкротом с целью неправомерного получения выгоды, то суд вправе прекратить производство по делу
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88
Применимые нормы: п. 2 ст. 10 ГК РФ, ст. 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФЕсли при рассмотрении дела о банкротстве суд установит, что должник либо аффилированный с ним кредитор, зная о платежеспособности этого должника, обращался с заявлением о признании его банкротом с целью неправомерно получить выгоды (например, снижение процентной ставки, или приостановление исполнительного производства, или снятие арестов), то суд с учетом ст. 10 ГК РФ при условии, что должник остается платежеспособным, вправе прекратить производство по делу о банкротстве согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. При этом должник обязан уплатить проценты, начисляемые по условиям обязательства (а не мораторные проценты) за период процедур банкротства.
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88
Применимые нормы: п. 2 ст. 10 ГК РФ, ст. 57 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФЕсли при рассмотрении дела о банкротстве суд установит, что должник либо аффилированный с ним кредитор, зная о платежеспособности этого должника, обращался с заявлением о признании его банкротом с целью неправомерно получить выгоды (например, снижение процентной ставки, или приостановление исполнительного производства, или снятие арестов), то суд с учетом ст. 10 ГК РФ при условии, что должник остается платежеспособным, вправе прекратить производство по делу о банкротстве согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. При этом должник обязан уплатить проценты, начисляемые по условиям обязательства (а не мораторные проценты) за период процедур банкротства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Мораторий на банкротство и его последствия
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Как видно из приведенного перечня последствий введения моратория на банкротство, должники освобождаются от начисления неустоек и иных финансовых санкций за нарушение обязательств, за исключением текущих платежей. Речь идет не просто о том, что в период действия моратория их нельзя взыскать, а о том, что они в принципе не начисляются, иными словами у кредитора самого права на их взыскание просто-напросто не возникает.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)Как видно из приведенного перечня последствий введения моратория на банкротство, должники освобождаются от начисления неустоек и иных финансовых санкций за нарушение обязательств, за исключением текущих платежей. Речь идет не просто о том, что в период действия моратория их нельзя взыскать, а о том, что они в принципе не начисляются, иными словами у кредитора самого права на их взыскание просто-напросто не возникает.
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)Присутствие в перечне СОО означало мораторий на банкротство по заявлению кредиторов сроком на 6 мес. В целом инструмент соответствует международным антикризисным подходам [9, 10], однако в российском правовом поле включено положение о том, что процедура о банкротстве не должна заявляться кредитором во время моратория, что порождает дополнительные риски для заемщиков, на которых данная мера не распространяется. Крупные предприятия, как правило, более прибыльны и с большей вероятностью получают доступ к значительным кредитным линиям, поэтому могут оказаться в выигрыше, если они были на грани дефолта, а субъекты МСП могут быть более уязвимыми, если они включены в цепочку кооперации с СОО.
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)Присутствие в перечне СОО означало мораторий на банкротство по заявлению кредиторов сроком на 6 мес. В целом инструмент соответствует международным антикризисным подходам [9, 10], однако в российском правовом поле включено положение о том, что процедура о банкротстве не должна заявляться кредитором во время моратория, что порождает дополнительные риски для заемщиков, на которых данная мера не распространяется. Крупные предприятия, как правило, более прибыльны и с большей вероятностью получают доступ к значительным кредитным линиям, поэтому могут оказаться в выигрыше, если они были на грани дефолта, а субъекты МСП могут быть более уязвимыми, если они включены в цепочку кооперации с СОО.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в период действия моратория, не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до окончания срока действия моратория в случае отнесения должника к лицам, на которых распространяется действие моратория, перечень которых и (или) перечень видов экономической деятельности которых, указанных в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основных видов экономической деятельности, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в период действия моратория, не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до окончания срока действия моратория в случае отнесения должника к лицам, на которых распространяется действие моратория, перечень которых и (или) перечень видов экономической деятельности которых, указанных в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основных видов экономической деятельности, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении включенных в соответствующие перечни организаций, в частности в перечень системообразующих организаций российской экономики. Данный мораторий введен на 6 месяцев со дня официального опубликования постановления, то есть с 6 апреля 2020 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении включенных в соответствующие перечни организаций, в частности в перечень системообразующих организаций российской экономики. Данный мораторий введен на 6 месяцев со дня официального опубликования постановления, то есть с 6 апреля 2020 г.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)"в период действия моратория... пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)"в период действия моратория... пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория".
Статья: Злоупотребление мораторием на банкротство со стороны контролирующих должника лиц
(Герголенко М.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Недобросовестное КДЛ может способствовать получению и использованию должником моратория на банкротство, при этом намеренно злоупотребляя, поскольку должник никогда не осуществлял и не будет осуществлять деятельность по основному коду ОКВЭД, входящему в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 434.
(Герголенко М.А.)
("Право и бизнес", 2021, N 2)Недобросовестное КДЛ может способствовать получению и использованию должником моратория на банкротство, при этом намеренно злоупотребляя, поскольку должник никогда не осуществлял и не будет осуществлять деятельность по основному коду ОКВЭД, входящему в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 434.
Статья: Налоговые риски выездного мероприятия для партнеров и своего персонала
(Емельянова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 5)Примечание. В статье "Страховые взносы с дивидендов во время моратория на банкротство" в N 7, 2023 на стр. 11 рассказали, почему у налоговиков возникают претензии в отношении уплаты страховых взносов к компаниям, которые не отказались от применения в отношении них моратория и уплатили в этот период дивиденды.
(Емельянова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 5)Примечание. В статье "Страховые взносы с дивидендов во время моратория на банкротство" в N 7, 2023 на стр. 11 рассказали, почему у налоговиков возникают претензии в отношении уплаты страховых взносов к компаниям, которые не отказались от применения в отношении них моратория и уплатили в этот период дивиденды.
Статья: Банкротный мораторий. Итоги
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Правительство Российской Федерации достаточно быстро воспользовалось данным полномочием, и уже через два дня было принято Постановление от 03.04.2020 N 428 (далее - Постановление N 428) о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также в отношении ряда системообразующих организаций российской экономики, стратегических предприятий и организаций.
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Правительство Российской Федерации достаточно быстро воспользовалось данным полномочием, и уже через два дня было принято Постановление от 03.04.2020 N 428 (далее - Постановление N 428) о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также в отношении ряда системообразующих организаций российской экономики, стратегических предприятий и организаций.
Статья: Налоговые пени в период моратория на банкротство
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 9)Не так давно Правительство РФ вводило мораторий на банкротство:
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 9)Не так давно Правительство РФ вводило мораторий на банкротство:
Статья: Безбанкротное состояние
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)В первую очередь очевидна их "неравнозначность" в плане влияния на экономику в целом и вклада в стабилизацию бизнеса в РФ. "Ковидный" мораторий вводился на полгода, но реально действовал девять месяцев - с апреля 2020-го до января 2021 года. Но тогда запрет на принудительное банкротство распространялся лишь на компании, ведущие деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики, Перечень которых определяло Правительство РФ, а также на системообразующие организации и стратегические предприятия (из официального списка). В период его действия максимальное число защищенных юридических лиц составляло всего 517,2 тыс. компаний и 1 612,3 тыс. ИП, сообщили "БО" в Федресурсе. Это более чем треть зарегистрированных на тот момент в ФНС 5,6 млн структур.
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)В первую очередь очевидна их "неравнозначность" в плане влияния на экономику в целом и вклада в стабилизацию бизнеса в РФ. "Ковидный" мораторий вводился на полгода, но реально действовал девять месяцев - с апреля 2020-го до января 2021 года. Но тогда запрет на принудительное банкротство распространялся лишь на компании, ведущие деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики, Перечень которых определяло Правительство РФ, а также на системообразующие организации и стратегические предприятия (из официального списка). В период его действия максимальное число защищенных юридических лиц составляло всего 517,2 тыс. компаний и 1 612,3 тыс. ИП, сообщили "БО" в Федресурсе. Это более чем треть зарегистрированных на тот момент в ФНС 5,6 млн структур.
Статья: Институт банкротства и его роль в период социально-экономического кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Наиболее показательным отечественным примером положительного реагирования государства на сложные экономические условия в период пандемии стало введение моратория на банкротство. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Федеральный закон о банкротстве был дополнен новой ст. 9.1, допускающей введение моратория на возбуждение дел о банкротстве. Соответствующее решение уполномочено принять Правительство РФ, при этом оно может указать отдельные виды экономической деятельности <15>, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория. Если обстоятельства, послужившие основанием для введения моратория, к концу установленного срока все еще имеют место, Правительство РФ уполномочено продлить срок действия моратория.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Наиболее показательным отечественным примером положительного реагирования государства на сложные экономические условия в период пандемии стало введение моратория на банкротство. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Федеральный закон о банкротстве был дополнен новой ст. 9.1, допускающей введение моратория на возбуждение дел о банкротстве. Соответствующее решение уполномочено принять Правительство РФ, при этом оно может указать отдельные виды экономической деятельности <15>, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория. Если обстоятельства, послужившие основанием для введения моратория, к концу установленного срока все еще имеют место, Правительство РФ уполномочено продлить срок действия моратория.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)3) новые границы осуществления права взыскателя на исполнение судебных актов в изменившихся условиях были предопределены Федеральным законом от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - ФЗ N 215). Соответствующие вопросы были урегулированы относительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики вследствие распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Перечнем, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 <9> (за исключением должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым применяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве), а также в отношении ряда физических лиц. Реализация права на исполнение судебных актов, в контексте применения ФЗ N 215, может быть "сдвинута" на некоторый срок путем предоставления судебным приставом-исполнителем рассрочки исполнения вышеуказанным должникам. Ряд мер принудительного исполнения не применялся, что затрудняло реализацию права на исполнение судебного акта.
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)3) новые границы осуществления права взыскателя на исполнение судебных актов в изменившихся условиях были предопределены Федеральным законом от 20.07.2020 N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - ФЗ N 215). Соответствующие вопросы были урегулированы относительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики вследствие распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Перечнем, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 <9> (за исключением должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым применяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве), а также в отношении ряда физических лиц. Реализация права на исполнение судебных актов, в контексте применения ФЗ N 215, может быть "сдвинута" на некоторый срок путем предоставления судебным приставом-исполнителем рассрочки исполнения вышеуказанным должникам. Ряд мер принудительного исполнения не применялся, что затрудняло реализацию права на исполнение судебного акта.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)С 15 июля 2022 года круг лиц, в отношении которых мораторий на возбуждение дел о банкротстве не применяется, был расширен: к ним отнесены также должники из утверждаемого Правительством РФ перечня лиц, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации" <14> и (или) Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" <15>, а также положениями, предусмотренными Федеральным законом "О некоммерческих организациях" <16> и (или) Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" <17>, касающимися лиц, выполняющих функции иностранных агентов, либо которые являются аффилированными лицами указанных лиц. Указанные должники включались в упомянутый перечень по мотивированному предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее лицо, или высшего должностного лица субъекта РФ, в котором зарегистрировано или на территории которого осуществляет деятельность соответствующее лицо <18>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)С 15 июля 2022 года круг лиц, в отношении которых мораторий на возбуждение дел о банкротстве не применяется, был расширен: к ним отнесены также должники из утверждаемого Правительством РФ перечня лиц, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации" <14> и (или) Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" <15>, а также положениями, предусмотренными Федеральным законом "О некоммерческих организациях" <16> и (или) Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" <17>, касающимися лиц, выполняющих функции иностранных агентов, либо которые являются аффилированными лицами указанных лиц. Указанные должники включались в упомянутый перечень по мотивированному предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее лицо, или высшего должностного лица субъекта РФ, в котором зарегистрировано или на территории которого осуществляет деятельность соответствующее лицо <18>.
Статья: Банкротство граждан: актуальные проблемы правоприменения
(Степанян А.С.)
("Право и бизнес", 2021, N 1)CDS-контракт может ссылаться как на единственный кредит, так и на несколько кредитов, объединенных в так называемый кредитный пул. Объектом кредитной защиты по CDS-контракту может быть в принципе любое долговое обязательство: от контракта на поставку товара до всего спектра производных долговых обязательств, в основе которых лежат, например, кредитные транши (в том числе ипотечные кредиты) <14>. Множественность базисных активов в CDS-контракте подтверждает и российское законодательство. Банк России, например, указывает, что "производный финансовый инструмент может иметь более одного базисного актива" <15>. Кредитными (страховыми) событиями в CDS-контрактах указываются: 1) банкротство базисного заемщика; 2) отказ от выплаты долга; 3) просрочка платежа базисным заемщиком; 4) реструктуризация обязательства; 5) отказ от исполнения условий договора или установление моратория на выплату долга; 6) преждевременное исполнение обязательств базисным заемщиком <16>. Такой же перечень кредитных событий указан в Своде понятий по кредитным деривативам 2003 ISDA Credit Derivative Definitions, изданном Международной ассоциацией свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association, ISDA) <17>.
(Степанян А.С.)
("Право и бизнес", 2021, N 1)CDS-контракт может ссылаться как на единственный кредит, так и на несколько кредитов, объединенных в так называемый кредитный пул. Объектом кредитной защиты по CDS-контракту может быть в принципе любое долговое обязательство: от контракта на поставку товара до всего спектра производных долговых обязательств, в основе которых лежат, например, кредитные транши (в том числе ипотечные кредиты) <14>. Множественность базисных активов в CDS-контракте подтверждает и российское законодательство. Банк России, например, указывает, что "производный финансовый инструмент может иметь более одного базисного актива" <15>. Кредитными (страховыми) событиями в CDS-контрактах указываются: 1) банкротство базисного заемщика; 2) отказ от выплаты долга; 3) просрочка платежа базисным заемщиком; 4) реструктуризация обязательства; 5) отказ от исполнения условий договора или установление моратория на выплату долга; 6) преждевременное исполнение обязательств базисным заемщиком <16>. Такой же перечень кредитных событий указан в Своде понятий по кредитным деривативам 2003 ISDA Credit Derivative Definitions, изданном Международной ассоциацией свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association, ISDA) <17>.